Арт-объект

Архаичная «Сестренка» Галибина отчаянно всматривается в советское кинопрошлое

05.10.2019 Андрей КОРОЛЁВ
Выход в федеральный прокат фильма Александра Галибина «Сестренка» в Башкирии постарались сделать громким событием. Картине, снятой по повести «Радость нашего дома» Мустая Карима и посвященной столетию писателя, устроили пышную премьеру в главном концертном зале региона с участием первых лиц республики. Галибин постарался соответствовать событию - снял картину так, как, по мнению режиссера, должно выглядеть детское кино, которое исчезло вместе с Советским Союзом. «Сестренка», отчаянно всматривающаяся в прошлое и уходящий все дальше литературный первоисточник, в этом контексте оказывается фильмом архаичным и, если рискнуть забыть круглую дату, попросту необязательным.

По-детски наивный взгляд

 

Год, трижды освященный в Башкирии вековыми юбилеями, потихоньку движется к своей кульминации. Праздники, пристегнутые к столетию Башкирии, в большинстве своем уже прошли, до столетия Башдрамтеатра пока еще есть время, а вот круглая дата со дня рождения народного поэта республики Мустая Карима как раз начинает активно отмечаться. В сентябре в прокат вышел крупный подарок к грядущей дате – фильм Александра Галибина «Сестренка» по повести «Радость нашего дома».

Сюжет этой небольшой истории известен в общих чертах всем, кто так или иначе находился на уроках культуры Башкортостана. Во время Второй мировой войны мальчик Ямиль живет в башкирской деревушке и ждет с фронта отца, который сражается с фашистами. Однажды мать надолго уезжает и возвращается с девочкой Оксаной – отец Ямиля нашел ее в одном из домов, омертвевших от окружающих сражений. Ямиль с энтузиазмом называет Оксану сестренкой, та постепенно привыкает к новому дому, а череда маленьких приключений становится фундаментом для крепкой дружбы. В финале в деревню приходит известие о конце войны, возвращаются живыми и отец Ямиля, и отец Оксаны.

Точка зрения главного героя повести, мальчика Ямиля, окутывает весь фильм. По-детски наивный взгляд персонажа диктует визуализацию происходящего: яркие и однозначные краски эмоций, опрятная одежда и всегда добрые люди, видимое отсутствие голода, война как абстракция, сошедшие с портретов бравые красноармейцы без единого изъяна. Это удачное решение во имя возрастного рейтинга фильма – для лиц старше 6 лет – и адекватный вариант экранизации исходного материала, доброго и чуть ли не солнечного. Правда, в этом контексте из общего повествования выпадает открывающая сцена «Сестренки», в которой отец Ямиля находит Оксану, спрятавшуюся от смерти в печке. Помимо ненужной смены точек зрения – впоследствии весь остальной фильм будет идти, как и в книге, от лица Ямиля – об этом случае персонажи расскажут более-менее подробно еще пару раз.

Но почему-то дальше этого стилистического решения Александр Галибин идти то ли не решился, то ли не знал, куда, как и зачем двигаться, отчего фильм недополучил потенциальной глубины. Видимо, чтобы сделать историю богаче, добавить внутренней динамики, сценарист Айдар Акманов немного изменил сюжет, но фильму это на пользу не пошло. В частности, ближе к концу Ямиль узнает, что его отец якобы погиб на фронте, мать об этом знала, но не хотела говорить. Идея могла бы сыграть свою роль, но в итоге эта громкая деталь не повлияла ни на зрителя, которому об этой интриге ничего не сказали, ни на героев, ни на развитие сюжета. К слову, и набор случаев в книге и в фильме разный: что-то из повести решили не брать, а что-то – добавить. При этом не все добавки оказались одинаково полезными: например, новый фрагмент, где Ямиль с Маратом вдруг решают убежать на фронт, оторван от общего повествования – хотя бы потому, что здесь авторы начисто забывают об Оксане.

 

Старая песня о главном

 

Тем не менее у фильма немало положительных отзывов в соцсетях. Основная причина зрительского успеха связана с удачным кастингом: исполнители главных ролей Арслан Крымчурин, Марта Тимофеева и Юсуф Рахметов берут не столько профессиональным мастерством, сколько обезоруживающей непосредственностью и органичностью. Именно в этом – ключ «Сестренки» к эмпатии взрослых, которые продолжают фиксировать в соцсетях невозможность удержать слезы во время просмотра. А за детьми – самой страшной силой, которую можно было бы направить в сторону взрослых – практически незаметными остаются как скрупулезно выстроенные декорации, так и излишняя театральность взрослых актеров, и вольность экранного пересказа.

Здесь важно отметить, что свои впечатления с видимым удовольствием описывают именно взрослые, через раз с неприкрытой гордостью уточняя, что смотрели кино вместе с детьми, которых фильм тоже «не оставил равнодушными». Тут есть нюанс: это детское кино (или семейное, в данном случае это нечто неразделимое) снято так, как, по мнению режиссера, должно выглядеть детское кино. При этом то детское и семейное кино, за рамки которого «Сестренка» старается не выходить, исчезло примерно вместе с Советским Союзом, в котором существовала задача производства таких фильмов. Плохо это или хорошо, но за последнее десятилетие жанр успешно интегрировался в трехмерную анимацию и фэнтэзийные истории вроде «Последнего богатыря», в которых сформировалась своя специфика и акценты. «Сестренка», отчаянно всматривающаяся в прошлое и уходящий все дальше литературный первоисточник, в этом контексте оказывается фильмом архаичным и, если рискнуть забыть круглую дату, попросту необязательным. Проблема, разумеется, не в самом обращении к теме войны, а в том, как и чем эту тему в очередной раз наполняют. И поэтому так много восторгов от родителей, которые в грубовато сколоченном новоделе вновь разглядели собственное представление о «настоящем кино», и согласительного молчания среди детей, которые по своей воле вряд ли бы стали этот фильм смотреть.

Но, безусловно, хочется выдать желаемое за действительное. Кажется, от одного только этого неистового желания мертвый может оказаться живым, как это сделано в «Сестренке», но это работает разве что в регионе, для которого – не в зрительском, а идеологическом смысле – фильм и был создан.

 

Как слово наше отзовется

 

По сюжету книги Оксана и ее отец – украинцы, Ямиль и жители деревни – башкиры, лишь некоторые из которых знают русский язык. Двуязычие, которое в повести проходило на фоне, в экранизации воспроизведено гораздо более рельефно и вынесено на передний план, при этом речь, конечно, не об украинском языке. Так, персонажи почти весь фильм разговаривают по-башкирски, а незнание языка Мартой периодически акцентируется в диалогах и эпизодах, пока она, наконец, не начинает в одно прекрасное утро довольно хорошо говорить на башкирском. В этом стремлении авторов ощущается не столько попытка придать «Сестренке» аутентичности, сколько очередное педалирование национального элемента, без которого, видимо, фильм бы не прозвучал.

Учитывая болезненную тщательность, с какой в Башкирии отмечается столетие Мустая Карима, неудивительно, что фильм в федеральный прокат взяла компания Disney, которая занималась показами в России кинокомиксов «Марвел», кассового рекордсмена «Последний богатырь». За две недели проката «Сестренке» удалось собрать 12 миллионов рулей – это неплохие сборы для отечественного фильма. Поскольку сборы по неделям оказались примерно равными, скорее всего, прокатная история продлится, пусть и не в том же объеме – как минимум, в Уфе и Башкирии. При этом несмотря на известного прокатчика, фильм «не заметила» федеральная кинопресса – в СМИ фигурируют лишь многочисленные сообщения о премьерных показах и призах на незначительных отечественных кинофестивалях. Здесь можно свести все к серьезным соперникам в день премьеры – это и российско-китайский долгострой с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером «Тайна печати дракона», и участник ММКФ «Воскресенье» Светланы Проскуриной, и синефильская экранизация «Зеровилль» Джеймса Франко и музыкально-поэтическая история Терренса Малика «Между нами музыка». С другой стороны, региональные премьеры из Якутии в свое время незамеченными не оставались. Что ж, подождем вторую кинопремьеру по книгам Мустая Карима – «Таганок» Айнура Аскарова - и посмотрим, изменится ли тон резонанса.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты