Арт-объект

Миляуша Муртазина: «Различия Абдразаковых были столь очевидны, что опускались руки»

03.03.2019 Лада ВОЛКОВА
Она воспитала целую плеяду выдающихся вокалистов, выступающих на самых престижных сценах мира. Самые именитые ученики профессора Миляуши Муртазиной прилетели в родную Уфу, чтобы принять участие в презентации книги "Творчество - синоним счастья ", изданной на средства самого востребованного ее воспитанника - Ильдара Абдразакова, чье имя украшает афиши миланского Ла Скала и нью-йоркского Метрополитен-опера.

«Уход на пенсию я сравнила с паровозом, остановленным стоп-краном»

 

Книгу с подзаголовком «Беседы с Миляушой Муртазиной» написала известная уфимская журналистка и музыковед Миляуша Идрисова, которая пять лет собирая материал для будущего издания. Идея написать книгу об основоположнике уфимской вокальной школы пришла автору в не самое простое для ее героини время.

- Это был 2014 - трудный год: уход на пенсию, который можно сравнить с паровозом, остановленным стоп-краном - стресс, затяжная депрессия, больницы, - откровенно призналась 92-летняя Миляуша Муртазина на презентации книги, которая прошла в Башкирском театре оперы и балета. - Но Миляуша, чтобы как-то скрасить мое душевное состояние, заговорила со мной о книге. Общение с ней мне было очень дорого.  Она меня так умело разговорила, настроила на нужную волну.

На презентации, кроме автора книги и ее главной героини, присутствовали два самых знаменитых воспитанника педагога - народные артисты Башкирии, известные российские басы Аскар и Ильдар Абдразаковы. Старший из братьев - Аскар - прилетел в Уфу из Санкт-Петербурга, где накануне исполнял одну из своих любимых партий - Кончака в опере Бородина "Князь Игорь" на сцене Мариинского театра, а младший - из Нью-Йорка, едва отпев Лепорелло в моцартовском "Дон Жуане" на сцене Метрополитен-опера. К слову, книгу Ильдар Абдразаков, вступивший спонсором издания, прочитал одним из первых - автор вручила ее певцу перед тем, как он отправился за океан, закончив итальянскую часть международного турне триумфальным выступлением в коронной партии - вождя гуннов Аттилы в одноименной опере Верди на сцене прославленного Ла Скала. Во время многочасового трансатлантического перелета из Милана в Нью-Йорк самый прославленный ученик уфимского профессора, среди многочисленных наград которого есть даже престижная двойная премия "Грэмми" за басовую партию в "Реквиеме" Моцарта, получил уникальную возможность вернуться к истокам, вспомнить, как все начиналось. В издании оказались не только беседы Миляуши Идрисовой с ее знаменитой тезкой, но и дневниковые записи о певце, которые профессор вела с 1993 года.

- Начиная дневниковые записи, я абсолютно не предполагала, что из Ильдара вырастет большой певец, - признается Миляуша Галеевна. - Но эти записи отражают его развитие - шаг за шагом: от скромных результатов до порога мастерства.

 

«Голос Ильдара был чистым листом»

 

Сегодня это кажется невероятным, но талант певца, чьим голосом уже более двадцати лет восхищаются профессиональные критики и просто поклонники классического искусства по всему миру, знаменитый педагог признала не сразу. Муртазина и будущая звезда мировой оперной сцены познакомились, когда Ильдару было всего пятнадцать: он учился в девятом классе, так и не закончив музыкальную школу: сольфеджио интересовало его гораздо меньше, чем, скажем, футбол.

- Привел его брат Аскар, - вспоминает Миляуша Галеевна. - Материальность его голоса была выражена весьма условно. Каких-либо рекомендаций к поступлению учиться на вокальном отделении я не давала. Несмотря на это, через год после окончания школы Ильдар пришел поступать на подготовительное отделение института. Довольно смело спел русскую народную песню "Живет моя отрада". Приемная комиссия обратила внимание на его яркие внешние данные, хороший слух, ну и, конечно, на родство с уже преуспевающим в то время братом. Из главных достоинств Ильдара для себя я отметила необремененность голоса какими-либо певческими навыками. Он был чистым листом - не потому что совсем не пел - он выступал на школьных вечерах, но там не было неумелого вмешательства в голосовой аппарат. Пел он естественно, своим голосом.

Как выяснилось потом, уроки музыки и пения вела интеллигентная образована женщина, большая любительница классической музыки, а не горе-вокалистка.

Миляуша Муртазина не скрывает, что первые полтора года были самыми трудными, и порой ей казалось, что Ильдар никогда не сможет сравняться со своим старшим братом.

- Различия с Аскаром были столь очевидны, что опускались руки, - откровенно признается педагог. - Но это были преходящие эмоции... Уверенность и умение выносить полученные вокально-технические навыки на публику проявились только к концу второго курса, то есть четвертого года обучения. И тем не менее как бас он не убеждал не столько меня, сколько коллег. Был даже период, когда, поддавшись чужому мнению, я повела его голос в баритоновой тесситуре. Голос стал терять чистоту тона, мягкость, тембровые качества. Этот эксперимент, к счастью, занял не более двух месяцев. Я быстро вернула голос на прежние позиции, и он пошел в глубину и вверх.

 

«Муртазиной можно звонить в любое время суток»

 

Во время презентации книги прозвучало и имя "крестного отца" Ильдара Абдразакова - выдающегося итальянского дирижера Риккардо Мути, когда-то доверившему восходящей звезде оперной сцены одну из главных партий в опере Россини "Моисей и Фараон" на открытии сезона в миланском Ла Скала.

- Однажды маэстро спросил меня: "Где вы так научились петь? У вас же итальянская школа!" - вспоминает Ильдар Абдразаков. - Я рассказал ему про Миляушу Галеевну. Он был потрясен и сказал: "Потрясающе! Поблагодарите ее и от меня".

Профессору, к сожалению, не довелось увидеть триумф ученика ни на сцене прославленного итальянского театра, ни в Метрополитен-опера, где Ильдар за пятнадцать лет выходил на сцену более 150 раз.

- Как-то все не получалось, - пояснила Миляуша Галеевна. - Помню, еще собиралась поехать в Италию, когда Аскар пел на Арена ди Верона, но в последний момент все сорвалось, у меня случился инфаркт.

Но учитель, несмотря ни на что, всегда в курсе всех событий, происходящих в жизни своих воспитанников - они звонят ей из самых разных уголков планеты.

- У нас с ней такая договоренность: когда происходят какие-то значимые события - конкурсы, спектакли, концерты - ей можно звонить в любое время суток. Говорит: "Хочу первой узнавать обо всем, что у вас происходит". Я считаю это бесценной духовной поддержкой, - отмечает Ильдар.

Певец, как и его старший брат, бывая в Уфе, непременно заглядывают в гости к учителю.

- Это ритуал, который нельзя пропустить ни в коем случае, - подчеркивает Аскар. - Мы можем общаться на разные темы, но общение за инструментом - обязательно! При этом я каждый раз волнуюсь - чувствую себя студентом, ведь надо соответствовать требованиям педагога.

 

«У меня есть вокальные внуки и даже вокальные правнуки»

 

На Гала-концерте, ставшем продолжением презентации, ученики Муртазиной - народные и заслуженные артисты - вновь держали экзамен перед своим требовательным педагогом. Впрочем, в этот вечер ни одного звания со сцены не прозвучало - все "муртазинцы" были равны и едины в желании не разочаровать ту, благодаря которой они состоялись как музыканты. Открыла концерт дочь автора книги - "золотое сопрано Башкирии" Диляра Идрисова, исполнив Ave Maria Масканьи, прозвучавшую в сопровождении электронного органа, на котором сыграл сын главной героини вечера - народный артист республики Владислав Муртазин. Идрисова - одна из последних учениц знаменитого педагога, а ее бабушка - Нажия Аллаярова, четверть века пропевшая на сцене Башкирской оперы, - одна из первых.

- Когда Диляра попала ко мне, я сразу сказала: "Нажия, она тебя превзойдет!", - вспоминает Миляуша Муртазина, поначалу отказавшаяся брать в свой класс внучку певицы, заявив, что не любит работать с детьми известных людей.

Впрочем, в конце концов педагога все-таки удалось уговорить. На протяжении вечера Диляра Идрисова несколько раз выходила на сцену - и в ансамблевых номерах, и сольных, виртуозно исполнив арию Маргариты из оперы "Гугеноты" Мейербера. Еще одна известная ученица Муртазиной - солистка театра "Астана-опера" Альфия Каримова, специально прилетевшая на концерт-презентацию из Казахстана, и ведущий солист Башкирской оперы Владимир Копытов исполнили дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта. Один из самых молодых участников концерта - Идель Аралбаев - выразительно спел арию Вертера из одноименной оперы Массне.

Конечно, меломаны с нетерпением ждали выхода самых звездных учеников Муртазиной - братьев Абдразаковых, появившихся на сцене лишь в конце второго отделения. Аскар Абдразаков выбрал одну из своих коронных партий - хана Кончака из оперы "Князь Игорь" Бородина, сорвав шквал аплодисментов. Ильдар Абдразаков исполнил самый красивый романс из знаменитого вокального цикла "Персидские песни" Рубинштейна - "Клубится волною кипучею Кур", который пел русский бас Федор Шаляпин, роль которого башкирский певец даже сыграл в фильме Тимура Бекмамбетова. Безупречный вокал и исключительное чувство стиля певца с чувством выводящего "О, если б навеки так было", привели публику в такой экстаз, что у многих на глазах навернулись слезы. А под конец вечера Ильдар порадовал публику дуэтом со старшим братом. Оба баса продемонстрировали незаурядные актерское мастерство - искрометная музыкальная буффонада завершилась в партере, куда братья спустились, чтобы вручить букеты главной героине вечера.

- Спасибо всем, кто приложил душу и сердце к этому вечеру, - поблагодарила Миляуша Галеевна, поднявшись на сцену. - Я надеюсь, что подобные концерт будут продолжаться, в новой версии, в новой форме. У меня есть вокальные внуки и даже вокальные правнуки, и я очень надеюсь, что когда-нибудь они объединятся и состоится большой общий концерт.

Кстати, 6 марта в Московском международном доме музыки состоится концерт в честь столетия образования республики - "Рожденные в Башкортостане". На сцене Светлановского зала соберутся самые выдающиеся музыканты, выходцы из Башкирии, среди которых будут трое вокалистов - все воспитанники Миляуши Муртазиной. Ильдар и Аскар Абдразаковы и Диляра Идрисова выступят в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением еще одного знаменитого земляка - Владимира Спивакова, который тоже не раз произносил слова благодарности в адрес женщины, благодаря которой на мировой оперной сцене зазвучали и башкирские голоса.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты