Арт-объект

Ильдар Абдразаков: «Моим дебютом на уфимской сцене была партия Осла»

20.03.2019 Лада ВОЛКОВА
Всемирно известный башкирский бас, дважды удостоенный сольного концерта в миланском театре Ла Скала, во второй раз открыл именной Международный музыкальный фестиваль на своей родине, в Уфе, пообещав не изменять традиции и в будущем. На прошлой неделе внимание поклонников классической музыки было приковано к башкирской столице, где открылся II Международный фестиваль, организованный Фондом поддержки молодых талантов в области искусства Ильдара Абдразакова, учрежденным в 2016 году.

«Родной город всегда будет в центре событий»

 

Но в отличие от прошлого года, когда фестиваль ограничился только двумя концертами в Уфе, на этот раз удовольствие услышать одного из лучших оперных певцов современности получили меломаны сразу четырех российских городов - концерты были запланированы в Москве, Казани Альметьевске.

О том, что фестиваль расширит границы, говорилось еще год назад, и уфимские поклонники обладателя титула "Лучший бас мира" и дважды лауреата "Грэмми" всерьез опасались, что пальму первенства у Уфы перехватит та же Москва, где именитый артист всегда желанный гость, или Санкт-Петербург - там певец выступает гораздо чаще, являясь солистом Мариинского театра. Кстати, первоначально на официальном сайте артиста башкирская столица среди фестивальных городов вообще не значилась, в то время как билеты на другие площадки уже вовсю раскупались. Но волновались земляки прославленного баса напрасно: как и год назад, открытие фестиваля, как выяснилось, изначально планировалось на сцене Башкирского театра оперы и балета, где будущая звезда мировой оперы когда-то делал первые шаги в искусстве.

- Мой фестиваль всегда будет начинаться в Уфе, - пообещал Ильдар Абдразаков накануне открытия фестиваля. - Не обязательно весной - это могут быть и летние месяцы или осень, но мой родной город, конечно, всегда будет в центре событий.

Накануне народный артист Башкирии провел несколько репетиций с оперной труппой - в конце апреля состоится его режиссерский дебют. На сцене Башкирского театра оперы и балета он ставит оперу Джузеппе Верди "Аттила", которой прежде не было в репертуаре театра и которая в свое время принесла ему мировую известность - именно с арией Аттилы башкирский бас в 2000 году победил на Международном телевизионном конкурсе им. Марии Каллас "Новые вердиевские голоса" в Парме, открывшем молодому певцу международную карьеру.

- Это одна из моих любимых опер - я пел ее много раз на самых разных площадках, я ее досконально знаю и мне безумно интересно пробовать себя в роли постановщика, - признался Ильдар. - Репетиции с хором прошли просто на ура, тем более что я же всех знаю еще с тех пор, когда 14-летним мальчишкой начал работать в этом театре в мимансе - сейчас, правда, это слово уже почти не употребляют - говорят, массовка, балет.

В то время, как Абдразаков общался с журналистами, на сцене в этот время шел детский мюзикл "Бременские музыканты" – спектакль, не покидающий репертуар башкирской оперы более двадцати лет. Любопытно, что именно с этого спектакля началась артистическая карьера артиста, когда он, будучи студентом первого курса, уже стал солистом театра.

- Когда-то я пел в "Бременских музыкантах" партию Осла - это и был мой дебют на уфимской сцене, - вспоминает Абдразаков. - Было весело, я с энтузиазмом пел все эти "Йе-ей-ей". Кстати, остальные партии пели народные и заслуженные. Так что я был в хорошей компании.

 

«В программе появится и полноценный спектакль»

 

Кроме репетиций с хористами и исполнителями главных партий постановщик-дебютант заглянул во все цеха, где полным ходом идет подготовка к предстоящей апрельской премьере. Художник-постановщик "Аттилы" Иван Складчиков из Санкт-Петербурга уже несколько месяцев занят подготовкой костюмов и декораций оперы, которая, судя по всему, станет самой роскошной постановкой за всю историю театра. Впрочем, глядя на тот энтузиазм, с которым прославленный певец осваивает новую для себя роль, вполне вероятно, что "Аттила" вряд ли станет единственным режиссерским опытом.

- Конечно, пока еще рано что-либо загадывать, но, вполне возможно, что в будущем, через год-два, в фестивальной программе появится и полноценный спектакль, - заявил Ильдар Абдразаков журналистам.

Общаться с прессой Ильдару помогала супруга Марика, занимающая пост директора Фонда поддержки молодых талантов. Журналистам она рассказала, что в последнее время они вместе с мужем прослушали более пятисот заявок от желающих принять участие в мастер-классах, запланированных в рамках фестиваля.

- Мне было очень трудно выбрать лучших их лучших, - признался знаменитый бас. - Я еще раз убедился, что в нашей стране полно талантов, а наши голоса - самые богатые в мире. Мы отобрали двадцать человек, но кто-то не смог приехать, заболел - и в итоге осталось пятнадцать: пять решили приехать в Уфу, десять - в Москву.

Из пятерки счастливчиков, которым повезло попасть на мастер-класс Ильдара и его друга, солиста театра "Новая опера" и приглашенного солиста Большого театра Василия Ладюка, оказалось лишь двое уфимцев - студентов Уфимской академии искусств, которую в свое время окончил и сам знаменитый бас, - это ученица Любови Буториной Назгуль Исмагилова и Радмир Хасанов из класса Ямиля Абдульманова. Павел Крючко прилетел в Уфу из Йошкар Олы, Мария Заикина - из Нового Уренгоя, а Оксана Секерина - из Москвы. Оперным звездам помогала вести мастер-класс пианистка, концертмейстер и вокальный коуч, имеющая уникальный опыт работы в крупнейших оперных европейских театрах Кира Парфеевец. Небольшой Шаляпинский зал академии, где и проходил мастер-класс, едва ли мог вместить всех желающих хотя бы понаблюдать, как маститые исполнители делятся секретами мастерства с начинающими певцами.

- Конечно, за два часа невозможно научить человека петь, изменить его судьбу, но можно помочь решить какие-то проблемы технического плана, помочь определить правильный стиль произведения, - пояснил Абдразаков.

В зале были и преподаватели вуза, которые, естественно, переживали за своих учеников. Но справиться с волнением удалось не всем участникам. Москвичка в итоге оказалась лучшей и неожиданно получила предложение принять участие в Гала-концерте, открывающем фестиваль.

В итоге известному телеведущему канала "Культура" Юлиану Макарову, которого как и в первый раз Ильдар пригласил вести уфимский Гала-концерт, пришлось заодно поработать курьером - привести новоиспеченной участнице фестиваля концертное платье из Москвы.

 

«Получайте удовольствием и будьте как дома»

 

Еще накануне открытия фестиваля журналисты поинтересовались - легко ли было собрать зал, ведь билеты были не из дешевых - даже за места на галерке нужно было заплатить пять тысяч, а цена самых дорогих доходила до семи с половиной тысяч.

- Билетов практически не осталось - мы сейчас пытаемся найти возможность организовать какие-то дополнительные места, - призналась Марика Абдразакова.

Тем же, кому билетов не досталось, остается только ждать, когда концерт покажут по телевизору. А посмотреть было на что - Ильдар Абдразаков сумел превратить академический концерт в настоящее музыкальное шоу, блеснув не только безупречным, великолепным вокалом, которым восторгаются меломаны всего мира, но и ярким актерским талантом. В то же время все было просто, без лишнего пафоса, хотя, конечно, ведущий Юлиан Макаров начал с того, что зачитал приветствие участникам и гостям фестиваля от российского министра культуры Владимира Мединского. Башкирского министра культуры Амины Шафиковой в зале не наблюдалось, как и других официальных лиц. Зато было немало представителей крупного бизнеса, некоторые из которых выступили в качестве спонсоров фестиваля и заняли почетные места в центральных ложах и партере. Когда на сцене появился главный герой фестиваля, он первым делом решил определить тональность концерта. 

- Год прошел после первого фестиваля, а кажется, как будто это было вчера. Мне безумно приятно вновь видеть вас всех в этом прекрасном в зале. Пожалуйста, получайте удовольствием от концерта, расслабьтесь: аплодируйте, когда хотите, танцуйте - в общем, будьте, как дома! - заявил Ильдар, приветствуя публику, не забыв отдельно поздороваться с мамой и своим педагогом - Миляушой Муртазиной, не пропускающей ни одного уфимского выступления своего знаменитого ученика, несмотря на весьма преклонный возраст - в этом году ей исполнится девяносто три года.

В первом отделении концерта звучала, в основном, музыка итальянских классиков - Верди, Пуччини, Доницетти, Россини. Концерт ожидаемо открыла увертюра к опере "Аттила", а затем сразу, не став томить меломанов долгим ожиданием, на сцену вышел главный герой праздника Ильдар Абдразаков и исполнил арию и кабалетто из ранней оперы Верди "Оберто, граф Сан-Бонифаччо", которую прежде не исполнял на уфимской сцене. Хорошо известный уфимской публике Василий Ладюк исполнил арию Родриго из "Дона Карлоса", молодая итальянская певица-сопрано Мартина Грезия - арию Аиды из одноименной оперы все того же Верди, ее соотечественница меццо-сопрано Анна-Дорис Капителли - хитовую Хабанеру из "Кармен" Бизе.

 

«Два сезона проходят у меня под знаком Верди»

 

Башкирский театр оперы и балета представлял оркестр, которым в этот вечер управлял один из самых востребованных дирижеров России, итальянец Фабио Мастранджелло, без малого двадцать лет назад перебравшийся в Россию, а также солистка театра Диляра Идрисова, которая, кстати, заявлена и в московском концерте фестиваля в "Зарядье". 30-летняя уфимская певица, удостоенная титула "Золотое сопрано Башкирии", специализируется на барочной музыке и для своего дебюта на фестивале выбрала арию Маргариты из оперы Мейербера "Гугеноты", сорвав шквал аплодисментов.

Во втором отделении Идрисова окончательно заворожила публику арией Аспазии из музыкальной драмы "Митридат, царь Понтийский" Моцарта. Еще один уфимец - Кирилл Белов, с недавнего времени являющийся солистом Мариинского театра, выходил на сцену несколько раз - и в первом, и во втором отделении. Молодой тенор, к слову, стал первым выпускником в истории Уфимской академии искусств, которого приняли в штат прославленного театра сразу после окончания вуза, где он учился в классе отца - Владимира Белова. Молодой тенор исполнил арию Рудольфа из "Богемы "Пуччини, арию графа Ори из одноименной оперы Россини и ариозо и каватину Тонио из оперы "Дочь полка" Доницетти. Один из номеров Белов-младший исполнял вместе с Ильдаром Абдразаковым и Василией Ладюком - терцет "Комарики" из оперы Россини "Итальянка в Алжире", в которой башкирский бас произвел фурор прошлым летом на Зальцбургском фестивале, выйдя на сцену с накладным животом и памперсах. Уфе, чтобы довести зрителей до эйфории, вполне хватило комедийного таланта исполнителей - партнеры Ильдара оказались ему под стать. Особенно хорош был финальный дуэт Изабеллы и Мустафы из той же "Итальянки", где в паре с башкирским басом выступила итальянская гостья Анна-Дорис Капителли, только начинающая карьеру в большой опере: крики «браво» и шквал аплодисментов не утихали на протяжении нескольких минут. Услышать этот феерический дуэт сможет и московская публика, а вот жителям Казани и Альметьевска, где концерты пройдут 23 и 24 марта, предстоит услышать программу "Верди Гала".

- Этот и прошедший сезон проходят у меня под знаком Верди, - пояснил Ильдар Абдразаков, прошлой осенью спевший в Ла Скала сразу в двух вердиевских операх - "Эрнани" и "Аттила" и выпустившего диск с ариями великого итальянца, записанный с оркестром Метрополитен-опера.

Уфимские меломаны получили возможность услышать любимца в его коронной партии - он вместе с Ладюком исполнил дуэт Аттилы и Эцио. Но на премьерных спектаклях в новой постановке заглавную партию будут петь солист Мариинского театра Аскар Абдразаков и солист Башкирской оперы Артур Каипкулов.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты