Арт-объект

В Уфе покажут самый эротичный балет советской эпохи «Сотворение мира»

24.10.2019 Лада ВОЛКОВА
Легендарную постановку на библейский сюжет о Адаме и Еве по мотивам рисунков французского художника-карикатуриста Жана Эффеля и музыку Андрея Петрова, ставшую мировым бестселлером, привезет в башкирскую столицу театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва.

Советский модерн

 

С 26 по 28 октября на сцене Башкирского театра оперы и балета пройдут гастроли театра, известного во всем мире как Russian Classic Ballet. В Уфу труппа привезет четыре постановки, в числе которых три классические постановки: в полдень 27 октября гастролеры покажут балет Чайковского "Щелкунчик", вечером - "Коппелию" Лео Делиба, 28 октября можно будет увидеть "Дон Кихота" Людвига Минкуса. А откроются гастроли 26 октября одним из самых известных спектаклей - "Сотворение мира", история создания которого не менее интересна, чем сама легендарная постановка.

В конце 60-х его создатели - бывшие солисты Большого театра Наталья Касаткина и Владимир Василёв - попали в черный список минкульта как хореографы, чьи постановки театрам ставить не рекомендуется. Репетиции "Сотворения мира", которые уже шли на главной академической сцене страны, были прекращены после того, как Екатерина Фурцева заявила: "Я этих модернистов и на порог Большого театра не пущу". Впрочем, несмотря на запрет, премьера все-таки состоялась в 1971 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова – ныне Мариинского театра, куда доступ московским балетмейстерам в принципе был заказан - Касаткина с Василёвым были первыми.

Премьерные показы произвели настоящий фурор, и очень скоро балет стал одним из самых популярных в стране - посмотреть его в Ленинград приезжали со всей страны. Балет, действительно, был неординарным. В его основе - история Адама и Евы по мотивам рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Библейская основа для балетного спектакля в атеистической стране уже сама по себе являлась вызовом, но, во-первых, художник был довольно популярен в СССР, поскольку симпатизировал социализму, а во-вторых, библейский сюжет он представлял несколько иронично - все-таки речь шла о карикатурах, хотя, по признанию самого автора, его вдохновили фрески знаменитой Сикстинской капеллы Микеланджело. Точнее о двух сериях карикатур - "Сотворение мира и человека" и " Роман Адама и Евы", каждый рисунок которых - настоящая выверенная мизансцена - был неразрывно связан с предыдущим и последующим. То есть просто идеальный источник балетного либретто! Судьбоносной для хореографов стала встреча с композитором "новой волны" - Андреем Петровым, с которым они поставили несколько балетов и опер, в том числе оперу "Петр Первый", получившую госпремию. "Сотворение мира" - одна из самых любимых работ композитора. Музыка к балету была очень привычной для того времени. Это соединение принципов серьезной симфонической музыки и легкой - с элементами джаза и симфоджаза.

 

Грехопадение Барышникова

 

Успеху постановки, без сомнения, способствовал и звездный состав исполнителей - трудно представить другой балет со столь внушительным количеством первоклассных танцовщиков - Ирина Колпакова, Юрий Соловьев, Валерий Панов, Галина Рогозина и, конечно, Михаил Барышников, взлет карьеры которого начался как раз с "Сотворения мира". Наталья Касаткина вспоминает, как 23-летний Барышников, который танцевал Адама, репетировал свою партию: "На репетиции он баловался и из придуманных нами прыжков Миша делал что-то свое, невероятное! Многие движения, которые вошли в "Сотворение мира", он использовал потом в других балетах в Америке и сегодня многие мировые звезды их делают. Когда мы репетировали партию Адама с Ильгизом Галиуллиным, он сразу сказал: "Так это же прыжки Барышникова!".

Барышников вскоре стал настоящей звездой, но через три года после премьеры, в 1974 году, исполнитель роли Адама сбежал из страны Советов, остался в США и об этой постановке на долгие годы было приказано забыть, о ней вообще не разрешалось даже упоминать. "Падение Барышникова началось с "Сотворения мира", - вынесла вердикт Екатерина Фурцева, разом перечеркнув планы Касаткиной и Василёва возглавить руководство балетной и оперной труппами Кировского театра. Хотя назначение уже было подписано и назначена дата, когда Касаткину с Василёвым должны были представить коллективу театра.

Впрочем, хореографы из черного списка минкульта не впервые сталкивались с трудностями. Постановке "Сотворения мира" тоже предшествовало шесть лет простоя. Наталья Касаткина вспоминает: "Екатерина Алексеевна Фурцева предлагала нам машину, квартиру, дачу - что угодно, но на просьбу дать нам работу неизменно звучало твердое: "Нет!".  Несмотря на запреты, Касаткина и Василёв ставили "Сотворение мира" во многих театрах страны и за рубежом - всего насчитывается более шестидесяти постановок балета. В СССР в 1982 году вышла телеверсия балета под названием "Адам и Ева ", а в 2004 году на сцене Кремлевского дворца с огромным успехом прошла премьера арт-рок версии спектакля. Последние достижения в области звука подтолкнули знаменитых хореографов к новой трактовке спектакля с привлечением музыкантов-виртуозов, использованием самых современных театральных спецэффектов. Впервые в истории балета полномасштабный спектакль был соединен с живым исполнением рок-музыкантов. За почти полувековую историю своего существования балет "Сотворение мира" в постановке Касаткиной и Василёва всегда сопровождался аншлагами и восторженной прессой. Плеяда выдающихся деятелей и имен, связанных с судьбой балета "Сотворение мира", неослабевающий зрительский интерес к нему и постоянно появляющиеся новые постановки - яркое свидетельство того, что спектакль вошел в сокровищницу классики отечественного и мирового балетного искусства. Получить партию в этом балете до сих пор стремятся многие танцовщики, ведь здесь у каждого - яркая роль, блестящая партия.

 

Наживка для Нуреева

 

На премьере 1971 года партию Бога танцевал Юрий Соловьев - главная звезда Кировского театра до Михаила Барышникова. Танцовщик имел феноменальный, достигающий полуметра прыжок с мягким приземлением, легко делал двойные туры в воздухе - его мощной техникой восхищался даже Рудольф Нуреев, который вообще считал Соловьева единственным равным себе, а в чем-то даже и превосходившим его. Современники, хорошо знавшие обоих танцовщиков, уверяют, что "летающий татарин", как часто называли Нуреева на Западе, был влюблен в Юрия Соловьева.  Вероятно, это было настолько очевидно, что КГБ, у которого неистовый бунтарь Нуреев был на крючке, рекомендовал поселить его в один номер с Соловьевым во время тех самых скандальных парижских гастролей, закончившихся бегством Рудольфа. Гэбисты надеялись, что Нуреев начнет приставать к Соловьеву - и не ошиблись в своих расчетах. Но Юрий не ответил на нежные чувства, которые к нему испытывал Руди, а нажаловался руководителю группы и у органов появился реальный рычаг давления на Нуреева - в СССР была статья за мужеложство.

Стоит отметить, что бегство Нуреева сыграло положительно сказалось в карьере Соловьева - благонадежный, скромный танцовщик получил в СССР все, о чем только можно мечтать - лучшие роли в Кировском театре, престижные зарубежные поездки, звание народного артиста, дачу, машину, квартиру. Впрочем, Соловьев, действительно, был одним из самых выдающихся танцовщиков двадцатого столетия. В том же 1961 году, когда Рудольф Нуреев стал невозвращенцем, Академия танца Франции удостоила Юрия Соловьева звания "Лучший танцор мира", а спустя два года он получил "Золотую звезду" в Париже. Партия в балете "Ленинградская симфония" на музыку Дмитрия Шостаковича ошеломила парижскую публику, а пресса писала: "Балет Бельского - совершенен, а партия Соловьева - превосходна. Его танец завораживает и впечатляет не меньше, чем полет Гагарина". Но к 1971 году карьера танцовщика уже клонилась к закату - партия Бога в "Сотворении мира" стала последней крупной премьерой Юрия Соловьева. Наталья Касаткина вспоминала: " На одной из репетиций Юра опустился перед креслом, в котором я сидела, обнял мои колени и сказал: "Вы продлили мне жизнь!". По свидетельству очевидцев танцевал Соловьев безупречно, но в его Всевышнем, облаченном в белоснежные одежды, сквозила какая-то тоска. "Космический Юрий" был уже не тот - возраст постепенно отнимал былые возможности и смириться с этим было непросто.

Бога в "Сотворении мира" Соловьев танцевал недолго и вскоре сам решил поставить точку, к разочарованию поклонников. 12 января 1977 года, он, оставив дома жену и дочь, отправился на дачу. Юрий был явно в состоянии глубокой депрессии - просил младшего брата поехать с ним, но тот ему отказал, сославшись на дела.  Больше живым Юрия Соловьева никто не видел - единственной версией было самоубийство. Хотя выдвигались и другие версии - родственники и близкие люди из окружения Соловьева упоминали, что на даче все было засыпано перцем: так делают, чтобы собака не могла взять след. Ходили слухи, что танцовщик мог быть причастен к валютным операциям, в которых был замешан возглавляющий в то время Кировский театр Петр Рачинский. В любом случае безвременная смерть артиста - Юрию Соловьеву было всего 36 лет - потрясла всех, кто его знал, в том числе, конечно, и Рудольфа Нуреева, которого когда-то просто заворожили уникальные способности коллеги - Юрий на репетициях нередко развлекал окружающих тем, что без всяких усилий легко запрыгивал на рояль с пола.

Он привык танцевать принцев и героев и партии Бога в "Сотворении мира", при всем идеальном попадании, вероятно, предпочел бы партию Адама, но его время уже ушло.

"На сдаче балета было много придирок - нам заявили, что грим Бога похож на Ленина и его нужно переделать", - рассказывают постановщики.

Много нареканий вызвали и костюмы - артистов заставили одеть в комбинезоны телесного цвета, а вдобавок украсить их цветочками. В Уфе зрителям будет представлена оригинальная версия постановки: зрители смогут увидеть знаменитый балетный бестселлер в том виде, как его задумывали постановщики.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе