В Башкирской опере покажут хореографический триллер
Интригует уже сам жанр постановки - автор называет его "балетным триллером". Но, судя по всему, это будет, скорее, психологический балетный триллер - автор пытается средствами пластики и игрой движений описать состояние героев, загнанных обстоятельствами в угол и находящихся в угнетенном состоянии духа - ничего подобного на уфимской сцене видеть прежде не доводилось. Это первый башкирский балет, целиком поставленный на музыку Альфреда Шнитке – будут звучать фрагменты из его оперы "Жизнь с идиотом" ("Танго в сумасшедшем доме"), "Кончерто-гроссо № 1" для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра, "Соната для виолончели и фортепиано №1", а также музыка к кинофильмам "Сказка странствий" и "Агония".
- Я давно люблю музыку Шнитке - она просто гениальная и очень подходит для этой постановки, - уверен Саръян Сулейманов. - Меня цепляет нестандартное мышление композитора, его умение отрешиться от реальности и взглянуть на мир как бы со стороны. И еще в этой музыке есть некий дух демонизма, пессимизма. Слушаешь, вроде приятная, красивая музыка, но на заднем плане идет негатив.
Сулейманов - выпускник Башкирского хореографического училища им. Рудольфа Нуреева, которое он окончил в 2007 году, и Академии русского балета имени Вагановой - ее он закончил в 2015-м с дипломом балетмейстера-постановщика. В качестве солиста балета выступает уже больше десяти лет, а в последние годы проявил себя как талантливый хореограф.
"Доктор Никто" – не первый спектакль Саръяна Сулейманова. В качестве балетмейстера-постановщика он дебютировал еще в 2011 году, поставив на малой сцене Башкирского театра оперы и балета музыкальную сказку для детей "Хрустальная туфелька, или Сказка о Золушке" на музыку Антонио Спадавеккиа. Спектакль до сих пор в репертуаре театра и пользуется успехом у юных зрителей. Кроме того, молодой хореограф уже успел заявить о себе яркими номерами современной хореографии, которые он ставил для всероссийских и международных конкурсов. При этом Сулейманов всегда использует оригинальную музыку. Так, в номере "Либертанго" звучат мелодии Астора Пьяццолы, в "Африканском цветке" - джаз Дюка Эллингтона, "За маской я" - песня в исполнении Барбары Стрейзанд. Саръян Сулейманов также ставил номера для студентов Башкирского хореографического училища им. Нуреева и артистов балетной труппы Башкирского театра оперы и балета театра. В прошлом году его успех как хореографа был отмечен на международном конкурсе "Арабеск-2018" им. Екатерины Максимовой в Перми, где уфимец завоевал бронзовую медаль и звание лауреата.
Идея поставить балет "Доктор Никто" пришла в голову балетмейстеру давно, но вначале это был единственный номер, который Сулейманов поставил для артистов Московского государственного академического театра детского театра им. Сац к всероссийскому конкурсу артистов балета и хореографов.
- Несколько лет назад мне приснился страшный сон, настоящий кошмар. Я проснулся в холодном поту и подумал, что это будет отличный сюжет для постановки, - рассказал Саръян. - Не буду раскрывать всех карт до премьеры, скажу только, что тема, затронутая в балете, актуальная и вечная - это жизнь и смерть. Она волновала людей две тысячи лет назад и будет волновать и две тысячи лет спустя.
Стоит отметить, что на этот раз Сулейманов выступает не только как балетмейстер-постановщик, но и как автор костюмов.
- Это очень удобно - я сразу рисую себе образ, представляю, как он должен выглядеть и в хореографическом плане, и внешне, - поясняет постановщик.
Главный герой постановки - таинственный доктор Никто, который незримо властвует над другими персонажами, внося трагический разлад в их существование, и направляет их к фатальному финалу. Необычный жанр дает зрителям уникальную возможность наблюдать за пластическим движением эмоции, которые испытывают герои.
- Думаю, балет "Доктор Никто" предназначен, прежде всего, для молодых зрителей, - подчеркивает автор. - Хотелось напомнить им лишний раз о скоротечности нашей жизни и о том, что нужно ценить каждое мгновение. Надеюсь, что, посмотрев балет "Доктор Никто", люди задумаются, что не нужно жить одним днем и тратить бесценное время на всякую ерунду. Но насколько у нас это получилось, каждый из зрителей, конечно, решит сам.