Арт-объект

Киноитоги 2018-го: переживания и пережевывания

13.01.2019 Андрей КОРОЛЁВ
Минувший год для российского кинопроката раскручивался со скрипом и ближе к своему концу чуть ли не каждую неделю выстреливал громкими премьерами. Так или иначе отечественное кино сумело вновь заявить о себе и установить новые кассовые рекорды, а зарубежное – напомнить, что все еще способно удивлять. Традиционно речь пойдет только о фильмах, которые выходили в прокат в 2018 году.

Блокбастер года

Как и в прошлом году, самым кассовым фильмом стала экранизация комиксов. Marvel по-прежнему находится в отличной форме и в этом году выпустила еще одну связку фильмов про супергероев. Наиболее прибыльным стал кроссовер «Мстители: Война бесконечности». В нем несколько десятков персонажей из разных комиксов объединились, чтобы противостоять злодею Таносу, решившему уничтожить ровно половину вселенной. В мировом прокате фильм собрал 1,37 млрд долларов, в России – 34,8 млн долларов, став лидером проката в обоих случаях, если оставить сборы «Движения вверх» в отчетах 2017-го. Супергерои потерпели поражение, но грядущей весной должна выйти вторая, заключительная часть этого эпического замеса. Авторы держат в строжайшей тайне, каким образом добро все-таки победит зло и кто из героев восстанет из мертвых, а значит, все деньги мира в этом году снова уйдут в кассу Marvel.

 

Тема года

Ставка на духовные скрепы в России продолжает набирать обороты. Небезуспешно попробовав на зуб тему освоения космоса, российские продюсеры переключились на спорт и отчасти на Великую Отечественную войну, поскольку в рамках этих тем несложно говорить о стереотипном патриотизме. Спортивная драма Антона Мегердичева «Движение вверх», вышедшая в конце 2017 года, на повышенных тонах рассказывает о победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Из-за пограничной даты проката фильм записывают в лидеры отечественного проката то 2017-го, то 2018-го. Так или иначе фильм собрал 53,8 млн долларов, став самым кассовым фильмом в истории современного российского проката, несмотря на искажение некоторых исторических фактов в угоду художественному замыслу и ура-патриотическому посылу.

На волне этой победы удачно зашла в прокат спортивная мелодрама клипмейкера Олега Трофима «Лед», которая скрестила фигурное катание, мюзикл и русскую народную сказку о таланте из глубинки. Эта история также стала одной из самых кассовых, заработав 26 млн долларов. Замкнул круг спортивных переживаний и пережевываний режиссерский дебют Данилы Козловского «Тренер» с собой в главной роли. Фильм про эффективного менеджера, поднявшего на пьедестал провинциальную футбольную команду, как будто случайно вышел в преддверии Чемпионата мира по футболу. В итоге 14 млн долларов сборов, несмотря на отсутствие какой-либо внятной авторской интонации. Впрочем, оно и понятно: камон, ребят, это же Козловский.

Более сдержанно был принят режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор» о побеге из немецкого концлагеря. Фильм был выдвинут на премию «Оскар» от России, не отметился кассовыми рекордами, после чего стал потихоньку забываться. Но военную тему уже в новом году подхватил «Т-34» Алексея Сидорова. Очередная история из героического прошлого при участии продюсеров «Движения вверх» быстро захватила новогоднего зрителя – ведь добро должно быть с кулаками, а праздники в России – со слезами на глазах.

 

Жанр года

Если в России с любым жанровым кино по-прежнему все довольно сложно, то за рубежом в минувшем году из небытия неожиданно вылез вестерн. В частности, громко заявили о себе «Братья Систерс» Жака Одиара и «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэн. Примечательно, что оба фильма получили награды на Венецианском кинофестивале: европейский – за лучшую режиссуру, американский – за лучший сценарий.

«Баллада» – киноальманах из шести короткометражек – вышла на стриминг-сервисе «Нетфликс», но потеряла свой первоначальный сериальный облик. В финальном монтаже чувствуется, что за кадром остается очень многое и, в том числе, довольно ценное. Тем не менее Коэнам снова удается нащупать свою интонацию и в каждой серии по-своему рассказывать о смерти, инкрустируя в финальной части Смерть с большой буквы. Жанр, вновь возникший на горизонте массового кино, – не постмодернистская игра в цитаты и уж тем более не жанр в первозданном виде, а нечто новое, разложившее вестерн на составные части и пересобравшее его заново, ориентируясь на конкретные авторские интонации. В этот же переосмысленный контекст входит и «нежный вестерн» француза Жака Одиара о двух братьях, которые отправляются на охоту за химиком-золотоискателем.

 

Комикс года

«Человек-паук: Через вселенные» в определенном смысле идет по пути последних «Мстителей». В сражении с могущественным злодеем силы добра вынуждены объединиться, и поэтому из параллельных вселенных сыпятся, как хармсовские старушки из окон, Человеки-пауки самых разных мастей. Трехмерная анимация, которая давно вошла в мейнстрим и как будто бы успела поднадоесть, напоминает, что может шагать в ногу со временем. В данном случае – по-новому работать с переносом динамики комикса на экран. К счастью, мультфильм может похвастаться не только удачной и захватывающей формой, но и свежим примером удачного сторителлинга. Так что весь хайп, который критика устроила очередному эксперименту с мультивселенными, – не фикция, а вполне оправданный восторг. Мультфильму удается быть смешным, модным и добрым одновременно, а это сейчас редкость.

 

Комедия года

При всех режиссерских шероховатостях и необязательных приукрашиваниях «Я худею» Алексея Нужного – штучная для российского жанра история о человеческом несовершенстве и его принятии. В первую очередь, это не эпигонская имитация, а вполне самостоятельная история с галереей довольно харизматичных актерских работ – от Ирины Горбачевой, наконец-то избавившейся от звания инстаграм-сенсации, до Романа Курцына, которому комедийные роли удаются гораздо больше, чем игра в мебель в недавнем «Крыме». Настоящей удачей стала Александра Бортич, сыгравшая здесь одну из своих первых главных ролей. Не последний плюс в том, что здесь нет привычного для российских комедий юмора ниже пояса. «Я худею» - не шедевр, но, как минимум, приятная надежда на раскрытие потенциала в будущем. К слову, 11,4 млн долларов сборов при бюджете в 1,7 млн – отличный результат для массового кино в России.

 

Приключение года

Стивен Спилберг экранизировал гиковский роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» и в очередной раз доказал, что старый конь борозды не портит. Зритель следует в виртуальный мир вслед за героем, знатоком поп-культуры 80-х годов, и непрерывно узнает всевозможные «пасхалки», которыми набит фильм: кто-то угадает несколько десятков, кто-то – сотню, но довольны будут все. Фильм-аттракцион активирует давно заснувшего внутреннего подростка, тихонько ностальгирующего по игровым приставкам, и не оставляет реальности даже маленького шанса: оторваться от экрана практически невозможно, несмотря на примитивный сюжет поиска спрятанного сокровища.

 

Мультфильм года

Со времен «Бесподобного мистера Фокса» прошло 10 лет, и Уэс Андерсон посчитал необходимым снять еще одну историю в формате кукольной анимации – «Остров собак». Он вновь собирает своих любимых актеров и, вдохновленный шедеврами Акиры Куросавы, рассказывает историю о японском подростке Атари, который отправляется на поиски своей собаки. Безукоризненные цветовые и геометрические решения так бы и оставили мультфильм детской незабудкой, если бы не финал, который заставляет взглянуть на все произведение под другим углом. В частности, показанная смена власти, при которой представители социальных верхов и низов меняются местами, не решают проблемы репрессивного аппарата в корне: колюще-режущие векторы между человеком и государством остаются теми же, а история развивается по спирали. В итоге нечто большее, чем просто развлекательное зрелище Уэса Андерсона, завоевало «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу на Берлинале-2018.

В российской анимации стоит упомянуть о биографическом анимадоке Левана Габриадзе  «Знаешь, мама, где я был?». Часовая история основана на байках и рисунках отца Левана – знаменитого сценариста и художника Резо Габриадзе – и фокусируется на детских воспоминаниях. Десятилетний Резо живет в Кутаиси. Он ходит в библиотеку, где читает книги и дружит с крысой по имени Ипполит, летом живет в деревне у бабушки с дедушкой и общается с лягушкой, а в школе из портретных рам с ним разговаривают Ленин и Сталин, настаивая на ссылке маленького Резо в Сибирь. Кажется, та степень лиризма и трогательности, достигнутая в этой истории, не могла бы существовать в каком-либо другом жанре.

 

Драма года

Мартин Макдонах, в первую очередь, известен как режиссер фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», а потом уже как драматург. В минувшем году в прокат вышел его третий фильм, который наверняка обгонит по популярности его предыдущие работы, - «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». История о поиске правосудия обладает виртуозной интригой, которая завязывает персонажей в бараний рог, причем линия развития героев не так проста, как может показаться на первый взгляд. Фильм получил множество наград, в том числе «Оскар» за свои роли взяли Фрэнсис Макдорманд и Сэм Рокуэлл, сыгравший, кажется, лучшую роль в своей карьере.

В российском кинодрам хватает, но напомнить хотелось бы о «Язычниках» Валерии Сурковой. Фильм про чересчур религиозную бабушку, которая пытается вернуться в семью после продолжительного скитания по монастырям, - экранизация пьесы Анны Яблонской, погибшей во время теракта в Домодедово в 2011 году. На фоне скандального «Ученика» Серебренникова «Язычники» пролетели в прокате практически незаметно, хотя тоже смело и метко размышляют о современной одержимости религией.

 

Документ года

О документалисте Виталии Манском широко заговорили в России в 2015 году, когда он снял фильм «В лучах солнца», красноречиво иллюстрирующий тоталитарный режим в Северной Корее. В минувшем году он представил публике свой новым фильм «Свидетели Путина». Фильм основан на архивных съемках Манского 1999-2000 годов, в которых документалист сфокусировался не столько на фигурах Ельцина, Горбачева, Путина и других известных политиков, сколько на обстоятельствах смены власти в России. Выдержанные временем кадры выглядят, как минимум, любопытно и заставляют задуматься о специфике современной власти в стране, где важнейшим из искусств, кажется, стал телевизор. Вполне логично, что премьера фильма для российского зрителя прошла в интернете и вряд ли когда-то окажется в отечественном прокате.

 

Артхаус года

Что касается кино европейского, то здесь на первый план выходит Аличе Рорвахер с фильмом «Счастливый Лазарь», которая возвращает итальянскому кино былое величие. Притча о современном святом тематически продолжает киноразговор Аличе о гибели деревенской культуры в Италии, формально – наследует традициям итальянского неореализма. На Каннском фестивале фильм получил утешительную награду – за лучший сценарий, но, кажется, это далеко не самый примечательный элемент «Лазаря».

Азиатское кино выстреливает сразу несколькими громкими драмами. Корейский режиссер Ли Чан-дон сделал вольную экранизацию рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай» со звездой сериала «Ходячие мертвецы» Стивеном Яном. Получившийся в итоге триллер «Пылающий» о метафоре разрушительного внутреннего огня, о котором по-своему рассказывали Линч и Триер, - один из редких случаев, когда экранизация оказывается мощнее литературного оригинала. Кроме того, вышли «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды – «Золотая пальмовая ветвь» Канн и один из главных претендентов на «Оскар» среди иностранных фильмов в 2019 году. Тема семьи не первый год подряд атакует каннский конкурс, и в этом смысле фильм Корээды, который ставит под сомнение институт семьи как таковой, подводит в этом вопросе очень интересную черту.

В России «другое кино» традиционно стало поводом для ожесточенных дискуссий, в том числе и среди критиков, обсуждающих новизну и необходимость затронутых тем и форм. Так или иначе хочется отметить три фильма: нетипичный байопик Германа-младшего «Довлатов», эскапистскую картину от режиссера-призрака Рустама Хамдамова «Мешок без дна» и молчаливый жанровый перевертыш «Человек, который удивил всех», ставший триумфальным дебютом для Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.

 

Персона нон-грата года

Кириллу Серебренникову, который продолжает находиться под домашним арестом, удалось закончить и выпустить в прокат фильм «Лето», перешагнув от артхауса к массовому, но изысканному кино. В первую очередь, это история о безудержной молодости и творчестве, вступающая в диалог с пушкинским сюжетом о Моцарте и Сальери, и только во вторую – о Викторе Цое, дружбе с Майком Науменко и его женой Натальей на фоне застойных 80-х. Роль Майка неожиданно органично сыграл лидер группы «Звери» Роман Билык, а сама группа получила приз за лучший саундтрек на Каннском фестивале, где прошла мировая премьера фильма. Не менее убедителен в роли Цоя корейский актер Тео Ю, в том числе благодаря озвучиванию Дениса Клявера (экс-«Чай вдвоем») и исполнению музыканта-любителя из Якутии Петра Погодаева. Сам фильм насыщен песнями Цоя и Майка, а также мюзикловыми вставками, в которых исполняют хиты Дэвида Боуи, Игги Попа, Лу Рида и других популярных музыкантов той эпохи. В российском прокате «Лето» смогло собрать лишь 1,4 млн долларов, но уверенно вошло в топы зарубежных киноизданий – например, знаменитого французского Cahiers du Cinema.

 

Актер года

Стахановцем 2018-го в России можно смело объявлять Александра Петрова, который в этом году окончательно вошел в топ главных надежд отечественного киномейнстрима, заставив потесниться Данилу Козловского и подзабытого Петра Федорова. Петров сыграл главные роли в ключевых премьерах, принесших большую кассу или высоко оцененных критиками, – в спортивно-музыкальной мелодраме «Лед», сериалах «Гоголь» и «Звоните ДиКаприо». Кроме того, именно Петров на большом экране проводил минувший год с комедией «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» и 1 января встретил всех желающих в военном боевике «Т-34». К слову, оба новогодних фильма уже пробили планку сборов в миллиард рублей.

Что касается мирового проката, то логично будет отметить Тома Харди, который сыграл главную роль в боевике «Веном». История антигероя комиксов до недавнего времени была лишь частью франшизы о Человеке-пауке. К сожалению, фильм Рубена Фляйшера получился во всех отношениях пустым и больше напоминает второсортные боевики нулевых: здесь нет ни захватывающих спецэффектов, ни интересной истории с логичным развитием событий, ни ярких персонажей. Несмотря на все эти недостатки Том Харди, видимо, так любим российскими зрителями, что «Веном» вошел в тройку самых кассовых фильмов в российском прокате.

 

Актриса года

Больших ролей у российских актрис по-прежнему предельно мало, как и режиссеров, которые решаются вынести их на первый план. Ирина Старшенбаум, быстро набирающая популярность после «Притяжения» Бондарчука, очень органично и почти без слов сыграла Наталью Науменко в «Лете» Серебренникова. Наталья Кудряшова стала лучшей актрисой в программе «Горизонты» Венецианского фестиваля, хотя эту награду в фильме «Человек, который удивил всех» вполне мог бы получить и Евгений Цыганов. Ирина Горбачева, которая почему-то все еще находится на втором плане, запомнилась по ролям в комедии «Я худею» Нужного и драме «История одного назначения» Смирновой. Любопытно – но пока не более того – оказалось перевоплощение Полины Максимовой в мелодраме «Без меня» Кирилла Плетнева.

 

Сериалы года

Продюсеры, кажется, поняли, что сериалы могут быть интересным телепродуктом, поэтому выпустили целый ряд соответствующих премьер. Так, например, в этом году завершился сериал «Гоголь» Егора Баранова, спродюсированный Александром Цекало. История в стиле «Сонной лощины», превратившая гоголевские тексты в тривиальный ужастик, оказалась слишком дорогой – около 30 млн рублей за серию, чтобы просто так пускать ее в эфир. Региональные букеры, которые пришли в восторг от пилотной серии, внезапно попросили широкую роспись показов в замкадных кинотеатрах, и авторы решились на авантюру. Из сериала сделали три полнометражных фильма, которые в 2017-2018 годах показали в кино. В итоге каждый из них заработал около 440 млн рублей, чего не ожидал никто. По слухам, идет разработка второго сезона сериала.

Еще один важный сериал в этом году – «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова. Примечательно, что историю про успешного актера, переставшего считать окружающих за людей и в вихре светских пьянок подхватившего ВИЧ, тоже показали не по телевизору, а на онлайн-сервисе ТНТ. Кажется, что Крыжовников, еще недавно мастеривший комедийные сериалы и трэшовые комедии, сумел тонко и органично рассказать историю трагическую.

Противоречивой, но от того не менее любопытной стала премьера сериала Бориса Хлебникова «Обычная женщина». В нем Анна Михалкова сыграла владелицу цветочного магазина, которая ведет двойную жизнь и незаметно от всех является сутенершей. Отзывы на сериал получились максимально противоречивые, а рейтинги – провальными. Возможно, публика, не остывшая к «Аритмии», ожидала чего-то другого.

 

(Раз)очарование года

В этой противоречивой категории с огромным отрывом побеждает «Богемская рапсодия» Брайана Сингера о группе Queen. Примечательно, что Сингер за несколько недель до завершения фильма бросил съемки и в режиссерское кресло сел один из продюсеров Декстер Флетчер. Примечательно потому, что история вышла максимально продюсерская: вместо Саши Барона Коэна, чей вызывающий образ, в общем-то, сопоставим с солистом легендарной группы, на главную роль взяли неприметного Рами Малека, известного по сериалу «Мистер Робот». Вместо реалистичной драмы получился скучный байопик, из которого про Фредди так ничего и не узнать, кроме того, что парнишку засосала опасная трясина, а его коллеги по группе – единственная семья, перед которой он должен раскаяться – хотя бы на экране. В качестве ключевых драматургических деталей взята искаженная фактура, но это было бы не так принципиально, если бы самым живым фрагментом фильма не стала реконструкция концертных выступлений. Кинокритика ограничилась разочарованными рецензиями, но это не помешало «Рапсодии» и исполнителю главной роли взять по «Золотому глобусу», а российской публике влюбиться в фильм и сражаться за него в соцсетях. Как следствие, «Богемская рапсодия» собрала в России 15,5 млн долларов, вошла в десятку самых кассовых фильмов года и до сих продолжает идти в кинотеатрах – третий месяц подряд.

 

Трэш года

Традиционно немало в этом году было и низкопробного кино. Пожалуй, наиболее безумной вещью стала комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!» от режиссера Давида Кеосаяна и его жены, главреда ИА «Россия сегодня» Маргариты Симоньян, выступившей сценаристом. Стряхнув пыль с советского кино о стройках века, авторы с энтузиазмом взялись за возведение полуторачасовой виртуальной реальности. В ней нет места смешным шуткам, сомнениям в том, что Крым – наш, а мост, который легко и быстро строят мускулистые русские парни, - рукотворное чудо, которое на манер шоу «Дом-2» позволяет строить любовь людям всех возрастов и национальностей. Несмотря на очевидный госзаказ, фильму удалось собрать в прокате 1 млн долларов.

От великого до смешного – один шаг, а качество трагедии «Непрощенный» Сарика Андреасяна недалеко ушло от бутафорской манипулятивности «Крымского моста». Сюжет основан на реальных событиях – авиакатастрофе 2002 года, в которой столкнулись Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Андреасян, печально известный комедиями «Беременный», «Что творят мужчины!», «Тот еще Карлосон!», вновь взялся за трагическую тему и наступил на те же грабли. Дмитрий Нагиев в роли архитектора Виталия Калоева мучительно оплакивает погибшую в катастрофе семью, при этом развития не получает ни его герой, ни авиадиспетчер, который отказывается признавать свою вину, ни фильм, ерзающий на месте и давящий на жалость немногочисленными фактами из википедии. Наиболее пугающим выглядит финальный акцент, в котором режиссер оправдывает убийство диспетчера, и, как минимум, в этом проигрывает недавней экранизации этой же истории с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Тема оказалась громче репутации режиссера, поэтому попытки испытать катарсис принесли фильму 6,1 млн долларов.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе