Арт-объект

Режиссерский дебют Абдразакова в Башкирской опере начали ставить без Ильдара

10.01.2019 Лада ВОЛКОВА
2019-й, как известно, объявлен в России Годом театра. Зрителей ждет множество масштабных проектов и премьер, одной из которых, без сомнения, станет опера Джузеппе Верди "Аттила" на сцене башкирского театра. Постановка о вожде гуннов станет режиссерским дебютом всемирно известного баса, народного артиста республики Ильдара Абдразакова. Премьера намечена на апрель, но еще в декабре уфимцы успели ознакомиться с главным музыкальным событием сезона: любителей классики услышали концертное исполнение исторического блокбастера Джузеппе Верди.

Без грима и декораций

 

Концертное исполнение оперы - довольно редкое явление, требующее от исполнителей высочайшего мастерства. Ведь без декораций, грима и  костюмов им приходится рассчитывать исключительно на собственные силы. Но с другой стороны и не всякий меломан способен выдержать несколько часов арий и хоров без антуража, пусть даже это и музыкальный шедевр, каким является опера Верди.

Внимание меломанов главная  постановка сезона, премьера которой намечена на апрель, привлекла еще год назад, когда стало известно, что ставить ее будет один из самых выдающихся российских оперных певцов, прославленный бас Ильдар Абдразаков. Народный артист Башкирии сделал сенсационное заявление о желание попробовать себя в качестве режиссера еще в преддверии первого международного фестиваля своего имени, который он открыл в прошлом году в родной Уфе.

Опера "Аттила" выбрана не случайно - это коронная партия артиста. Более того, музыкальные критики и профессиональные музыканты считают его одним из лучших в мире исполнителей этой партии.

"Ильдар Абдразаков обладает не только выдающимися вокальными данными, но и потрясающей внешностью, как нельзя лучше подходящей для этой роли. С точки зрения вокального мастерства и актерского таланта его интерпретацию образа можно назвать лучшей интерпретацией нашего времени", - заявил знаменитый итальянский дирижер Риккардо Мути, которого можно смело назвать крестным отцом башкирского певца.

Маэстро почти два десятка лет назад доверил молодому российскому таланту заглавную партию в своей постановке "Аттилы" на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера, а через год Ильдар спел партию вождя гуннов на сцене Мариинского театра. За двадцать лет артистической карьеры, которую Абдразаков праздновал в минувшем году, певец исполнял партию Аттилы множество раз на самых разных сценах мира. Свой сезон 2018-2019 годов прославленный миланский театр Ла Скала открыл "Аттилой" с Ильдаром Абдразаковым. Постановка стала настоящим событием - премьеру посетил даже президент Республики Серджо Маттарелла, до этого два года не появлявшийся в театре.

Впрочем, уфимским меломанам, судя по всему, пока не удастся услышать своего прославленного земляка в его коронной партии - дебютант-режиссер сразу заявил, что доверит петь Аттилу кому-нибудь из местных или приглашенных солистов. Уже известно, что в один из премьерных дней это будет старший брат Ильдара, солист Мариинского театра и народный артист республики Аскар Абдразаков, а в другой - ведущий солист Башкирской  оперы Артур Каипкулов, который и пел Аттилу в концертном исполнении в декабрьской премьере театра.

- Аттила - одна из тех партий, о которой мечтаю все басы. И я не исключение: давно мечтал воплотить на сцене этот образ, - признался Артур Каипкулов накануне дебюта.

 

Исторический блокбастер

 

"Аттилу" - девятую оперу итальянского классика - вполне можно назвать историческим блокбастером. В ней есть и героическая борьба латинской цивилизации против варварских орд, любовь и предательство, политическое коварство. Герои оперы, в основу которой положена драма друга Гете, немецкого писателя Фридриха Людвига Захария Вернера "Аттила, король гуннов", - реальные исторические лица. По крайней мере, трое из них. Это сам Аттила, римский полководец Флавий Аэцио и папа римский Лев I, выступающий в опере под именем старого римлянина Леоне. Действие происходит в 452-453 годах, когда Аттила со своими ордами вторгается в Италию и первой его жертвой становится город Аквилея на берегу Адриатического моря. Аттила планирует поход на Рим, но захватить вечный город варвару, прозванному "бич Божий", было не суждено. В опере его убивает прекрасная пленница, которую он намерен взять в жены, - Одабелла, дочь правителя Аквилеи, павшего от рук варваров. В действительности Аттилу отговорил идти на Рим никто иной, как глава римско-католической церкви, тот самый Лев I, вошедший в историю как Лев Великий. Он возглавил делегацию, вступившую в переговоры с Аттилой. Впрочем, как считают историки, папа просто откупился от Аттилы. А еще спасению Рима способствовала эпидемия, разразившаяся в стане гуннов - то ли чума, то ли дизентерия.

Скончался же Аттила не на поле брани, а в своей постели в первую брачную ночь, когда, будучи уже в почтенном шестидесятилетнем возрасте, задумал жениться на совсем юной  девушке. Отчего он в итоге умер - доподлинно неизвестно, что и породило немало легенд, в частности ту, что легла в основу либретто оперы Верди. Конечно, все эти занимательные подробности из жизни великого варвара из программки не узнаешь - там лишь краткое содержание оперы, с не слишком впечатляющим сюжетом. Зато музыка оперы способна увлечь даже неискушенного слушателя - эффектные арии, массовые хоры, энергичные маршевые ритмы не утомят никого. Это признают даже не слишком жалующие оперу театралы.

А вот зрители познакомиться с главной премьерой сезона не рвались. Хотя  на уфимской сцене опера никогда прежде не ставилась, тем не менее концертное исполнение "Аттилы" аншлагом похвастаться не смогло - оно привлекло лишь истинных любителей классики и профессиональных музыкантов - в партере мелькали знакомые лица солистов оперной труппы театра, не занятых в постановке. Пока режиссер-постановщик пел свою коронную партию в Ла Скала, вся подготовка к будущей премьере легла на плечи дирижера-постановщика, в качестве которого выступил худрук театра, лауреат "Золотой маски"  Артем Макаров.

Когда к репетициям приступит непосредственно режиссер, точно сказать пока затруднительно - гастрольный график Ильдара Абдразакова, входящего в первую десятку самых востребованных российских исполнителей за рубежом, очень плотный. Так в первых числах января знаменитый бас закончил петь Аттилу на миланской сцене, но тут же отправился за океан, где до 20 февраля будет исполнять партию Лепорелло в опере Моцарта "Дон Жуан" в постановке нью-йоркского Метрополитен-опера. В начале марта у баса запланирован сольный концерт в Праге, а с 19 по 24 марта состоится второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова. В списке фестивальных городов на этот раз оказались Москва, Казань и Альметьевск, но башкирской столицы в их числе, к сожалению, нет. Тем не менее Ильдар уверен, что сумеет выкроить окно для репетиций башкирского "Аттилы".

 

Точно по нотам

 

В театре заверили, что репетиции начнутся уже в конце января. Правда, пока с ассистентом Ильдара Абдразакова, имя которого назвать затруднились. В эти же сроки ожидается приезд в Уфу художника-постановщика оперы - им стал друг Абдразакова, московский театральный  художник Иван Складчиков, который, как выяснилось, уже целый год работает над образами героев оперы. Иван из актерской династии, его отец - служит в Малом театре, мама - в Российском молодежном театре, а сам он несколько лет играл на сцене питерского театра "Луна", пока не переквалифицировался в художника. За театральную постановку Складчиков берется не впервые, на его счету несколько видных работ: одна из последних - балетный проект "Прекрасная М" о судьбе русских балерин, эмигрировавших из России после революции. В Башкирию художник приедет не впервые - весной прошлого года он был гостем фестиваля Абдразакова, осенью - фестиваля "Шаляпинские вечера в Уфе ", а в конце года посотрудничал с фондом "Мархамат" - оформлял для него витрину на "Душевном базаре" в московском Гостином дворе. Главной темой оформления башкирского павильона стала серия художника "Урал-батыр". На странице в инстаграме Складчиков признался, что на создание образа Урала-батыра его вдохновил Ильдар Абдразаков. Есть там и герои "Аттилы" - художник подчеркивает, что не может дождаться "когда они заговорят". Точнее запоют.

- Чтобы поставить оперу "Аттила", нужны четверо первоклассных исполнителей, - признался еще весной прошлого года Ильдар Абдразаков.

В Башкирской опере подходящие голоса нашлись - в образе царя гуннов очень органично смотрелся лауреат оперной премии "Онегин" и обладатель диплома "Артист" Радио России" Артур Каипкулов, с труднейшей партией Одабеллы достойно справилась заслуженная артистка республики Лариса Ахметова, а римского полководца Эцио - Ян Лейше. Партия жениха Одабеллы – Форесто - досталась Владимиру Орфееву.

Всем им еще предстоит огромная работа, прежде всего - с музыкальным материалом. Перед концертным исполнением Артур Каипкулов признался журналистам, что еще не достаточно выучил партию, как, впрочем, и все остальные - на сцене перед каждым солистом и хористом стоял пюпитр с нотами, что, безусловно, мешало артистам входить в образы своих героев.

К слову, исторический Аттила по свидетельству его современников был внешне совсем не похож на статного красавца Абдразакова. "Бич Божий" и "разоритель Европы" был не столь привлекателен - малорослый, смуглый - типичный представитель тюркского племени. Так что 32-летний уроженец Баймакского района Артур Каипкулов, как-то пожаловавшийся в интервью, что никогда не сможет спеть царя Бориса - типаж не тот - лучше подходит для этой партии с точки зрения исторической достоверности. Конечно, ему еще предстоит много работать над образом великого варвара с точки зрения актерского мастерства. Одного вокала, даже такого безупречного, как у Артура Каипкулова, будет недостаточно. Сумеет ли башкирский "Аттила" покорить публику и стать событием в культурной жизни не только республики - будет ясно уже скоро. Ильдар Абдразаков даже озвучил дату премьеры - 27 апреля.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе