Арт-объект

Якутские режиссеры: «Снимать национальное кино - это все-таки авантюра»

28.09.2019 Андрей КОРОЛЁВ
Последние несколько лет в разговоре о взлетах и падениях российского кино обязательно напоминают о феномене якутского кино. Эти фильмы не только снимаются в родном регионе и при этом окупаются, что уже подвиг, но и побеждают на престижных кинофестивалях. Фильмы-победители Московского кинофестиваля «Царь-птица» Эдуарда Новикова и «Надо мною солнце не садится» Любовь Борисовой попали в конкурсную программу кинофестиваля «Серебряный Акбузат», при этом последний фильм взял в Башкирии гран-при. Любовь Борисова и Эдуард Новиков рассказали, почему якутское кино так полюбилось местному зрителю.

«Вдохновлялась фильмом с Робертом Де Ниро»

 

- «Царь-птицу» и «Надо мною солнце не садится» объединяет актер Степан Петров. Как он к вам попал?

- Степан Петров – непрофессиональный актер, сейчас ему уже 74 года, - рассказывает Эдуард Новиков. - Мы не проводили специальный кастинг, профессиональных актеров у нас немного. Я искал фактурных актеров, с несколькими поговорил, но – кто отказался, кто не смог. И как-то случайно нашли Петрова - я сам с Хангаласского улуса и Петров тоже оттуда, он там в одной из деревень играет в народном театре. Всю жизнь работал водителем, теперь на пенсии. И мы решили взять его в «Царь-птицу». Люба на этом фильме была вторым режиссером, так и сработались. Первый раз было сложно, он все-таки актер непрофессиональный, но на втором фильме уже чувствовал себя увереннее.

- Ну и текст в «Царь-птице» очень литературный, сложный, объемный. А «Надо мною солнце не садится» я писала специально под него – там много его собственных словечек, поэтому он в этой роли более органично выглядит, - дополняет Любовь Борисова.

- В «Надо мною солнце не садится» очень легкое отношение к смерти. Это след якутской культуры или разработанная вами независимая точка зрения персонажа?

- Это, скорее, авторский замысел, - объясняет Любовь Борисова. - Нужно было показать изначально парадоксальную ситуацию, когда человек просит его похоронить.  Но хотелось эту ситуацию преодолеть, чтобы появилось смирение, приятие смерти, какое-то утешение, и при этом добавить, что жизнь все же продолжается. Вообще, история старика, который потерял дочь, и она потом приехала к нему на могилу, взята из повести якутского писателя Николая Лугинова «Каменный мыс». Это небольшая часть книги, всего лишь биография героя. Сначала мы думали о полноценной экранизации повести, но там советское время, сложная структура, так что мы поначалу отказались. Потом решили написать историю современную с минимумом актеров. И персонаж из повести самовольно проник в сценарий фильма. Согласовали с автором, ему очень понравилось, а мы отметили, что фильм сделан по мотивам книги. Все, кто читал повесть, говорят, что дух книги в фильме сохранился.

- В числе референсов к фильму Любовь Борисовой очень хочется назвать голливудский фильм «Пока не сыграл в ящик» с Робертом Де Ниро – уж очень там схожи некоторые сюжетные моменты.

- Именно этот фильм я не смотрела, но с ним сравнивают часто, - соглашается Борисова. - Для вдохновения я смотрела фильмы Робина Уильямса, например «Пробуждение» - с тем же Де Ниро, кстати. Смотрела на приемы, как там показывают героев. Но при разработке фильма руководствовалась уже своими ощущениями.

- Насколько большим получился бюджет фильма?

- Честно говоря, мы не подсчитывали, потому что все это снято полностью усилиями «Сахафильма», они оборудование предоставили бесплатно, сотрудники киностудии работали за свою обычную студийную зарплату.

- А в Якутии «Надо мною солнце не садится» уже видели?

- Да, он в прокате с мая и все еще идет. Обычно-то прокат идет две недели, если плохо – одна, если очень хорошо – три, максимум – месяц. Основные, большие залы сейчас уже убрали, конечно, но до сих пор его показывают в зале одного из кинотеатров. Он небольшой, но все эти месяцы – полный. И билеты в этот зал раскупаются до сих пор.

 

«Америка наше кино побеждает не всегда»

 

- Как считаете, почему якутское кино так полюбилось якутскому зрителю, что, по слухам, в ваших кинотеатрах популярнее голливудских блокбастеров?

- Голливуд наше кино побеждает не всегда – разово, - говорит Любовь Борисова. - Не все так радужно, конечно, но в целом зритель активно ходит смотреть местное кино, и показатели по наработке на сеанс высокие – выше, чем в среднем по России. Чем объяснить? Наверное, менталитет, язык. Якутскому зрителю нравится смотреть кино про себя.

- А что касается тем? Предпочитают какие-то бытовые истории?

- У нас активно экспериментируют с жанрами. Есть даже режиссеры, которые стараются в них не повторяться. Нельзя сказать, что мы специально снимаем на какие-то конкретные темы. Главное – на якутском языке и, наверное, ближе к чему-то реалистическому.  Потому что наш зритель не любит, когда привирают: мол, так не бывает – это плохое кино. И все время требует повышения качества – в этом смысле, в ежовых рукавицах нас держат.

- При этом у вас в фильме есть одна фантазийная сцена, которая происходит не совсем в реальности.

- Она смотрится вполне органично – всем понятно, что это фантазия, которая вплетена в реальность. Как-то естественно это получилось. На стадии разработки я хотела, чтобы герои сделали что-то необычное, изначально думала про орнитоптер, который машет крыльями. Даже сделала на основе велосипеда бумажный вариант, подготовили разноцветные палатки, чтобы сделать крылья. А когда приехали на место съемок, обратила внимание на деревяшки, которые лежали на берегу – река Лена приносит сухие куски дерева, в них весь берег моря Лаптевых. В итоге мы с художником фильма решили сделать орнитоптер из этих деталей. И очень быстро собрали по берегу как будто готовые элементы – хвост, фрагмент крыла и так далее. И получилась уже не машина-птица, а что-то больше похожее на рыбу. Для себя я прозвала это ихтитоптер – самолет-рыба.

- В регионах не знакомы с якутскими режиссерами, да и о вас самих знают немногие, поскольку о победах ваших фильмов писала только узкопрофильная кинопресса. В Якутии много талантливых режиссеров?

- Да, у нас сейчас много молодых ребят снимает кино, - соглашается Эдуард Новиков. - Я рад, что желающих много, кино - это все-таки авантюра. Вообще, как отрасль, как кинопроизводство у нас в регионе пока система не налажена. «Сахафильм» работает, но не сказать, чтобы оно очень хорошо финансировалось. Зарплаты получаем, а вот на проекты фильмов почему-то найти деньги очень сложно. Но желания снимать кино у энтузиастов это не отбивает.

- Получается, молодежь сама где-то ищет средства на свое кино?

- Да, причем они хотят снимать так, чтобы это кино окупалось, чтобы кино приносило деньги. И это получается. В этом году, например, вышел фильм «Агент Мамбо» - кажется, заработали они около 16 миллионов, это очень неплохая сумма.

- А за пределы вашего региона эти фильмы выходят?

- В прокат федеральный, по-моему, почти нет. В конце нулевых «Каропрокат» выпустило по России фильм Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана», один из первых наших масштабных фильмов. Больше таких случаев не помню.

- Ваши фильмы победили на последних двух Московских кинофестивалях, эти награды все-таки еще кое-что значат. Не планировали выпустить их в российский прокат?

- Думали, конечно, - не скрывает Эдуард Новиков. - Продюсеры, насколько знаю, работают над этим.

- С крупным дистрибьютором договориться мы не смогли, поэтому будем точечно работать по кинотеатрам уже напрямую, так что «Надо мною солнце не садится» все-таки в ограниченный, но прокат по России выйдет, - говорит Любовь Борисова. - В каком-то смысле это даже проще, чем договариваться с крупными киносетями. После «Серебряного Акбузата» я как раз остаюсь в Москве на русский дубляж фильма. Еще могу сказать, что точно будет прокат в Казахстане.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты