Арт-объект

Диляра Идрисова: «Классические арии не сложнее башкирских песен»

01.02.2019 Лада ВОЛКОВА
Ее называют "золотое сопрано Башкирии", но вместо любимых народных мелодий - озон-кюй - в репертуаре солистки Башкирского театра оперы и балета преобладают редкие партии из опер Генделя, Вивальди, Перголези и других композиторов эпохи барокко. Одна из них - Иолы в генделевском "Геракле" - принесла певице несколько престижных наград, в том числе театральную премию "Золотая маска". 1 февраля "принцесса барокко", как часто называют уроженку Уфы, отметила юбилей - ей исполнилось тридцать лет.

«Крестный отец» эпохи барокко

 

Артистическая карьера молодой башкирской певицы складывается очень успешно - к первому крупному юбилею Диляра Идрисова подошла, имея в творческом багаже победы на международных конкурсах, выступления на сценах нескольких европейских театров, участие в международных проектах со звездами мировой оперной сцены. А 19 февраля "золотое сопрано Башкирии" впервые удостоится сольного концерта, который откроет VI Международный фестиваль вокального искусства "Опера априори" в Москве. Концерт будет посвящен Году музыки Великобритании в России и пройдет в англиканской церкви св. Петра. Аккомпанировать певице будет победитель международных конкурсов Шопена и Чайковского Лукас Генюшас. В программе концерта все тот же барочный репертуар - светская и духовная музыка Генделя, которую Диляра так часто исполняет на европейской сцене.

Немецкого и английского композитора Фридриха Георга Генделя вполне можно считать "крестным отцом" башкирской певицы, которая благодаря его музыке стала одной из самых известных барочных певиц в Европе. Впрочем, как уверяет сама певица, она никогда не делала ставку именно на барочный репертуар и впредь ограничиваться им не собирается.

- Это вышло почти случайно, хотя во время  учебы в Уфимской академии искусств мой педагог Миляуша Галеевна Муртазина нередко давала мне петь Генделя, Баха, Вивальди потому, что у меня это получалось немного лучше, чем у других, - признается певица. - Но дебютировала я на большой сцене партией Людмилы в опере Глинки "Руслан и Людмила" в постановке Челябинского театра оперы и балета, где пела сезон 2012-2013. Когда я стала стажироваться в Московской консерватории, однажды мы с подругой совершенно случайно попали на мастер-класс барочной певицы Деборы Йорк. Он уже подходил к концу, и она вдруг говорит: "У меня есть 15 минут. Может, кто-то хочет спеть?" Я молчу - я ж вообще не собиралась ничего петь и была просто не готова - ни морально, ни физически. Но моя подруга решила по-своему. Показала на меня и говорит: "Вот она хочет!" Все повернулись в мою сторону, мне было так неудобно - и я решилась! Спела, ожидая град критики, но, к своему изумлению, у Деборы Йорк даже особых замечаний не было в мой адрес, только к произношению отдельных слов. Она стала расспрашивать, кто я, откуда, где учусь. Это было так неожиданно и, не скрою, приятно,  что певица мирового уровня обратила на меня внимание.

Случай помог молодой певице познакомиться и с Екатериной Антоненко, руководителем вокального ансамбля "Интрада", и ее братом - молодым музыкантом Михаилом Антоненко, которые сыграли в ее судьбе огромную роль. Новые друзья были уверены,  что Диляре просто необходимо петь барочный репертуар. Михаил Антоненко в то время был постоянным аккомпаниатором одной из самых известных российских оперных звезд, специализирующихся на музыке барокко - Юлии Лежневой, но бесспорный талант  никому не известной 25-тилетней уфимки прозорливый музыкант оценил сразу.

- Меня сразу потряс ее голос: будто настроенный инструмент, скрипка Страдивари! - не скрывает восхищения Михаил Антоненко, с которым Диляра недавно  выступала в Московской консерватории под оркестр им. Светланова, где ее друг дебютировал в качестве дирижера.

 

«Режиссеру не понравилось, что я слишком женственна»

 

А пять лет назад именно Антоненко отправил записи Диляры Идрисовой в Вену, где существует специальное агентство Parnassus, специализирующееся на подборе певцов с барочным репертуаром.

- Записи попали к Максу Эмануэлю Ценчичу, который как раз собирался ставить оперу "Александр" Генделя, но исполнительницы партии скифской принцессы Лизауры по каким-то причинам не смогли участвовать. В итоге меня пригласили на прослушивание в Грецию, куда я поехала, ни на что особо и не рассчитывая, но в итоге получила роль! Честно признаться, я была просто в шоке. Радость сменилась тревогой и неуверенностью: был июнь, премьера - в сентябре, мои коллеги – звезды с мировым именем, я - дебютантка. Как смогу выучить пять сложнейших арий, множество дуэтов за такой короткий срок?

Но в сентябре 2014 года певица уже блестяще исполнила партию Лизауры на сцене Концертного зала имени Чайковского. Партнерами башкирской певицы стали Макс Эмануэль Ценчич, Хавьер Сабата, Юлия Лежнева. Критики назвали дебют башкирского сопрано "сенсацией" - партия Лизауры и по размеру, и по сложности не уступала партии ее именитой коллеги - Юлии Лежневой. В Москве было концертное исполнение, в марте 2015-го Диляра с тем же составом спела Лизауру на сцене зала BOZAR в Брюсселе, а в июне, наконец, была показана и сценическая версия оперы в театре немецкого города Бад-Лаухштедт.

Трудно представить, но женственная "принцесса барокко" успела исполнить и совершенно, казалось бы, не походящие ей партии - например, Тамерлана в одноименной опере Вивальди, которая редко исполняется на европейской сцене и практические неизвестна российской публике.

- Партию Тамерлана я пела во Франции - это была моя первая и, как оказалось, не последняя мужская роль, - уточняет Диляра. - Это было концертное исполнение, и я впервые в жизни вышла на сцену в брюках.

А в октябре 2015-го солистка Башкирской оперы вновь вышла на сцену Концертного зала им. Чайковского в брюках, чтобы исполнить партию генерала Аракса в опере "Сирой, царь Персии" немецкого композитора Альфреда Хассе - подлинном раритете, и не только для России. И опять Диляра Идрисова достойно сумела выдержать сравнение с именитыми звездами вокала. Оперные критики в один голос отмечали ее "великолепный вокал на фоне прекрасной драматической игры даже в условиях концертного исполнения". Партию генерала Аракса Диляра пела и в Кракове, и в Амстердаме.

- В сценической версии "Сироя" одними брюками не обошлось - пришлось даже бороду "отрастить", - вспоминает Диляра. - Она все время отклеивалась - после каждой сцены бегала за кулисы к гримерам, а клей, кстати, был таким вонючим, даже глаза слезились. Но сложности были не только в этом. Как сказал режиссер, я была слишком женственной.  Пришлось добавлять мужественности - научиться  размашисто двигаться, делать суровый взгляд. Костюм, разумеется, был соответствующий - восточные широкие штаны, на голове - тюрбан, в руках - кинжал.

Конечно, петь мужскую партию непросто, но что поделаешь: в барочной музыке сопрановые партии часто писались для кастратов, вот и приходится "принцессе" менять напудренные парики и кринолины на шаровары и приклеивать бороду. Конечно, есть и  женские партии, в которых приходится бороться преодолевать собственную природу. Такой для Диляры Идрисовой стала партия Поппеи в опере "Агриппина" Генделя, которую певица исполнила на сцене Фламандской оперы в Антверпене в марте 2017 года. В этой партии жгучей брюнетке Диляре пришлось стать платиновой блондинкой.

- Поппея - ветреная красотка, играющая сердцами мужчин, - я же совершенно не такая, - признается Диляра Идрисова. - Но тем интересней было работать над этой ролью. Она, так сказать, помогала преодолевать мои собственные комплексы. А еще эта партия - настоящее испытание на выносливость - опера идет четыре с половиной часа! И это еще с купюрами. Представляете, в какой нужно быть физической форме, чтобы это все выдержать? Тут никакие диеты не нужны: каждый спектакль - это минус два килограмма, как минимум. Чтобы восстановить силы, мне лучше всего сходить в сауну, в бассейне поплавать - вода смоет все ненужные эмоции, поможет восстановить баланс равновесия.

 

«Выученные партии у тебя никто не отнимет»

 

В Башкирском театре оперы и балета, солисткой которого Диляра является с 2014 года, она поет разные партии - от Марфы в опере Римского-Корсакова "Царская невеста" до партий в опереттах Оффенбаха и Штрауса. Но самую желанную для любого российского артиста награду - премию "Золотая маска" - в 2017 году ей принесла партия принцессы Иолы в барочной опере все того же Генделя "Геракл", которую на уфимской сцене поставили московский режиссер Георгий Исаакян и худрук и главный дирижер театра Артем Макаров, также получивший "Золотую маску" за работу над этой оперой.

- Партия подошла мне как нельзя лучше, - уверена певица. - Мне очень понятен образ, понятны поступки героини.

И так думает не только она, ведь, кроме "Золотой маски", партия Иолы принесла ей победу в номинации "Дебют" оперной премии "Онегин", которой она была удостоена за год до "Маски".

Вообще 2016 год оказался для нее богатым на события. В январе "золотое сопрано Башкирии" пела на Рождественском фестивале классической музыки Christmas-Fest на сцене московского Международного Дома музыки, в августе участвовала в записи диска оперы "Германик в Германии" итальянского композитора Николо Порпоры, в июне спела партию Армиры в опере Генделя "Спицион" на ежегодном генделевском фестивале в немецком Бад-Лаухштедте, в октябре приняла участие в опере "Тамерлан" Генделя в мадридском Auditorio National - пела главную женскую партию Астерии. А за месяц до этого, в сентябре, успела выиграть один из Гран-при на международном конкурсе оперных певцов во французской Тулузе.

- Конкурсы, конечно, отнимают много сил - часто нужно готовить обязательную программу, учить новые арии, которых не было в репертуаре раньше, но, с другой стороны, даже если не выиграешь, выученные партии останутся, твой репертуар у тебя никто не отнимет, - говорит Диляра. - Кроме того, на конкурсах можно завести новые знакомства, которые могут пригодиться в будущем. Мой педагог Миляуша Галеевна Муртазина, у которой я училась в Уфимской академии искусств, всегда говорила: "Нельзя сидеть на одном месте, под лежачий камень вода не течет. Надо показываться". Вообще, очень повезло с педагогом: Миляуша Галеевна - человек уникальный, она способна услышать скрытые возможности, почувствовать, как ты можешь петь на самом деле, и направить в нужное русло. А сначала она меня вообще-то и брать не хотела, сказала: "Я не беру детей известных людей".

А известных людей в семье Диляры, действительно, хватает: дедушка - композитор Абрар Габрахманов, бабушка - народная артистка Башкирии Нажия Аллаярова, много лет блиставшая на сцене Башкирской оперы, мама - музыковед и телеведущая Миляуша Идрисова.

- Дома у нас всегда звучала музыка: и оперы по ТВ слушали, и башкирские народные песни - их в нашей семье все пели, - вспоминает Диляра. - Бабушка даже возила меня на конкурс в Сибай, где я заняла второе место - мне было тогда, наверное, лет шесть-семь. Мама пела башкирские песни, а я записывала на диктофон и учила с ее голоса. Башкирские песни - озон-кюй - вообще-то очень сложные, там много мелизмов и очень большой диапазон - по технической сложности они близки с классическим ариям. Сейчас, конечно, я их реже, но все-таки пою.

 

«Пока не рискую уезжать из Уфы»

 

Несмотря на явный певческий талант, который проявился еще в нежном возрасте, никто в семье не настаивал, чтобы будущее "золотое сопрано" всерьез занималось вокалом - Диляра вслед за старшей сестрой окончила Средний специальный музколледж по классу фортепиано и одно время даже подумывала о профессии психолога. К счастью, гены взяли свое: окончив Уфимскую академию искусств, Диляра отправилась в столицу поступать в аспирантуру Московской консерватории.

- Я вообще-то не особенно и стремилась в аспирантуру, но Миляуша Галеевна сказала: "Нужно ехать в большой город" - и я ее послушалась: поехала и поступила в класс Галины Алексеевны Писаренко, - вспоминает певица. - Хотя она меня тогда сразу предупредила, чтобы я особо не надеялась, сказала: "Поступить будет сложно". Но я все-таки поступила! Правда, в аспирантуре я училась наездами - в это время уже начала работать в театре.

Сейчас, несмотря на впечатляющую международную карьеру, Диляра Идрисова продолжает оставаться солисткой Башкирского театра оперы и балета, хотя у нее уже было несколько предложений стать штатной певицей немецких театров

- Но я как-то не решаюсь уехать. Может, конечно, это и неправильно, но пока не рискую. Мне очень комфортно в своем театре, - признается певица, которая впервые вышла на сцену Башкирской оперы еще в студенческие годы. - На пятом курсе я пела партию Белой мыши в мюзикле "День рождения кота Леопольда", кстати, очень сложную и тоже энергозатратную - после каждого спектакля пару килограммов точно теряла.

В Уфе Диляра поет не так часто: кроме "Геракла", она сейчас выходит на сцену в "Царской невесте", еще одной барочной опере - "Лунный мир" Гайдна и опереттах Оффенбаха.

- Когда ты все время в разъездах, часто получается так: приезжаешь, а для тебя уже ничего нет - тогда просто сидишь дома и учишь что-то на следующий выезд, - признается Диляра. - Но я очень благодарна и директору театра Ильмару Альмухаметову за поддержку и понимание, и дирижеру Артему Макарову, который меня отпускает.

В этом месяце певица выйдет на сцену Башкирской оперы только один раз - 25 февраля она примет участие в концерте-презентации "Творчество - синоним счастья", получившем название по одноименной книге, которую ее мать Миляуша Идрисова написала о профессоре Миляуше Муртазиной, воспитавшей целую плеяду первоклассных оперных артистов. Самый именитый из них - всемирно известный бас Ильдар Абдразаков, несмотря на постоянную занятость в постановках на самых престижных сценах мира, находит время давать мастер-классы, участницей которых была и его землячка.

Весной прошлого года знаменитый бас пригласил Диляру принять участие в благотворительном концерте, прошедшем в рамках музыкального фестиваля, который он открыл на малой родине. А предстоящей весной другой знаменитый уроженец Уфы - Владимир Спиваков - намерен пригласить "золотое сопрано" принять участие в концерте, посвященном столетию образования республики, который пройдет в московском Международном Доме музыки. Маэстро планирует собрать на одной сцене всех самых выдающихся музыкантов - выходцев из республики и, конечно, достойное место среди них займет и башкирская "принцесса барокко" Диляра Идрисова.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты