Арт-объект

Успех «Чернобыля» среди молодежи связан с усталостью от общества потребления

13.07.2019
Англичане с американцами смогли сделать кино про советскую действительность, которое не получалась у наших кинематографистов вот уже 30 лет. «Чернобыль», снятый американским телеканалом HBO совместно с британской телесетью Sky, удовлетворил сегодняшние потребности не только зарубежного зрителя, но и российского. Несмотря на то, что сериал схематичен и псевдодокументален, он занял пустую нишу научно-популярных фильмов, которых у постсоветских людей не было с момента распада Советского Союза. Зритель, уставший от мыльных опер и фальшивых драм, теперь жаждет получать не слюнявую жвачку, а пищу для ума. И эта тенденция радует: в обществе потребления наметился запрос на удовлетворение жажды знаний.

Реальная действительность 

 

Восторг молодых от «Чернобыля», связан с именно с этой потребностью - получать знания в популярной форме, которых в сериале с избытком. Зрителю подробно объясняют, как работает атомная электростанция, как протекает лучевая болезнь, как проявляет себя радиация, как выглядит ионизирующее излучение и многие другие подробности, связанные с ядерной физикой. Удивительно, но для нынешней молодежи, сдающей усредненный ЕГЭ, имеющей клиповое мышление и привыкшей получать информацию одним кликом, заумный фильм об атомной энергетике, оказался хитом. То, что бывшему советскому зрителю показалось бы скучным и занудным, для нынешнего поколения пошло на ура: как выяснилось, в XXI веке людям не хватает знаний - об окружающем мире и физической природе вещей.

Надо отдать должное создателям фильма - советскую действительность они воспроизвели настолько натурально, что иногда забываешь, что кино - иностранное. Начиная сигаретами «Столичными» и «Сочинскими» и заканчивая коврами на стенах, пепельницами, сушилками для посуды, автотранспортом и мусорными ведрами - все настоящее, или как сегодня принято говорить - аутентичное, найденное у местных жителей в Литве, где снимался сериал, белорусской киностудии и на российских сайтах типа «Авито». 

Из заметных ошибок - объявление, написанное не на русском языке у шахты в Туле, где почему-то стоят портовые краны, и кривенький Микки-Маус, установленный рядом со зданием столовой, где идет выездное заседание суда по виновникам катастрофы в Чернобыле. Косоглазая статуя американского мультяшного персонажа явно родом из кооперативных 90-х, а не из 1987 года, когда состоялся суд. Но режиссеру так нравится это произведение неумелых советских рук, что камера неоднократно наезжает на перекошенную мордочку диснеевского мышонка. Окна в палатах советского роддома и больницы украшены кокетливыми занавесками и даже тюлем, что в принципе было невозможно. Санитарные нормы тех лет не позволяли пациентам находиться в палатах даже в вязаных кофтах и шерстяных носках, от которых могла лететь мелкая взвесь, не говоря уже о таких пылесборниках, как занавеси. Или картина Ивана Репина «Иван Грозный убивает своего сына» в Кремле, где кроме ликов Ленина просто не было других изображений. 

Кстати, эта картина всегда, более ста лет находилась и находится в Третьяковской галерее. Настоящие «чернобыльцы» нашли и другие ошибки, которые авторы назвали «художественным вымыслом» - голых шахтеров, льющаяся рекой водка в период антиалкогольной кампании, уже установленный памятник ликвидаторам на главной площади и лопающая от облучения кожа - радиация мгновенно не убивает.  

Впрочем, грех обвинять создателей фильма в ляпах, когда и русские переводчики уже не помнят советского прошлого. Литовский город ИгналИна, так звучавший по-русски, озвучивают на литовский манер, а свинцовое приспособление для защиты мужских репродуктивных органов называют «яйценоской», хотя у этого атрибута есть название - «намудник». В остальном - никаких нареканий, а западные актеры, настолько хорошо вписываются в образы, что воспринимаешь их героев как настоящих русских.   

 

Настоящие герои

И, самое главное, впервые с постсоветских времен в кино в качестве положительного персонажа появился партийный функционер. Заместитель председателя совмина СССР Борис Щербина прописан наиболее четко, как будто авторы поставили цель реабилитировать партийных руководителей, которых со времен перестройки кинематограф не представлял иначе, как карьеристами и подлецами, ворами и тиранами. Борис Щербина, которого играет шведский актер Стеллан Скарсгорд, - реальный персонаж, возглавлявший ликвидацию чернобыльской аварии, в кино - искренний и честный, высокообразованный, способный, если речь идет о жизнях людей, послать по матери Горбачева и стать настоящим другом человеку, которого поначалу воспринимает в штыки. 

Второй положительный герой, которого сыграл британский актер Джарет Харрис, - тоже реальный человек, участвовавший в ликвидации последствий аварии - академик Валерий Легасов. Образ высоконравственного ученого - тоже новинка современного кино. Мы привыкли, что в голливудских лентах ученых мужей изображают или злодеями, мечтающими заполучить весь мир, или сумасшедшими. В любой случае, людьми, не способными испытывать нормальные чувства. А г-н Легасов у создателей фильма получился настоящим человеком со всеми человеческими сомнениями, страхами и переживаниями.

Оба положительных персонажа в «Чернобыле» - масштабные и глубокие, и в общем-то их двоих достаточно, чтобы показать истинную человеческую драму. Наверное, поэтому другие трагедии в ленте обозначены лишь пунктиром.    

А ведь создатели фильма ничего не придумали: и Щербина и Легасов действительно одними из первых оказались на месте катастрофы, действительно провели там долгое время, чтобы облучиться, использовали все способы гашения реактора - в том числе бор и песок, и могли стать друзьями. Легасов повесился в 1987 году, после заседания Академии наук, где, поверив в провозглашенную тогдашним руководителем СССР Михаилом Горбачевым «свободу слова», заявил о «застое» в советской науке. Его план по борьбе с косностью тогдашних ученых прокатили, и это могло стать причиной самоубийства. Кроме того, эксперты считают, что академик мог испугаться лучевой болезни, которая прогрессировала. Создатели фильма немного изменили историю - по их мнению Валерий Легасов ушел из жизни, не сумев добиться от советского руководства изменений в несовершенной конструкции ядерных реакторов, которые строили в стране. А кассеты с надиктованными Легасовым подробностями чернобыльской аварии, которые он в фильме якобы прячет от КГБ, на самом деле никто не скрывал, и после его смерти они были опубликованы в газете «Правда». Впрочем, в художественной ленте допустим такой «художественный вымысел». 

Обидно, что образы, которые находились в загоне современного кино, прославили иностранные режиссеры, а не наши кинодеятели, которые сегодня пачками штампуют псевдоисторические сериалы на деньги минкульта.

И теперь благодаря британцам мы знаем, что спасли континент и массу людей от ядерной катастрофы два человека - чиновник-функционер, настоявший на эвакуации и убедивший советское руководство сказать правду об аварии, и ученый, решивший задачу, которую никто и никогда еще не решал на Земле - как погасить разбушевавшийся ядерный реактор. 

Фильм про настоящих героев, а не придуманных «крепких орешков», оказался такой редкостью, что стал главным событием сегодняшнего дня и одним из самых популярных в истории телешоу.  

Англичане и американцы, создавшие культовый сериал «Игры престолов», в отличие от нас первыми почувствовали ностальгию по сильному поколению из советского прошлого. И, как выяснилось, эту ностальгию испытывают не только пожилые люди, но и молодежь, родившаяся уже после развала Союза. 

 

Историческая правда

Очевидно, что сериал, премьера которого состоялась в мае этого года, задумывался, как фильм-катастрофа. Однако для создания экшна, авторам не хватило фантазии. В ленте практически нет судеб людей, которые столкнулись с аварией - возможно, создатели намерено делали упор на историческую правду и не распылялись на специфические подробности. Из сюжетных линий, кроме переживаний главных персонажей, мы видим только страдания героя ирландского актера Барри Кеогана, который оказался в отряде, уничтожающим зараженных домашних животных. Страдания в основном передаются крупными планами лица мужчины, который делает брови домиком, а губы - скобками. 

Но при этом нет людей, которые пережили настоящую драму, покидая свои дома, когда эвакуировали Припять. Схематичен и образ Ульяны Хомюк, которая, как говорится в заключительных титрах фильма, олицетворяет собой всех честных и неравнодушных советских ученых. Вероятно, это разъяснение про образ советских ученых и понадобилось, потому что авторы понимали, что персонаж получился «сырым». Эта дама почему-то самостоятельно проводит следствие, которое принимают… в суде. Суд и вовсе снят в духе шоу голливудских блокбастеров, когда зрители ахают, наслаждаясь обличительными речами адвокатов, а здесь - главных героев. 

Также, только намеками показаны истинные виновники аварии - руководство станции, якобы затеявшие опасное испытание ради повышения карьеры, и другие участники катастрофы. У актрисы Джесси Бакли, играющей жену пожарного, первым прибывшим к месту аварии и скончавшегося от лучевой болезни, удачным получился только внешний образ - она выглядит копией «интердевочки» и «маленькой веры». Только эти фильмы, где эксплуатируется такие типажи секс-символов советского времени, созданы спустя пять лет после чернобыльской аварии. А в остальном - из переживаний героини главной любовной линии - те же брови домиком и губы скобками. А идущие на смерть водолазы, пожарные и вертолетчики и вовсе не удостаиваются крупных планов. 

Но зато достоверно показана работа больницы. Башкирия в 1989 году пережила трагедию в Улу-Теляке, когда в местные клиники везли людей, обожженных после взрыва двух поездов. Самоотверженность уфимских врачей, выносивших на себе умирающих и ставивших капельницы прямо в поле, как будто послужила примером для героев этого сериала - здесь медсестры голыми руками снимают с пожарных зараженную радиацией амуницию.

Кажется, что фильм может быть непонятен иностранному зрителю, выросшему совсем в другой культуре. Героические поступки советских людей им могут показаться нелогичными. Например, авторам удалось снять искреннюю сцену, где сотрудники станции, решившие пробираться к реактору по зараженной воде, идут на гибель вовсе не из-за обещанных 400 рублей, а делают этот выбор сердцем - «потому что больше некому».  

Интересно, что сценарист Крейг Мазин уверяет, что создавал сериал о «цене лжи, когда правда утрачивает ценность» и в фильме «нет идеальных персонажей».

И при этом лента - гимн советской «тоталитарной» системе, которая справилась с катастрофой в том числе и благодаря государственному строю, способному за минуты эвакуировать целые города и собирать по всей стране жидкий азот и даже луноходы. Попробуйте сегодня, где частная собственность правил бал, организованно вывезти из зоны бедствия хоть сотню людей и за часы найти и доставить тонны песка и бора. 

Так что на деле получилось патриотичное кино вовсе не о лживой советской пропаганде, как задумывал автор, а о людях с цельными и несгибаемыми характерами. Которые жили в советской стране, а сегодня стали дефицитом. И массовый интерес современного поколения - в Москве даже начали посещать могилу академика Легасова, свидетельствует, что нынешняя молодежь нуждается в таких героях.    

    

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе