Арт-объект

Алексей Гуськов: «Я, конечно, системный, но раздолбай»

03.12.2018 Вика ЗВЕРЕВА
Российский актёр театра и кино, которого зрители особенно полюбили за его роли в кинофильмах «Классик», «Мусорщик», «Граница. Таёжный роман», начал сниматься в 1985 году. На счету Гуськова более 75 ролей в кино. Алексей является продюсером более 15 картин. В этом году актер отметил 60-летие. К юбилею он подготовил себе подарок – премьеру фильма "Вечная жизнь Александра Христофорова", в котором он не только снялся в главной роли, но и выступил в качестве продюсера. Картину он представил и уфимскому зрителю.

«Я не хочу увидеть старость своих детей»

 

- Как выбираете сценарии?

- Я читаю, и если там нет темы, то мне очень трудно, я дико мучаюсь. В итоге я должен обмануться, а иначе никак не получается. Поэтому в «Вечной жизни» прежде всего - размышления. Мне было очень легко работать, потому что я много всего представляю про свою профессию, я знаю, где мы сильны, а где беззащитны. Но это все-таки фантазийная история. Как говорится, сказка - ложь, да в ней намек. Даже по трейлеру видно - там солнце, кричат чайки, море. Картиночка просто звенит! Задача оператору ставилась - показать сказку. Но в сказке есть определенные смыслы. Действие происходит в парке развлечений – так я сейчас себе представляю нашу жизнь. Скажем, если я сейчас захочу проехать из одного места в другое, увы, мне маршрут не покажут, а предложат купить что-то,  будет просто дикое количество предложений. Вот так мы сейчас живем. Поэтому моего героя мы поселили в некий парк развлечений, где он существует как актер.

- Как ответите на вопрос "что бы вы делали, если бы жили вечно"?

- Я бы не смог ответить на этот вопрос. Мне даже представить такое страшно. Тогда должны жить вечно все вокруг. Например, я не хочу увидеть старость своих детей. Все должно быть в свое время. Вечная жизнь - это ... Сейчас как разумничаюсь, держитесь! Это только мои размышления, я их не навязываю, но мне кажется, что в них есть смысл. Понятия счастья, любви - это не больше чем понятия. Самое главное, что составляет нашу жизнь, это память, откуда мы приходим и память, в которую мы уходим. Больше ничего нет. Я говорю о рождении и смерти. Это две реальных вещи в жизни. Все остальное - очень эфемерно. Почему память? У Метерлинка даже есть такая пьеса о нерожденных детях. В ней малыши, которые еще не родились, смотрят сверху и выбирают папу и маму. Такой вот образ. Мы ведь когда ждем ребенка, ходим на УЗИ, проверяем, кто это - мальчик или девочка. Мы как-то придумываем себе этого человека, а это ведь память, образ. Но когда человек уходит, ничего от него не остается. Ничего совершенно. Кроме памяти. Если он есть в человеческой памяти, он живет. Если  нет, то хоть тысячу книг напиши, его все равно забудут. Понимаете? Как я себе представляю вечную жизнь? Это количество хорошей памяти о человеке и больше ничего.

- Какие свои роли вы особенно цените?

- Я, конечно, системный, но я раздолбай. С определенного времени, как я появился в кинематографе, мне поступали разные предложения. Но поскольку я должен все делать перфектно, то я это так и делал. Но душа моя давно не там, с самого начала не там. У меня  карьере есть нероссийский фильм, называется "Концерт". Это очень известная французская картина, номинированная на "Золотой глобус", я за нее получил национальную кинопремию в Италии. Кроме меня там снимались Валерий Баринов, Дмитрий Назаров, Анна Каменкова. Это арт-мейнстрим. История про российского дирижера, который 30 лет не дирижировал, а работал мусорщиком в Большом театре. Но так как он все равно дирижер, приходит факс с предложением сыграть в Париже концерт. Он собирает старых музыкантов, которых 30 лет назад разогнали, и, подменяя Большой театр, едет выступать. Играет, безусловно, блестяще, но с героями по ходу картины происходит дикое количество приключений. Фильм снят по законам Хичкока, все время задаешься вопросом "а удастся ли им"? Но герои все преодолевают. Я играл первый раз в большом объеме такого персонажа. Это комическая роль с кусочками трагикомической. Дима Назаров на 65-й съемочный день  привез режиссеру кусочек из "Таежного романа", где я съел волка. Я подхожу, а режиссер оборачивается и уточняет, я ли там играю. И вдруг говорит: "Если бы я посмотрел этот фильм раньше, я бы в жизни тебе не дал эту роль". Он не поверил, что я смогу так сыграть. Все мои работы последнего времени, где я продюсер и где я могу повлиять на процесс, связаны с жанром комедии. На следующий год выходит картина про детского писателя. Там есть тема поиска счастья, поиска жизни. Главное - правильно ставить вопросы. Вот я их ставлю, но не тяжело, не напряженно. Я не хочу про другое смотреть. Больше не хочу.

 

«Меня тошнит от понятия «доброе кино»

 

- Почему у нас мало хороших экранизаций литературных произведений?

- Экранизация - это трудно, потому что у каждого из нас от прочитанного есть свои впечатления. Ну вот какой Пьер Безухов? Как Бондарчук? Или как герой, которого снимали англичане? У каждого из нас - свой. Знаем, что круглые очки, полноватый... Ромео и Джульетта - у всех свое представление. Экранизация - самая неблагодарная и сложная вещь. У меня есть своя идея - "Подросток" Достоевского. Но это совершенно отдельно стоящая вещь. Назовите мне действующих лиц "Подростка"? Нет. А если я скажу "Преступление и наказание" - вы сразу назовете. Вот поэтому "Подросток" - отдельная история. За нее можно браться, я считаю. Но это мои убеждения и не значит, что так надо поступать.

- Часто ли вы общаетесь со зрителями? И замечаете ли вы, что хочет видеть молодежь на экранах кинотеатров?

- Я до 2012 года преподавал, а потом у меня просто перестало хватать на это времени. Тогда я еще что-то мог сказать... Но если раньше поколение менялось раз в 10 лет, то в 2000-х поколение менялось уже раз в семь лет. В последние годы - раз в пять лет. Сегодня даже еще быстрее. Молодежь всегда была разная, соединялась она только на желании поступить в вуз, заработать первые деньги или влюбиться. А в целом все очень разные. Я поехал в тур, потому что мне надо посмотреть, кто смотрит мое кино. Я понимаю, что есть зрители, которые со мной вместе взрослеют. Известность - это кредит доверия зрителей. Меня радует разновозрастность аудитории, которая приходит на показы. В принципе мы даже могли сделать возрастной ценз фильма 6+, но побоялись отпугнуть взрослую аудиторию.

- Часто ли сидите в интернете и соцсетях?

- Я все обязательно проверяю, когда есть время. Не скажу, что я черпаю новости из интернета, потому что я уже давно верю только своим глазам. Я все перепроверяю и затем составляю собственное мнение. По соцсетям у меня произошел очень большой отбор, я от многих отписался.

- Это ваша 15 картина, где вы выступили продюсером. Чем вас привлекает эта работа?

- У меня никогда не было испуга перед этой профессией, всегда была потребность. Я продюсер одного из первых российских анимационных сериалов "Незнайка на Луне". Я испытываю восторг перед любым чужим талантом, каким я не обладаю. Например, анимация. Когда мы делали "Незнайку на Луне", у нас очень много чего не получалось. Мы поехали на студию "Дисней" в Орландо, потому что один из ведущих российских аниматоров уехал в перестройку в США. Этот профессионал сделал нам эту историю, и мы договорились, чтобы он с коллегами немного пробежался по персонажам. Весь менеджмент там был американский, а все, кто производит мультфильмы, - это три китайца, два русских, датчанин, малазийцы и голландец - работали непосредственно в студии. Эти художники были скуплены со всего мира. Они - лучшие. Дальше была русская водка и обаяние. И вот таким образом я попросил их пробежаться по персонажам. Не поверите, но я видел человека, который брал левой ногой карандаш и рисовал лошадь. Понимаете, я испытываю восторг перед чужим талантом. С этим и связана моя продюсерская деятельность. "Таежный роман", "Охота на изюбря", "Узкий мост" - это некая потребность. Но где-то с 2015 года я перестал стрелять, есть животных. Я больше не хочу. Я хочу про любовь. Меня тошнит от слова "доброе кино", я этого не понимаю. Я не понимаю, что такое доброе и злое кино. "Один дома" - это доброе или злое кино? А вот настроение - это я понимаю. С чем выходит человек из кинотеатра. Я хочу, чтобы в фильмах, где я принимаю участие, было классное настроение. Мне хочется именно этим заниматься. И я так и делаю.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты