Арт-объект

К столетнему юбилею Башкирский драмтеатр накроет «Облако Чингисхана»

10.02.2019 Азат ВАХИТОВ
В Башкирском драмтеатре, столетие которого отметят в этом году, идут репетиции спектакль по пьесе ростовского драматурга Елены Баранчиковой «Облако Чингисхана», созданной по мотивам прозы Чингиза Айтматова. В повести «Белое облако Чингисхана» автор исследует пагубное влияние на душу человека неограниченной власти, которая всегда приводит к тирании, к гибели ни в чем не повинных людей. Интересно, что повесть привлекла и режиссера Эмира Кустурицу, который начнет снимать по ней фильм этим летом в Китае.

- Чем вас привлекла эта повесть Чингиза Айтматова? – интересуемся у драматурга.

– Читая повесть «Белое облако Чингисхана» к роману «И дольше века длится день», в которой изложена трогательная и трагическая история любви двух молодых людей, я больше всего поразилась выведенному образу Чингисхана. Писатель использовал устное предание о великом правителе. При этом указывал, что миф мало соотносим с подлинной историей, но многое может сказать о народной памяти. К слову, Чингиз Айтматов когда-то сам себе задавал вопрос: «Повесть к роману это – новый жанр»? И в предисловии к своей публикации, спустя девять лет после публикации романа в журнале «Новый мир», отвечал на него: «Разумеется, жанра такого не бывает. Но если допустить, что в жизни всякое случается… Далеко не всегда удавалось «допеть недопетую песню». Писатель не хотел также «перегрузить корабль, идущий к читательским берегам в жестокий шторм». Я тоже допустила, что в жизни всякое бывает и решила допеть недопетую им песню, посвятив Айтматову свою пьесу.

- Пришлось обращаться к историческим материалам?

- Обратившись к образу самого Чингисхана, стала изучать источники и исследования о нём. Фигура Чингисхана весьма противоречива, она окутана ореолом тайн и загадок - существует много различных версий и точек зрения. До сих пор ищут могилу правителя, и будто она уже найдена. Об этом, отчасти, мой рассказ «Пророчество шамана». По легенде, передающейся из уст в уста, великого хана положили на девяти белых войлоках, лицо укрыли белым хадаком, ноги – покрывалом из соболя. В жертву принесли взятого от матери верблюжонка. Через год верблюдица нашла место, где убили её детеныша, и закричала. По её крику отыскали это место, а верблюдицу закололи. Жён и наложниц Чингисхана убили, чтобы они сопровождали вождя в той жизни, рабов, что вырыли могилу, тоже, убили всех, кто встретился на дороге. Убиенные последовали за ним на Небо-Тенгри, чтобы там служить тому, кто стал богом. Я ввела в пьесу образ Тенгри, подчеркнув тем самым тенгрианство Чингисхана, которого он придерживался почти до самой смерти. Могилу затопили водой, чтобы её нельзя было найти и никто не потревожил прах правителя. Это хориг – великий запрет для чужаков, кто прикоснётся, всех ожидала неминуемая смерть, казнь и проклятье.

- Вас так воодушевил масштаб личности?

- Есть информация, к которой можно относиться по-разному, что согласно тестам ДНК каждый пятисотый житель Азии – потомок Чингисхана. По решению ЮНЕСКО он был объявлен самым великим человеком последнего тысячелетия. Чингисхан – основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи, первый великий хан и полководец, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена, устраивавший завоевательные походы в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу. Однако имперские завоевания обошлись покорённым народам более чем в 40 миллионов человеческих жизней.

- Как пьеса попала в Башкирскую драму?

- «Облаком Чингисхана» заинтересовался худрук театра Олег Ханов, за что я ему бесконечно благодарна. С этого, собственно, и началась работа над спектаклем. В этом году театр будет отмечать столетие, как и сама республика. Поздравляю Башкирию с этими знаменательными датами.

Отметим, что над постановкой трудятся режиссёр Мусалим Кульбаев, столичный балетмейстер Ирина Филиппова, художник Альберт Нестеров и композитор Урал Идельбаев. Премьера состоится 21 и 22 февраля.

Справка "Собкор02"

Елена Баранчикова – автор пьес «Меч Аттилы», «Фрида», «Репетиция одиночества», «Первая любовь», «Уйти с мамонтом» и других. Печаталась в литературных журналах «Дон», «Петровский мост», «Идель», «Нана». Интересно, что в феврале ожидаются две премьеры пьес ростовского драматурга, причем по обе стороны Уральских гор, что символично. В Башкирии - «Облако Чингисхана», а в пермском театре «У Моста» - «Наводнение». Пьесу по рассказу Замятина ставит режиссер Овлякули Ходжакули. Ученик Товстоногова, Туманишвили и Питера Брука живёт в Лондоне и специально прилетел в Пермь для работы над спектаклем. Отметим, что пьеса «Наводнение» получила приз Международного драматургического конкурса «Свободный театр».

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты