В Башкирской опере готовят балет о пещере Шульган-Таш
Балет "О чем молчат камни", приуроченный к 100-летию республики, расскажет о событиях эпохи палеолита, происходящих в пещере, которая хранит редчайшие образцы наскальной живописи. Это совместная работа известного уфимского балетмейстера Рината Абушахманова и члена Союза композиторов России Николая Попова, который не только написал музыку для постановки, но и приложил руку к либретто. Кстати, к работе над либретто авторы привлекли археолога, доктора исторических наук, профессора МГУ Владислава Житенева, который стал научным консультантом балета "О чем молчат камни". Необычным будет и музыкальное оформление спектакля: электронно-акустическое звучание с использованием аутентичных инструментов.
- Николай Попов - очень интересный композитор: он сначала собирает различные звуки, а потом создает из них не какой-то микс, а свое собственное произведение, - рассказал балетмейстер Ринат Абушахманов. - У нас будет звучать фонограмма - музыку записывали на студии, используя звуки древних башкирских инструментов - курая, кул-кубыза. Но надо отметить, что композитор использовал только тембр инструментов - они будут звучать так, как звучали изначально. На этих звуках строится весь музыкальный материал.
В записи музыки была задействована этно-группа "Йатаган" и мастер горлового пения и кубызист Роберт Загретдинов. Фонограмма была записана на студии Cinemusic Ufa, в качестве саунд-продюсер выступил лауреат международного конкурса молодых композиторов Марат Файзуллин. В оформлении визуального ряда спектакля принимал участие фотохудожник Олег Меньков. Видеохудожник – лауреат премии "Золотая маска" в номинациях "Лучший спектакль в современном танце", "Лучшая работа художника по свету" Евгений Афонин. Художник-постановщик – Фания Низамова.
- Древние камни – это хранители неразгаданных истин, они способны поведать новые легенды о Шульган-Таш, - уверен Ринат Абушахманов. - В первобытное время пещера служила не только надежным жилищем, защищая людей от сурового климата, опасных хищников, но и являлась своеобразным капищем, где совершались культовые обряды. Она была местом покаяния, смирения человека перед стихиями и силами вселенной. Здесь молились и поклонялись богам, совершали священные обряды. Знаменитые пещерные фрески Шульган-Таш – это не только отражение сцен повседневной жизни первобытного человека, а история о том, как в древнем мире жил и творил художник. Пещера - одно из мест, где зародилось искусство, а первым творцом, живописцем вполне возможно была молодая и прекрасная девушка, подарившая потомкам загадочные образы древнего мира.
Главные партии на премьере будут танцевать молодые солисты балетной труппы - лауреат международного конкурса "Арабеск - 2018" Софья Гаврюшина и Айрат Масегутов.
- Моя героиня олицетворяет искусство. Она очень отличается от других людей: ей претит жестокость, с которой приходится сталкиваться, она стремится к прекрасному, - рассказывает Софья Гаврюшина, которой досталась партия самой древней художницы.
Поскольку балет "О чем молчат камни" одноактный, его дополнят хореографические миниатюры " Башкирские легенды", премьера которых состоялась в прошлом сезоне в рамках творческой лаборатории Rudy Dance Lab.