Арт-объект

Айнур Аскаров: «Киностудия «Башкортостан» уже не может удовлетворить мои запросы»

20.06.2016 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Кинорежиссер, руководитель молодежного центра союза кинематографистов Башкирии Айнур Аскаров рассказал о том, как пришел в профессию, и как в Год кино в республике обещали поддержать творческих людей. 28-летний Аскаров, который является лауреатом премии имени Шайхзады Бабича, главным достижением для себя считает не награды и звания, а право называться режиссером.

«Мне проще, потому что я снимаю национальное кино»

 

- Все наши мастера говорили, что нет звания выше, чем режиссер, и я с ними согласен, – рассказал он. – При этом я пока не могу назвать себя режиссером в самом глубоком понимании. Очень надеюсь им стать лет через тридцать-сорок. Пока что я лишь овладел ремеслом, нахожусь в постоянном поиске и работе. Возможно, овладею высшим искусством режиссуры к старости, а может, и не овладею вовсе.

Аскаров пришел учиться на режиссерский факультет в кризисном 2008 году, но вовсе не считает это время для себя особо сложным.

- Я вообще тогда был счастлив, что нахожусь под крылом у государства и учусь на бюджетные деньги, - говорит Айнур. – Потом я завершил учебу, кризис тоже закончился, и стало легче. Даже деньги на кино начали выделяться. А сложное время для меня было в детстве, в начале 90-х, когда люди часами стояли в очередях за продуктами – вот это кризис.

Режиссер честно признается, что о кино никогда не мечтал и пришел в профессию плавно. Сначала Айнур отучился в Сибае на театрального актера и даже успел поработать в местном театре «Сулпан». Но вскоре парень понял, что играть на сцене больше не хочет, а мечтает снимать кино.

- Мне всегда везло, - говорит он. - Первые учебные работы финансировал университет, а уже на втором курсе я пришел на киностудию «Башкортостан» и принес на худсовет свой первый сценарий «Песчаные грезы», который позже стал фильмом «Енмеш» («Упрямец»). При этом он довольно быстро запустился.

Молодой мастер рассказал, что многие его сокурсники до сих пор ничего не сняли, все еще проходя длительный процесс запуска съемок.

- Мне было проще, потому что я режиссер национального кино, - пояснил Айнур. - А национальные фильмы – специфика работы киностудии «Башкортостан».

По мнению хоть и молодого, но уже довольно опытного постановщика, студия «Башкортостан», как трамплин, идеально подходит для того, чтобы овладеть начальными навыками режиссерского ремесла, «набивая руку» на короткометражных фильмах.

- Когда человек овладеет азами, то для него все двери открыты, - рассуждает Аскаров. - Вот я считаю, что у меня масса возможностей – те двери, что закрыты, я открываю сам. Но сейчас я уже вырос из формата работы на «Башкортостане», киностудия уже не может удовлетворить мои запросы.

Поэтому Айнур оформился как индивидуальный предприниматель и теперь не только режиссирует, но и продюсирует свои проекты. Аскаров убежден – режиссер должен уметь буквально все.

- Я начинал свой творческий путь с работы техником на съемках одного из фильмов киностудии «Башкортостан», - рассказал он. - Таскал грузы, штативы, изучая процесс съемок изнутри. И это правильно, ведь теперь операторы не смогут меня обмануть, подсунув не ту технику или штатив – я во всем разбираюсь. Каждый, кто хочет заниматься режиссурой, должен начинать с азов.

При этом парень также рассказал, что никогда, даже в самом начале своей карьеры, не слышал в свой адрес насмешек от более взрослых и опытных коллег.

- В кино вообще все на «ты», - улыбается Айнур. - Все тесно общаются, дают мне советы, иногда со своей молодой колокольни могу подсказать и я. Такая теплая атмосфера везде: и в Москве, и в Питере, - особенно на площадке. Мой 73-летний мастер до сих пор уговаривает называть его «Славиком» и обращаться на «ты», но тут я все же держу субординацию.

 

«Кинематограф - рычаг управления массовым сознанием»

 

Айнур, вспоминая свой первый опыт в кино, рассказал, что работал буквально «на ощупь», не ориентируясь на работы всемирно известных режиссеров.

- Не буду никого обманывать, все делалось по наитию,- вспоминает Аскаров. - Я ориентировался на слова своего мастера. Он говорил, что единственным критерием оценки может служить спинной мозг. Если по спине побежали мурашки, значит, ты все делаешь правильно. Это сейчас, когда я стараюсь перейти на полнометражное кино, я много смотрю, обращаюсь к мэтрам, постоянно изучая что-то новое.

Айнур отметил, что башкирское кино активно поддерживается, а в 2016 году внимания к кинематографу по всей России действительно много.

- Я знаю ситуацию изнутри и могу сказать, что поддержка реально чувствуется, - сказал режиссер. – Лично я жду в будущем хороших плодов от этого года.

Постановщик уверен, что государство должно финансировать кино, но только то, которое действительно будет интересно и нужно людям.

- Если человек у себя в голове придумал фильм, основываясь лишь на своем мнении, то такое кино не нужно, - рассуждает он. - Государство должно учитывать интересы общества и даже делать госзаказ. К примеру, нужна нам картина о Бабиче – вот, пожалуйста, Юсупов представил свой проект. В этом смысле кинематограф может стать хорошим рычагом управления массовым сознанием.

Особо кинорежиссер отметил тонкости национальной киноиндустрии, которая призвана сохранить традиции, историю и обычаи десятков народов по всей стране.

- Нужно понимать, что фильм на башкирском языке я сниму только в Башкирии и больше нигде, - пояснил Аскаров. - Поэтому если человек пришел на киностудию «Башкортостан» с проектом на башкирском языке, то предпочтение нужно отдать именно ему.

Говоря о поддержке кино в республике, Аскаров не забыл упомянуть о том, что в текущем году был выделен уже третий по счету грант главы Башкирии. На сей раз финансирование получили сразу два проекта: фильм Булата Юсупова «Бабич» и работа самого Аскарова под названием «Из Уфы с любовью».

- Это будет моя дебютная полнометражная картина, и я очень волнуюсь, - признался автор проекта. - Я хочу рассказать комедийную историю о молодежи, любви и об Уфе. Очень хочу передать в фильме дух молодости и самой столицы республики.

Руководитель кинопроекта рассказал, что уже ведется плотная работа в связке со сценаристом. Кроме того, режиссер часто колесит по городу, выискивая удачные локации, благо после саммитов ШОС и БРИКС Уфа заметно преобразилась.

Айнур также рассказал, как начинает планировать свою будущую работу.

- Все продумываю «с конца», - поделился секретом он. – Я заранее рассчитываю, в скольких кинотеатрах я буду показываться, где размещу рекламу, где найду спонсоров. Обо всем этом я уже начал думать, и надеюсь, что фильм себя окупит.

Аскаров вместе с коллегами все чаще проводит лекции и мастер-классы, с удовольствием делясь накопленным опытом.

- Я вижу живой интерес к кино, - говорит он. - На встречах мы находим своего зрителя, очень интересующегося и внимательного. Кстати, приятно осознавать, что кино в Башкирии станет доступнее – в этом году в каждом райцентре планируют ввести в работу киноустановки. Советская система кинопроката была полностью уничтожена, и будет замечательно, если ее возродят. Кинематограф ведь не сравнить с телевизором. Кино – это темный зал, большой экран и неповторимые волшебные эмоции.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе