Арт-объект

От варвара Аттилы до царя Бориса: лучшие партии Ильдара Абдразакова

14.10.2018 Лада ВОЛКОВА
Один из самых востребованных российских оперных певцов открыл сезон в Ла Скала. На миланской сцене Ильдар Абдразаков впервые исполнил партию испанского гранда Руи Гомеса де Сильвы в опере Верди "Эрнани", вернувшейся на знаменитую сцену спустя 35 лет. Накануне премьеры народному артисту Башкирии и обладателю титула "Лучший бас мира" исполнилось 42 года - день рождения знаменитый уроженец Уфы встречал на генеральном прогоне оперы, которой прежде не было в его обширном репертуаре. Мы решили вспомнить самые главные партии прославленного баса.

«Наверное, Верди думал про меня, когда писал «Аттилу»

 

Партия вождя гуннов Аттилы в одноименной опере Джузеппе Верди занимает особое место в творческой биографии баса.

- Я мечтал петь в этой опере с 16-ти лет, с тех пор, как только начал серьезно заниматься пением, - признается Ильдар. - Мне попалась видеозапись "Аттилы", где главную партию пел легендарный американский бас Сэмюэль Реми. Я готово был слушать запись бесконечно, я просто влюбился в эту оперу!

Партию Аттилы российский бас исполнял неоднократно, на самых разных сценах мира - от Мариинского театра до Национальной оперы в колумбийской Лиме. Один из самых ярких образов благородного варвара Аттилы он представил в постановке нью-йоркского Метрополитен-опера в 2010 году. В качестве дирижера-постановщика тогда выступал знаменитый итальянец Риккардо Мути, который считал, что молодой певец  просто создан для этой партии.

- Наверное, Верди думал про меня, когда писал эту оперу, - шутит Ильдар, задумавший в следующем году дебютировать в качестве режиссера и начать именно с постановки "Аттилы", которую планирует осуществить на сцене Башкирского театра оперы и балета. - Я досконально знаю эту оперу, но на премьере доверю петь Аттилу кому-нибудь из местных басов или приглашенных солистов - эта опера хорошо знакома артистам Мариинского театра.

Сам Ильдар последний раз пел свою любимую партию в мае минувшего года на фестивале "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербурге. Земляки знаменитого баса надеются, что и у них будет возможность услышать Ильдара в этой партии на одном из премьерных показов.

 

«Моисей и Фараон» стал «триумфом римской оперы»

 

В 2003 году знаменитый итальянский дирижер Риккардо Мути поставил редкую оперу "Моисей и Фараон" - самую значимую музыкальную версию десяти казней египетских и исхода евреев из Египта. Одну из главных партий – Моисея - он доверил  восходящей оперной звезде из России. Успех оперы был очень велик, и, прежде всего, благодаря великолепному исполнению молодого российского баса, получившего восторженные отзывы музыкальных критиков, которые писали о "полном соответствии титаническому масштабу персонажа" и "точному попаданию в образ, как в сценическом плане, так и музыкальном".

- Газеты писали, что спектакль прошел с триумфом, - вспоминает Ильдар. - Был президент Италии, причем пришел на генеральную репетицию, пригласив всех министров. Поэтому пришлось за день до премьеры петь в полный голос. Получилось, что это и был первый спектакль, на который даже вышли рецензии. Например, в главной газете Италии  Corriere della Sera написали, что это «триумф римской оперы».

Через год эту партию Ильдар исполнил на открытии после реставрации Ла Скала, а в 2009 дебютировал с ней на знаменитом Зальцбургском фестивале.

 

Бей своих, чтоб чужие боялись

 

В 2004 году состоялся дебют 28-летнего певца на сцене нью-йоркского Метрополитен-опера сразу в двух вердиевских операх. В "Дон Жуане" он спел партию Мазетто, а в "Итальянке в Алжире" он исполнил комическую партию бея Мустафы, ставшую одной из самых важных в его карьере - в ней в полной мере раскрылся незаурядный актерский талант Ильдара Абдразакова. После этой партии уроженца Уфы стали приглашать на сцену нью-йоркской оперы с завидной регулярностью - и на сегодняшний день он спел в Метрополитен-опера уже в 150-ти спектаклях!

Летом этого года Ильдар Абдразаков вновь вернулся к партии Мустафы, исполнив ее на Зальцбургском фестивале. Народный артист Башкирии произвел настоящий фурор, не побоявшись выйти на сцену с огромным накладным животом и в памперсах.

 

«Дон Карлос» дался мне нелегко»

 

Сезон 2016/2017 прошел у Ильдара под знаком "Дон Карлоса" - он пел его на нескольких европейских сценах, в том числе лондонском Ковент-Гарден.

- В Ковент-Гарден я выступаю не так часто, как, например, в Метрополитен-опера или Ла Скала, - вспоминает  Ильдар. - Партия, признаться, далась нелегко, поскольку из-за простуды мне пришлось пропустить несколько репетиций, да и первоначальный состав утвержденных артистов в последний момент изменился. Но в итоге публика встречала овациями - это было очень приятно. К тому же партию Инквизитора пел легендарный Паата Бурчуладзе, которого я слушал еще в детстве - у меня была пластинка с его записями. Я даже копировал его манеру исполнения одно время, учился у него интонированию - и, конечно, был просто счастлив спустя двадцать лет выступить с ним на одной сцене.

Короля Филиппа II Ильдар Абдразаков пел не только в Лондоне, но и в Мюнхене, в и Москве. Причем именно в этой партии состоялся его дебют на исторической сцене Большого театра в 2016 году.

- Для меня было немного странно, что я пою на самых знаменитых сценах мира, а в главный театр своей страны меня почему-то не приглашают, - заметил Абдразаков накануне премьеры.

Кстати, спектакль прошел с огромным успехом, несмотря на то, что Дмитрий Хворостовский из-за болезни вынужден был в последний момент отказаться от участия в постановке, где должен был исполнить заглавную партию. К сожалению, спеть в одном спектакле друзьям так и не пришлось.

 

«Мефистофеля я готов петь бесконечно»

 

Еще одна партия, которая числится в списке самых любимых, - это Мефистофель. Эта роль считается эталонной для басов, и Ильдар Абдразаков исполнял ее неоднократно, причем аж в трех операх - "Фаусте" Шарля Гуно и Арриго Бойто, а также "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза. На Зальцбургском фестивале в роли главного оперного злодея лучший бас мира также появлялся несколько раз - в 2015-м и 2017-м. В прошлом году, кстати, партию Мефистофеля артист пел совершенно лысым. Правда, брить голову не потребовалось: роскошная шевелюра красавца-баса не пострадала, ее просто спрятали под париком. Сам певец признался, что из всех трех Мефистофелей ему больше всего нравится опера Бойто - почти неизвестная российскому зрителю.

- "Мефистофеля" Бойто я пел только однажды, но готов петь бесконечно - это прекрасная музыка и прекрасная роль, - говорит Ильдар.

 

«Из русских опер «Князь Игорь» — единственная, которая мне подходит»

 

Партия Князя Игоря в одноименной опере, с которой артист дебютировал на сцене Метрополитен-опера в 2014-м, стала настоящей сенсацией в музыкальном мире. Это одна из самых роскошных оперных постановок, стоимостью 4,3 млн долларов, которую осуществил российский режиссер Дмитрий Черняков, пригласивший Ильдара петь заглавную партию, хотя она написана для баритона. Но Ильдар - счастливый обладатель очень редкого голоса - баса-баритона, а потому отлично справился, хотя, конечно, это было не просто.

- Из русских опер «Князь Игорь» — единственная, которая в данный момент мне подходит, - признавался в дни премьеры Ильдар. - Я не знаю, буду ли я петь ее лет через 10-20, но сейчас, пока у меня свежий голос, есть силы, я еще могу.

В одном из спектаклей артист вообще мог серьезно покалечиться.

- Там есть сцена, где я должен падать в маковое поле, что я удачно и проделывал на репетиции, - вспоминает Ильдар. - Но когда я упал навзничь, то со всей силы ударился головой об пол - оказалось вместо толстого матраса, на который я без проблем приземлялся, почему-то оказался тоненький. Я три дня потом не мог ходить в театр, у меня страшно болела шея.

В феврале 2017 года оперу "Князь Игорь" с Ильдаром Абдразаковым в главной партии увидела и европейская публика - спектакль показали в Национальной опере Голландии в Амстердаме.

 

«Браться за Годунова до сорока я бы не посоветовал никому»

 

Парижскую постановку оперы «Борис Годунов» Мусоргского, где Ильдар Абдразаков спел титульную парию, называют главной музыкальной сенсацией 2018 года. Спектакль в постановке бельгийского режиссера Иво ван Хове и российского дирижера Владимира Юровского получился радикальным и необычным - в основу постановки легла самая первая, малоизвестная версия оперы, где все сосредоточено на драме одного человека, царя Бориса, который умер под гнетом страшных угрызений совести. Ильдар Абдразаков несколько раз получал предложения от разных театров петь Бориса, но до последнего времени не решался браться за эту партию.

- До нее надо было дорасти - и психологически, и вокально, - поясняет Ильдар. - Басы развиваются постепенно, и браться исполнять Бориса до сорока лет я бы не посоветовал никому. Конечно, я начал готовится к этой партии задолго до начала репетиций, которые длились пять недель - вместе с моим концертмейстером мы досконально разбирали партию - дотошно, по фразам.

На российской сцене партию Бориса Годунова Абдразакову еще исполнять не доводилось  - пока увидеть его в этой опере смогли только его состоятельные соотечественники-меломаны, которым ничего не стоило оправиться на премьеру во Францию. Правда, некоторым не повезло - в театре случилась забастовка рабочих сцены, вынудившая артистов в один из вечеров исполнить концертную версию оперы. Впрочем, искушенная парижская публика и на этот раз провожала Абдразакова овациями и криками "браво!"

В опере "Сказки Гофмана", которую на сцене Мариинского театра поставил возмутитель оперного спокойствия Василий Бархатов, Ильдар исполнял сразу четыре партии - злодеев Линдорфа, Коппелиуса, Доктора Миракля и Капитана Дапертутто. За "дьявольскую четверку" он получил одну из самых престижных театральных национальных наград - премию «Золотая маска» - еще одно своеобразное воплощение Мефистофеля.

- Такова участь басов - мы просто обречены петь либо царей, либо злодеев, - не раз подчеркивал певец.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты