Арт-объект

Постановщик «Князя Игоря» в Парижской опере превратил героя Ильдара Абдразакова в заложника

10.12.2019 Лада ВОЛКОВА
Прославленный башкирский бас исполнил главную партию в провокационной постановке Барри Коски для парижской Opera Bastille - самой ожидаемой мировой театральной премьере сезона. Исполнитель партии князя Игоря Ильдар Абдразаков в инстаграме назвал парижскую постановку "очень интересной", хотя Барри Коски изрядно поиздевался над его героем.

На языке оригинала

 

Обращение Парижской национальной оперы - Opera National de Paris - в год празднования 350-летнего юбилея к русской классике многие театральные критики связывают с прошлогодним успехом постановки фламандского режиссера Иво ван Хове и русского дирижера Владимира Юровского "Борис Годунов" Мусоргского, где титульную партию тоже исполнял Ильдар Абдразаков. Оперы "Князь Игорь" в репертуаре одного из старейших театральных домов Европы прежде никогда не было, для парижской публики шедевр Бородина - редкая экзотика.

В качестве режиссера-постановщика дирекция Opera Bastille - новой сцены Opera National de Paris, построенной в 1989 году, пригласила австралийца Барри Коски, возглавляющего сейчас берлинскую Komische Oper, которого называют одним из самых интересных театральных режиссеров последнего десятилетия. Выбирая Коски в качестве постановщика, театральная дирекция Парижской оперы, очевидно, руководствовалась тем фактом, что французская публика, как уверяют знатоки, любит, чтобы ее, прежде всего, развлекали, а не слишком грузили. А уж развлекать 52-летний режиссер, известный своим оригинальным видением знаковых классических сюжетов, умеет как никто другой. По этой части он просто непревзойденный мастер. И не важно, что это: комическая опера-буфф или такое масштабное историческое полотно, как "Князь Игорь", в основе либретто которого лежит памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Парижского "Князя Игоря", который, кстати, идет 3.45, публике предложили слушать на языке оригинала, поэтому исполнители - почти все российские или имеющие славянские корни, как чешский тенор Павел Чернох (Владимир Игоревич) или польский бас Адам Палка (Скула). Ярославну поет солистка Мариинского театра Елена Стихина, которую позиционируют как сверхновую оперную звезду, хана Кончака - Дмитрий Иващенко, князя Галицкого - Дмитрий Ульянов, Кончаковну - грузинское меццо-сопрано Анита Рачвелишвили, исполняющая эту партию и в постановке Метрополитен-опера два года назад.

Исполнитель титульной партии, 43-летний Ильдар Абдразаков, попал в постановку Барри Коски почти случайно: изначально режиссер пригласил на эту роль другого исполнителя - солиста Мариинского театра, 46-летнего харизматичного баса-баритона Евгения Никитина. Но артист неожиданно заболел незадолго до премьеры, и в итоге роль досталась Ильдару, который отлично знает эту партию: в 2014 году он дебютировал с ней в постановке Дмитрия Чернякова на сцене Метрополитен-опера, а в 2017-м пел в этой же постановке на сцене De Nederlandse Opera. Версия Чернякова имела большой успех: и в США, и в Европе ее транслировали на киноэкранах по всему миру.

- Рад, что судьба предоставила мне новую возможность так плотно погрузиться в замечательный музыкальный материал и попытаться посмотреть на героя другим взглядом. Как и в работе с Дмитрием Черняковым, мы с Барри Коски непрерывно искали новые приемы, совместно выстраивали драматургию роли - и это было очень непросто, и вместе с тем увлекательно. Я очень признателен ему за диалог и за то, что многие из моих предложений органично вошли в спектакль, - так прокомментировал исполнитель титульной партии свою работу в парижском "Князе Игоре".

Артист также отметил, что "премьера стала увлекательным, хотя и непростым путешествием, поскольку Барри Коски - известный провокатор и мастер театральных иллюзий".

- Барри Коски поражает нетривиальным видением классических сюжетов, - отметил Ильдар Абдразаков. - Смысл оперы универсален, как и у всех больших классических произведений - это разговор о вечных человеческих ценностях и о вызовах современности. Спектакль поднимает темы изгнания, бесприютности, поиска лидера и коллективной мечты.

 

Для широких масс

 

Впрочем, что же из того, что предложил Ильдар Абдразаков, в этом году, кстати, дебютировавший на родине в качестве режиссера, вошло в постановку Барри Коски, так и осталось в тайне. Опера "Аттила", поставленная на сцене Башкирского театра оперы и балета весной 2019-го, где именитый бас выступил не только в качестве режиссера, но и исполнил заглавную партию, как писала пресса, "вернула зрителей в золотой век классической оперы" - традиционная костюмная постановка, в которой герои большей частью просто выходят на авансцену и поют.

Конечно, особо развернуться режиссеру-дебютанту было просто негде: сцена Башкирской оперы - просто карлик по сравнению с гигантский сценой Opera Bastille, которая наряду с Сиднейской оперой является одной из самых высокотехнологичных в мире. Здесь целых девять сцен, которые могут передвигаться бесконтактно. Зрительный зал прямоугольной формы, с отличной видимостью практически с любого места, вмещает 2750 человек - и на премьере "Князя Игоря" он был полон. Но никаких вечерних нарядов и фраков - публика здесь очень демократичная, многие вообще заходят в зал в верхней одежде и, вместо того, чтобы воспользоваться гардеробом, предпочитают вешать свои пальто и куртки на спинки кресел. И это не возбраняется, ведь гардеробщику здесь принято давать на чай, и если зритель намерен экономить, то никто ему мешать не будет.

Вообще, само здание Opera Bastille, скорее, напоминает какой-то дворец спорта или цирк, чем оперный театр: модернистская громадина из бетона и стекла с темным минималистическим декором внутри, построенная во времена Франсуа Миттерана, была призвана сделать оперу более доступной широким массам. К слову, цены на билеты здесь тоже доступны и начинаются от десяти евро. Но послушать "Князя Игоря" с Ильдаром Абдразаковым, который будет идти на парижской сцене до конца декабря, обойдется как минимум в 110 евро, поскольку дешевых билетов в продаже уже нет, а за самые дорогие придется выложить уже 230 евро. Российские меломаны смогут увидеть прямую трансляцию оперы на большом экране 17 декабря в рамках проекта Opera HD, но только в кинотеатрах трех городов - Москвы, Санкт-Петербурга и Ростове-на-Дону. В родном городе Ильдара Абдразакова, к сожалению, трансляций не будет, но оценить новую работу артиста земляки все же смогут на европейском телеканале классической музыки Mezzo live HD. Это единственный телеканал формата Full Native HD, так что зрители получат возможность виртуально оказаться в Opera Bastille и все увидеть своими глазами.

А посмотреть, действительно, стоит, хотя бы ради Ильдара Абдразакова - народному артисту Башкирии в таком провокационном спектакле выступать прежде не случалось.

- Опера "Князь Игорь" - потрясающее эпическое произведение, колоссальное по своему масштабу. О чем сочинение? На мой взгляд, здесь несколько общечеловеческих тем, таких как вопрос национальной идентичности, вероисповедания, личность и обступившая ее война, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, поиски смысла жизни в ужасающем окружающем мире, - рассказал режиссер журналистам накануне премьеры.

Действие парижской постановки перенесено в современность - Барри Коски считает, что это в данном случае было просто необходимо.

- Французский зритель ничего не знает о русской истории, и я не мог ставить "Князя Игоря" исключительно о России, - уверен режиссер. - Никто не будет сидеть почти четыре часа и слушать оперу о русской истории, чрезвычайно фрагментизированную, иногда не очень логичную, хотя и с великолепной музыкой, невероятно сильными эмоциями и красивейшими хорами.

 

Позор не искупить

 

В прологе оперы князь Игорь в камуфляже и высоких армейских берцах сидит на троне в интерьере русской церкви. Свет падает только на него, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном герое постановки, а все остальное пространство сцены погружено во мрак. Вместо хрестоматийного солнечного затмения, предрекающего провал военному походу князя против половцев, герой содрогается и мажет себя какой-то вязкой черной жижей, которая сочится у него из левого плеча. В первом акте действие происходит в доме какого-то олигарха, захваченного вооруженной толпой с автоматами Калашникова наперевес. Пьяный сброд князя Галицкого непотребно резвится в бассейне - пьет пиво и насилует девушек, распевая при этом "княжьи молодцы гуляли, князю девку воровали".

Весь второй акт происходит в каком-то подвале с заляпанными кровью стенами, где томятся заложники хана Кончака. В постановке Барри Коски это не просвещенный деспот, наслаждающийся плясками половецких девушек и предлагающий Игорю "возьми коня любого, возьми любой шатер", а изощренный садист, пытающий пленников. Князь Игорь с ног до головы в грязи и крови с кандалами на ногах катается по полу, а его сыну Владимиру и вовсе надевают на голову полиэтиленовый мешок. Знаменитые половецкие пляски в постановке Отто Пихлера превращаются в настоящие пляски смерти. Танцоры в жутких масках олицетворяют самые страшные кошмары и галлюцинации узников.

Третий акт оперы режиссер вообще выбросил, посчитав лишним, оставив лишь знаменитый монолог князя Игоря: "О дайте, дайте мне свободу - я свой позор сумею искупить". Но уже ясно, что ничего он искупить не сумеет: Игорь в представлении Барри Коски - не герой, а самый настоящий неудачник, лузер, потерявший абсолютно все. Он вернется к своей Ярославне, но никогда уже не будет прежним. В финале Ярославна-беженка бредет по обочине автострады, а народ под "Славься наш князь!" поет славу шуту, которого назначает своим новым лидером.

- 99 процентов людей ничего не знает о русской истории, - уверят Коски в интервью французским изданиям. - Поэтому мне важно было сконцентрироваться на двух вещах: отношениях Игоря и Ярославны, которая, как Пенелопа, ждет своего Одиссея, и коллективной мечте об идеальном лидере. Мы вечно ждем мессию - то Христа, то Сталина, то Гитлера, то Трампа, то Макрона. Верим, что один человек сможет решить все наши проблемы. Вот мне и захотелось показать, что такого лидера, которого люди пытаются сделать из Князя Игоря, просто нет. Смысл этой истории универсален и не устаревает, к сожалению. Мужчины уходят на войну, сражаются без цели, а женщинам уготовано вечное ожидание. Люди теряют близких - в боях, в терактах и не знают куда и за кем идти. Тема беженцев тоже актуальна: сейчас самое большое число мигрантов за всю историю человечества - и это ужасно. "Князь Игорь" и об этом тоже. Моя задача была не только показать красоту русской оперы, но и сделать так, чтобы зрители сказали: "Это и о нас тоже".

Исполнитель титульной партии Ильдар Абдразаков в инстаграме назвал парижскую постановку "очень интересной", хотя Барри Коски изрядно поиздевался над его героем. Очевидно, артист изменил свое отношение к так называемой режиссерской опере, которое еще совсем недавно было весьма скептическим. И это внушает надежду, что его новая работа в качестве режиссера, которую Ильдар Абдразаков в следующем году намерен продолжить на сцене Башкирского театра оперы и балета, уже не будет классической костюмной оперой, как дебютный "Аттила", а удивит чем-то по-настоящему актуальным.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921

Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе