Арт-объект

«Золотое сопрано Башкирии» изобразила раздираемую страстями женщину на французской сцене

03.03.2020 Лада ВОЛКОВА
31-летняя уроженка Уфы, обладательница "Золотой маски" за роль Иолы в башкирской постановке генделевского "Геракла", продолжает штурмовать партии барочного репертуара на ведущих европейских сценах. В феврале певица приняла участие в еще одной постановке на музыку Генделя - "Триумф времени и разочарования", которую осуществил один из самых креативных оперных режиссеров современности, американец Тед Хаффман.

Уровень вокальной виртуозности

 

Европейским опероманам хорошо знакомо имя Теда Хаффмана - писателя и режиссера, получившего известность своими яркими и оригинальными работами в современной опере. В его копилке наград - престижная премия Theatre Awards в Великобритании "за достижения в опере", а в прошлом сезоне его постановка Denis & Katya на музыку Филиппа Венейбла получила премию европейских меценатов Fedora Prizes как лучший оперный спектакль года. В основе либретто, написанного, кстати, тоже Хаффманом, - реальная нашумевшая история двух российских подростков из Пскова - Дениса Муравьева и Кати Власовой, сбежавших от родителей и покончивших с собой в прямом эфире во время штурма спецназом их дома. Спектакль о "Ромео и Джульетте Интернета", как окрестили оперу критики, - совместная постановка Оперного театра Филадельфии и Национальной оперы Монпелье, на сцене которой дебютировала недавно башкирская оперная дива. Нужно отметить, что в Монпелье два городских оперных театра, в которых выступает Национальный оперный оркестр, Opera Comedie, театр в итальянском стиле XVIII века и современный Corum, построенный в 80-х годах.

Диляра Идрисова, принявшая участие в постановке Il trionfo del Tempo e del Desinganno ("Триумф времени и разочарования"), вышла на сцену Opera Comedie - одного из самых больших театров Франции после Парижа и Бордо. Музыкальная основа постановки - уникальное произведение, первая оратория Генделя, написанная композитором в двадцать с небольшим лет, в последние годы получает все большее признание не только на Западе.

Российская премьера "Триумф времени и бесчувствия" состоялась два года назад в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, ставшая оперным дебютом Константина Богомолова и писателя Владимира Сорокина, который написал титры на русском, которые сопровождали итальянские арии. Постановка наделала много шума из-за обилия шокирующих сцен, ведь одним из героев стал не кто иной, как "советский Джек-потрошитель" - ростовский маньяк Андрей Чикатило. Среди исполнителей главных партий российских певцов не было - Богомолов собрал команду ведущих западных звезд барокко, хотя при желании можно было отыскать и отечественных исполнителей, специализирующихся в этом жанре.

В постановке Теда Хаффмана нет ни убийств, ни маньяков, в центр - личный психологический конфликт женщины - красавицы Белезы, партия которой и досталась Диляре Идрисовой. Главную героиню окружают трое мужчин, каждый из которых пытается склонить ее к своим убеждениям. В оригинале оратории это четыре аллегорических персонажа: Красота, Удовольствие, Время и Мудрость, выражающие себя в сольных ариях. Музыкальные критики неизменно отмечают "высочайший уровень вокальной виртуозности" произведения, для которого требуются опытные исполнители, и "золотое сопрано Башкирии", как часто называют Идрисову, несомненно, соответствует самым высоким стандартам, иначе бы она вряд ли попала в команду Теда Хоффмана.

 

Красавица на распутье

 

Впрочем, на сцене Opera Camedie башкирской певице пришлось не только продемонстрировать вокальное мастерство, но и готовность играть по правилам так называемой "режиссерской оперы", так пугающей многих артистов, которых порой вынуждают петь в самых нелепых позах и костюмах, а то и вовсе голышом. Нет, на этот раз, к счастью, обошлось без полной обнаженки, но башкирской певице все-таки пришлось выйти на сцену в одном нижнем белье и изображать раздираемую страстями женщину. В этом образе артистка была весьма убедительна, о чем красноречиво говорят фотографии, которые артистка выложила в инстаграме. Конечно, речь не только о визуальной составляющей пикантных эротических сцен, но, прежде всего, музыкальной составляющей. Ведь, как справедливо отметил один из дирижеров-постановщиков "Триумф времени и разочарования", датчанин Ларс Ульрих Мортенсен, очень мало человеческих эмоций и психологических состояний, который Гендель не был способен выразить музыкально. Белеза, в отличии от других персонажей, остающихся статичными - драматически и психологически на протяжении всего спектакля, претерпевает глубокие изменения, поэтому-то и требования к исполнительнице этой партии очень высокие.

- Я начал с идеи, что все вращается вокруг Белезы (Bellezza - красота по-итальянски). Она постоянно говорит себе: "Однажды я больше не буду красивой, стану старой". И эта мысль заводит ее до такой степени, что в итоге она говорит: "Однажды я умру". Все происходит в голове этой современной женщины, которая вызывает в своей памяти других персонажей - несомненно реальных людей, которые были в ее жизни, чтобы представить различные события, подискутировать на важные темы, - рассказал Тед Хаффман в интервью французским изданиям. - Il trionfo del Tempo e del Desinganno прямо говорит о важных и универсальных идеях. Например, как мы можем продолжать жить, когда осознаем, что умрем? Что становится для нас важным? Существует также выбор между поверхностными и более глубокими вещами, благодаря которым с людьми происходит трансформация, они меняются. Все это есть у Генделя, и мне это очень нравится, даже несмотря на несколько религиозных ссылок, которых особенно много в конце. Эта женщина думает, что она согрешила, но со своей стороны я удалил все ссылки на грех. Думаю, в итоге получились очень интересные и современные диалоги. Но фундаментом, конечно, является музыка, в которой же присутствует психологизм. Будь это не так, ораторию нужно было бы отложить в сторону.

"Триумф" стал второй постановкой режиссера по произведению Генделя. До этого он уже ставил "Ринальдо".

- Но в отличии от "Ринальдо" интерес здесь не только в музыке, но и словах, - подчеркивает Тед Хаффман.

А вот Диляру Идрисову музыка Генделя сопровождает на протяжении всей певческой карьеры. Именно партии в генделевских операх и ораториях принесли ей и титул "принцессы барокко", и престижные национальные премии - "Золотую маску" и профессиональную оперную "Онегин". Что касается выступлений на французской сцене, то Национальная опера Монпелье далеко не первая в биографии певицы. Еще пять лет назад, в 2015 году, она дебютировала на парижской сцене партией Сабины в опере "Адриано в Сирии" Перголези в Королевской опере Версаля. В 2017 году пела партию Идаспе в опере Вивальди "Тамерлан" на Beaune festival во французском Боне. А в 2016 году она выиграла Гран-при на международном конкурс оперных певцов в Тулузе.

В родной Уфе на сцене Башкирской оперы певица сейчас появляется довольно редко, хотя в ее репертуаре самые разные партии - она поет и в "Царской невесте" Римского-Корсакова, и в "Лунном мире" Генделя, и в "Дон Жуане" Моцарта и опереттах Оффенбаха. Столичная публика не раз имела возможность насладиться голосом башкирской певицы - она постоянная участница международного фестиваля камерной музыки "Опера Априори", да и сольные концерты на московских площадках для нее уже не редкость. Так, в минувший понедельник, 2 марта, Диляра Идрисова вместе со знаменитым американским тенором Майклом Спайером выступила в Большом зале МКЗ "Зарядье" с московским оркестром Musica Viva под управлением Филиппа Чижевского, порадовав опероманов блистательными ариями из не самых заигранных опер Доницетти, Россини и Моцарта. Правда, дуэт в программе был заявлен всего один, но зато какой!  Башкирское сопрано и американский тенор слились в музыкальном экстазе "Любовного напитка" Доницетти.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты