Арт-объект

Солисты Большого театра исполнили «Реквием» с Национальным симфоническим оркестром Башкирии

03.10.2019 Лада ВОЛКОВА
Национальный симфонический оркестр Башкирии в минувший понедельник сделал настоящий подарок уфимским меломанам - открыл новый цикл концертов классической музыки "Великие партитуры", выбрав для первого концерта «Реквием» Джузеппе Верди для хора, солистов и оркестра - самое необычное среди произведений итальянского мастера музыкальной драмы. Его «Реквием» (Messa da Requiem) вошел в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной молитвы.

- Реквием - это классическая католическая служба, но он не может оставить равнодушными никого, вне зависимостей от вероисповедания, так как проникает в самую глубину человеческого сердца. Его можно слушать просто как музыку. В этом произведении присутствует некоторый пафос, патетика, театральность - он захватывает слушателей с начала до конца, - рассказал маэстро Дмитрий Крюков - дирижер Большого театра, Государственной академической симфонической капеллы, а с прошлого сезона - главный приглашенный дирижер Национального симфонического оркестра Башкирии. - К тому же в Уфе это произведение не исполнялось уже очень давно, и мы решили, что оно непременно должно здесь прозвучать.

В концерте, который прошел в Башкирском театре оперы и балета, принял участие хор театра, а в качестве солистов в Уфу были приглашены московские артисты – солисты Большого театра - меццо-сопрано Виктория Преображенская, тенор Игорь Вялых и бас Давид Целаури, а также солистка Московского театра оперетты, сопрано Екатерина Чудотворова.

Дирижер признался журналистам, что первоначально планировал пригласить в качестве солистов артистов местной оперной труппы, но полностью соответствующим его требованиям оказался только бас Артур Каипкулов. К тому же необходимо было в короткие сроки выучить сложнейшее произведение.

- Это произведение очень трудное - и не только для солистов. Реквием - эталон в исполнительском плане и для оркестра, и для хора. Для нас четверых - это первое совместное исполнение, которое, конечно, очень волнительно, - поделилась перед выходом на сцену Екатерина Чудотворова.

Чтобы собрать ансамбль солистов, дирижеру потребовалось всего несколько репетиций, две из которых прошли в Уфе. По собственному признанию маэстро, ему пришлось изрядно понервничать: от так увлекся, что даже рукав его рубашки треснул по шву. Впрочем, Дмитрий Крюков всегда отличался экспрессивной манерой дирижирования, а «Реквием» Верди как раз так и пышет романтической экспрессией.

- «Реквием» Верди отличается подчеркнутой чувственностью - это страстная мольба. Поскольку композитор, прежде всего, оперный, в этом произведении, безусловно, чувствуется очень сильное влияние оперы. Я думаю, именно с него стоит начинать знакомство с остальными произведениями этого жанра. С одной стороны, он более понятный, с другой - более глубокий, - поясняет Дмитрий Крюков.

Не случайно «Реквием» Верди, наряду с «Реквиемом» Моцарта, входит в число самых популярных произведений этого жанра. Произведение со времен своего первого исполнения прочно прописалось на театральных сценах всего мира. Самый титулованный и востребованный российский бас, народный артист Башкирии Ильдар Абдразаков неоднократно блистал в дуэтах и ариях вердиевского «Реквиема» - со времен записи 2010 года, получившей "Грэмми", до нынешнего выступления летом в рамках Зальцбургского фестиваля. Земляки не имели удовольствия слышать прославленного баса в этой партии, но благодаря московским артистам получили хоть какое-то представление о произведении, принесшим всемирный успех башкирскому басу.

Месса итальянского классика имела большой успех у уфимской публики - музыка «Реквиема» заставляет вспомнить одну из поздних опер композитора - "Аиду", над которой автор работал параллельно. Успех «Реквиема» на сцене Башкирской оперы в немалой степени обязан хору театра - маэстро Крюков заявил, что был приятно удивлен высоким профессионализмом хористов, а в финале вызвал на поклоны главного хормейстера Башкирского театра оперы и балета Александра Алексеева.

Следующее исполнение «Реквиема» в Уфе планируется с хором Уфимского института искусств и Государственной академической капеллы им. Сайфуллиной. А второй концерт из серии "Великие партитуры" состоится уже в ближайшую субботу, 5 октября, в ГКЗ "Башкортостан". За дирижерский пульт Национального симфонического оркестра Башкирии на этот раз встанет худрук и главный дирижер Костромского губернского оркестра Павел Герштейн, а в качестве солиста выступит директор башкирского оркестра, кларнетист Артур Назиуллин. В программе концерта - "Итальянское каприччио" Чайковского, симфоническая поэма "Шехеразада" Римского-Корсакова и фрагменты из оперы "Сельская честь" Масканьи.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты