Арт-объект

«Серебряный Акбузат» наградил режиссера из Якутии вслед за зрителями Московского кинофестиваля

04.09.2019 Лада ВОЛКОВА
То, что якутские картины не останутся незамеченными, было ясно уже на пресс-конференции, состоявшейся накануне фестиваля, где были представлены работы участников "Серебряного Акбузата". Как правило, картины, уже отмеченные наградами на других кинофестивалях, редко остаются без внимания. А фильм "Надо мною солнце не садится" в этом году попал в основную программу Московского международного кинофестиваля, где был удостоен приза зрительских симпатий.

Кино за 28 дней

 

Еще одна якутская картина, вошедшая в конкурсную программу уфимского фестиваля - документальная лента "Царь-птица" - и вовсе выиграла главный приз ММКФ в прошлом году. В Уфе фильм отметили за лучшую операторскую работу. Семен Аманатов работал оператором и на ленте "Надо мною солнце не садится". Выйдя на сцену конгресс-холла "Торатау", режиссер Эдуард Новиков заявил, что фильм "Царь-птица" вообще был снят "на фотоаппарат", вызвав приступ смеха в зале. Но, как выяснилось, фильм действительно снимали на камеру Sony. Картину Борисовой оператор снимал уже на более подходящей технике - цифровой кинокамере RED. Кстати, фильм, получивший Гран-при, был снят в рекордно короткий срок - всего за месяц.

- Точнее за 28 дней - на день раньше, чем мы намечали, - уточнила Любовь Борисова. - Я по профессии экономист, после вуза проработала шесть лет в банке, а потом мне там надоело. В кино я самоучка, у меня нет профессионального образования - училась всему прямо на съемочной площадке. "Надо мною солнце не садится" - моя дебютная работа в качестве режиссера-постановщика, но в общей сложности у меня уже 23 картины. Начинала как исполнительный продюсер, ассистент режиссера, монтажер.

Предложение самостоятельно снять фильм Борисова, по ее словам, получила спонтанно, все было легко и просто.

- У нас на "Сахафильме" был худсовет, где все предлагали свои истории. Моя всем понравилась, но когда встал вопрос, кто будет снимать, наш руководитель Дмитрий Шадрин сказал: "Снимай сама", - вспоминает Борисова, выступившая также автором сценария, который был готов за три недели. - Сценарий мне тоже сказали написать самой, но коллеги помогали, ставили дедлайны.

Феноменальная работоспособность якутской самоучки способна поразить не только киношников: кроме сценария, Борисова, как выяснилось, сама делала эскизы, раскадровку, занималась монтажом и готовила календарный план, став по сути сама себе вторым режиссером.

- Я придумала такую формулу: каждой сцене присваивать определенный коэффициент. Если сцена сложная, он равнялся единице, средняя - 0,5, проходная - 0,3, ну, и так далее. За смену норма была один коэффицент. Я обычно вставала раньше всех, узнавала погоду, от которой мы очень зависели, и начинала рисовать раскадровки - оператор Семен Аманатов был не против, мы с ним давно знакомы и понимаем друг друга, что называется, с полуслова. Потом он приходил, смотрел - и ему все было понятно. Работать так для меня было одно удовольствие! Ну и еще был, конечно, элемент везения.

 

Один плюс один

 

С идеально подходящим местом для натурных съемок команде фильма тоже очень повезло: село Найба Булунского улуса Саха-Якутии нашли благодаря все тому же оператору Семену Аманатову, который прежде снимал здесь документальный фильм. В итоге именно здесь нашлось все, что было так необходимо - звероферма на берегу моря Лаптевых, живописные хижины, которые можно увидеть в фильме, и в которых месяц жили члены съемочной команды. Она, кстати, была совсем небольшой - кроме режиссера и оператора, были еще художник-постановщик, механик камеры, звукорежиссер, он же оператор дрона. И еще два главных исполнителя - непрофессиональный актер Степан Дмитриев, дебютировавший в кино в возрасте 74 лет, и третьекурсник местного института культуры Иван Константинов. А в эпизодических ролях снимали местных жителей. Ведь даже добраться до места съемки было весьма проблематично.

- Добирались по частям: операторы - за полчаса на самолете, актеры - три-четыре часа на моторке по морю, а мы с художником - 14 часов на вездеходе, потому что машины там не пройдут, - вспоминает Любовь Борисова. - Нужно было запастись всем заранее, закупить оптом все, что нужно - на Севере все втридорога. Мы вообще все время ориентировались на то, что уже есть. Подстраивались под окружающую среду.

В итоге самоотверженной якутской команде киношников удалось снять картину, сенсационно выстрелившую уже на нескольких кинофестивалях. История, так тронувшая самых разных зрителей, рассказана очень просто и искренне, в ней не найти изощренных метафор и зашифрованных смыслов.

По сюжету на звероферму на берегу моря приезжает подработать сторожем один из главных героев картины - современный молодой якут, настоящая жертва глобализации, не мыслящий своей жизни без интернета, инстаграма, социальных сетей и прочих технологических достижений.

Диалоги, которые ведут герои - парень и дряхлый дед, доживающий на безлюдном острове свой век, порой трогательны, порой забавны и вполне соответствуют жанру фильма - драма с элементами комедии. Старик собрался умирать и настойчиво просит юношу похоронить его, поскольку больше некому - жена умерла, а дочь пропала много лет назад и надежды найти ее больше нет. В конце концов дед действительно умирает, но в последний месяц своей жизни чувствует себя по-настоящему счастливым, благодаря своему неожиданно обретенному молодому другу, заменившему ему собственного внука, о котором всегда мечтал и которого у него никогда не было. Кто-то из критиков после просмотра фильма заявил, что Борисова "давит на жалость". Возможно, и так, но режиссер-дебютант делает это очень умело, чередуя драматические и комические сцены. Решив помочь деду исполнить главную мечту - найти дочь - парень открывает ютюб-канал и начинает снимать "вайны" - коротенькие юмористические сценки из их обыденной жизни с дедом. Благо интернет на острове обеспечил папаша парня, дабы отпрыск не свихнулся от скуки на безлюдном острове. Но скучать парочка новоявленных "вайнеров" не будет. Кого-то фильм заставил вспомнить знаменитый фильм "Достучаться до небес", других - голливудскую картину "Один плюс один". Некоторые зрители считают, что якутский вариант этих хитов ничуть не хуже, а в чем-то даже лучше, добрее. А еще там совершенно завораживающие пейзажи Крайнего Севера.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе