Арт-объект

Главный режиссер Башоперы поставил рок-мюзикл о Шевчуке в Новосибирске

16.01.2020 Лада ВОЛКОВА
Главный режиссер Башкирского театра оперы и балета Филипп Разенков поставил на сцене Новосибирского музыкального театра рок-мюзикл на песни "ДДТ". В основу спектакля "Фома" легла биография лидера группы Юрия Шевчука. Остается жалеть только об одном: почему Разенков не поставил этот спектакль в Уфе, городе, где 40 лет назад и появилась группа "ДДТ" и где, собственно, и происходит значительная часть действия мюзикла.

«Фигура Шевчука выходит за рамки музыки»

 

- Идея сделать мюзикл по песням и творчеству Юрия Шевчука напросилась сама собой. История рока в нашей стране богата яркими именами. И, что не менее важно, имеет множество фанатов и поклонников. Я, кстати, один из них, - признается Филипп Разенков. - Юрий Шевчук - одно из самых мощных и знаковых явлений в русском роке, хотя лично для меня его фигура выходит за рамки музыки. Для меня он талантливый поэт, борец за правду и справедливость.

Главного режиссера Башкирского театра оперы и балета настолько восхищает личность музыканта, что даже на вручение престижной театральной премии "Золотая маска", которую он получил в этом году за постановку другого мюзикла - "Римские каникулы" - он явился в футболке с логотипом "ДДТ".

- Ну, я сделал это намеренно, чтобы привлечь внимание к теме, - не скрывает Филипп Разенков. - Тогда ведь у нас еще не было даже названия постановки - мы как раз над этим думали. Встречались с Юрием Юлиановичем, которой проявил к нашему проекту большой профессиональный и человеческий интерес, рассказал массу интересных фактов и принял самое непосредственное участие в работе над мюзиклом - внимательно прочитал пьесу, которую написал один из лучших драматургов, работающих в жанре мюзикла - Константин Рубинский, кое-что немного поправил. Мы вместе выбирали песни для мюзикла.

По словам режиссера, Шевчук даже сам придумал название - "Фома".

- Есть у него такая песня, и такое же имя получи главный герой рок-мюзикла. Шевчук был категорически против, чтобы нашего героя звали Юрием и настаивал, чтобы это был некий собирательный образ рок-музыканта. Так что наш спектакль не о Шевчуке, хотя за основу мы, действительно, взяли биографию Юрия Юлиановича. Собственно, сама его жизнь заложена в его песнях, многие из которых, я уверен, широкой публике неизвестны. "Фома" - про нас с вами, про нашу страну, сложное перестроечное время и, конечно, про любовь и мечты молодого музыканта, его непростой, но удивительно интересный и поучительный жизненный путь.

Премьера рок-мюзикла "Фома" прошла на сцене Новосибирского музыкального театра, с которым главный режиссер Башкирской оперы очень успешно сотрудничает в последние годы: его пока единственный «золотомасочный» спектакль - "Римские каникулы" - тоже был поставлен на этой сцене. Новая постановка получилась настолько необычной и оригинальной, что можно не сомневаться: без наград "Фома" явно не останется.

Порадовавшись за творческую команду новосибирцев во главе с молодым режиссером, остается жалеть только об одном: почему Филипп Разенков не поставил этот спектакль в Уфе, городе, где 40 лет назад и появилась группа "ДДТ" и где, собственно, и происходит значительная часть действия мюзикла.

- Изначально я планировал поставить спектакль в Уфе - городе, сыгравшем важную роль в становлении личности нашего героя, но со временем стало понятно, что этот материал все-таки не для оперного театра, а музыкального, - пояснил Филипп Разенков. - А поскольку на сегодняшний день у меня связи только с новосибирским театром музкомедии, то было логично обратиться с этой идеей туда. И я очень благодарен директору театра Леониду Кипнису за то, что он решил мою идею поддержать. Ведь, по сути, спектакль, сотканный из песен, - это эксперимент, а любой эксперимент - это всегда риск. Определенную роль сыграло и то, что дирижер театра Александр Новиков - мой друг и большой фанат рока, как и я сам.

То, что дирижер - большой фанат рока и непосредственно "ДДТ", зрители поняли сразу: на премьерных показах "Фомы" он был в джинсах, косухе и майке с фирменной символикой "ДДТ". Подобные красовались и на некоторых музыкантах кавер-группы "Красный берег", которые обеспечивали фирменный шевчуковский рок-саунд. Вместе с оркестром театра группа стала полноценным участником спектакля.

- Мы сразу решили: заменять живой звук фонограммой нельзя, - рассказывает Филипп Разенков. - Музыканты "Красного берега" считают за честь исполнять песни "ДДТ", и мы очень надеялись, что Юрий Юлианович приедет на премьеру, но как-то не срослось. В следующем году группа будет отмечать 40-летие, и мы надеемся, что в рамках общероссийского тура он приедет в Новосибирск, даст концерт, а на следующий день придет на наш спектакль.

 

«Меня очень тронула личная трагедия Юрия»

 

Хотя режиссер настаивает, что спектакль "не про Шевчука", понять, о ком идет речь, не составляет труда. Более того, в самом начале авторы посчитали нужным дать подсказку зрителю, когда главный герой на вопрос: "Как тебя зовут-то?", вдруг отвечает: "Юрий... Фома".

- И это не оговорка, мы сделали это намеренно. С одной стороны, в мюзикле, действительно, много реальных фактов биографии маэстро, которая нас вдохновила, - признается Филипп Разенков. - Реальных фактов много особенно в первом акте, но, с другой стороны, их толкование несколько свободно. А во втором акте вообще много вымысла - это было необходимо для того, чтобы песни, не предназначенные для театрального произведения, можно было встроить в сюжет. Кстати, песню "Фома", давшую имя герою, мы первоначально планировали включить в мюзикл, но потом от нее пришлось отказаться, как и от многих других, поскольку мы катастрофически не укладывались во временной диапазон.

Имя бессменного лидера "ДДТ" значится на афишах, как имя композитора рок-мюзикла, в который вошли практически все хиты группы: "Дождь", "Осень", "Родина", "Это все", несколько подзабытые "Периферия", "Хиппаны", "Актриса-весна", "Фонограмщик", "Здравствуй, ночь Людмила", подарившая имя музе героя. Лейтмотивом мюзикла стали композиции "Новое сердце" и "Любовь".

- Любовная линия занимает важное место в постановке. Меня очень тронула личная трагедия Юрия Шевчука - смерть жены, которой было всего 24 года. Спектакль я посвящаю первой супруге Юрия Юлиановича - Эльмире, она была его настоящей музой, талантливой актрисой. А еще тем людям, кто находился рядом с ней, - говорит режиссер.

На премьерных показах роль Людмилы, так зовут музу главного героя рок-мюзикла, исполняют молодые актрисы театра Валентина Воронина и Анна Ставская, а роль Фомы -  Александр Крюков и приглашенный артист театра "Красный факел" Антон Войналович. И если девушки внешне не слишком напоминают первую супругу Шевчука Эльмиру Бикбову, то парни временами демонстрируют почти стопроцентное сходство с оригиналом. Оба - и Войналович, и Крюков - обладают достаточно сильными голосами и вполне убедительны в роли рок-музыканта. Об этом красноречиво свидетельствовал тот факт, что постепенно спектакль реально превращался в рок-концерт - публика просто не могла усидеть на месте: зрители то и дело порывались вскочить, подпеть хорошо знакомым хитам, потанцевать, посветить фонариками телефонов и даже зажигалками. После спектакля многие признались, что их привлекло, прежде всего, имя автора музыки на афишах и, конечно, жанр постановки. Во всяком случае на сцене Новосибирского театра рок-мюзикл прежде представлен никогда не был.

- Я люблю рок-музыку и на ее примере попытался сформулировать принцип, который постарался перенести на мюзикл. Настоящий рок-н-ролл никогда не спекулирует, а жанр мюзикла, наоборот, провоцирует на спекуляцию и тут можно легко скатиться в пошлость, причем не только в визуальную, но и смысловую. Действительно, странно на фоне легкой музыки рассуждать о серьезных вещах, - уверен Разенков. - Но если это сделать как в рок-н-ролле - честно и убедительно, то это не будет спекуляцией.

 

«До творчества «ДДТ» надо было еще дорасти»

 

В "Фоме" постановщику вполне удалось воплотить свой принцип и, прежде всего, ему помогла в этом сама музыкальная основа спектакля - песни Шевчука всегда были предельно искренними, личностными. Визуализацией шевчуковского мира занимались выпускницы Петербургской академии театрального искусства Елена Вершинина и Екатерина Малинина, которые нашли оригинальные решение - все декорации сделали из картона и крафт-бумаги. Нарисовали абсолютно все - от зданий до тракторов и предметов обихода, как бы напоминая о том, что прототип героя – Шевчук - по профессии художник, учитель рисования.

Даже гитара вначале нарисованная – зрители, хорошо знакомые с биографией лидера "ДДТ", наверняка вспомнят, как уфимский школьник Юра Шевчук свою первую гитару выпилил из фанеры. Актерам, конечно, приходится непросто - попробуй посидеть на нарисованном кресле или выпить из двухмерного стакана, но в итоге сценография получилось очень оригинальной и уж точно нескучной. В уфимском прологе Фома - герой советского андеграунда - ищет себя, знакомится с будущей женой - песни "Периферия" и "Здравствуй, ночь Людмила" разыграны как настоящие мини-спектакли. Зарождающиеся чувства героев символизирует песня "Новое сердце" - один из лейтмотивов мюзикла.

Второй период - московский: Фома вынужден уехать из провинции, где его песни уже привлекли внимание людей "из органов" - почти карикатурных квадратных персонажей. Безысходность, бесконечный путь символизирует песня "Железнодорожник". Но в перестроечной Москве с ее братками в черных кожаных куртках, новыми русскими в пресловутых красных пиджаках, фальшивым миром шоу-бизнеса ("Фонограмщик") герой не находит места, но остается верен себе - хит "Родина" становится кульминации этой части. Дальше его путь лежит на берега Невы, где Фома, наконец-то, обретает славу, но теряет главную любовь своей жизни: подарив любимому сына, его муза умирает - пронзительные "Вороны" способны растрогать даже самых непробиваемых зрителей.  Заканчивается мюзикл знаменитым концертом на Дворцовой площади - звучит "Это все, что останется после меня" и "Любовь" - еще один лейтмотив мюзикла.

Перед премьерой артисты, занятые в спектакле, музыканты и режиссер-постановщик устроили очень оригинальную презентацию "Фомы" - пригласили зрителей и журналистов на "квартирник".

- Когда-то "квартирники" были очень популярны и помогали выживать будущим рок-звездам в самые непростые для них времена, - пояснил Филипп Разенков.

Главный режиссер Башкирской оперы не только сам сел за клавиши, но и исполнил одну из песен "ДДТ" - "Хиппаны".

- Любовь к музыке у меня лично проявилась через любовь к рок-н-роллу, - подчеркивает Филипп. - В школе я был абсолютным раздолбаем, круглым двоечником. Но, как ни странно, прилично закончил музыкальную школу по классу фортепиано - мои родители профессиональные музыканты и они, конечно, повлияли на мое решение поступить в музучилище. Хотя больше меня, наверное, никуда бы и не взяли. В годы перестройки песни "ДДТ" звучали очень громко, но я, как и многие мои сверстники, слушали другую музыку - я, например, увлекался, тяжелым роком, слушал западные группы, сам играл в рок и панк-группах. А до творчества Шевчука надо было еще дорасти, как и до понимания того, что его поэзия стоит на одной ступени с музыкальной составляющей - и для многих он даже больше поэт, чем рок-музыкант.

Постановщик уверен, что зрители, особенно молодые, посмотрев спектакль, откроют для себя много нового.

- Это спектакль не только о становлении молодого музыканта, он и про нас тоже, ведь многие песни Юрия Шевчука до сих пор не потеряли актуальности, остроты и жизненной важности, - уверен режиссер. И в этом с ним трудно не согласиться.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты