Арт-объект

Оперная певица из Башкирии Айгуль Ахметшина стала очередной жертвой коронавируса

15.03.2020 Лада ВОЛКОВА
Коронавирус продолжает вносить коррективы в культурную жизнь планеты: из-за угрозы распространения COVID-19 повсеместно закрываются театры, концертные залы, отменяются фестивали и срываются гастроли. Вслед на Национальным симфоническим оркестром Башкирии, концерт которого был отменен в Большом зале Берлинской филармонии, в числе тех, по кому ударил коронавирус, оказалась оперная певица, башкирское меццо-сопрано Айгуль Ахметшина.

Культурный карантин

 

Израильская опера отметила премьерные спектакли оперы "Евгений Онегин", приуроченные к 180-летию Петра Чайковского, где уроженка Башкирии должна была исполнять партию Ольги. На это решение повлиял запрет на массовые мероприятия, введенные правительством Биньямина Нетаньяху.

В январе башкирская певица дебютировала с этой партией на московской сцене в зале им. Чайковского, но это была концертная версия оперы, а в полноценной, сценической версии Ольгу ей петь прежде не доводилось. Надо заметить, что партия далась певице очень нелегко. 

- Я всегда мечтала спеть Татьяну, ведь начинала я как сопрано. Татьяна такая меланхоличная, романтичная, начитанная - ее образ очень близок мне. А вот Ольгу, такую легкомысленную, поверхностную, инфантильную я совсем не понимаю. Придется основательно поработать над образом, - призналась Айгуль журналистам еще прошлой осенью во время уфимского фестиваля "Владимир Спиваков приглашает...", в котором впервые приняла участие в качестве солистки.

Тогда маэстро очень хвалил 23-певицу певицу, обладательницу впечатляющего, редкого по тембру голоса - колоратурного меццо-сопрано.

- Айгуль Ахметшину я считаю просто явлением - таких голосов я сегодня просто не знаю, хотя работаю со многими певцами. Настоящий, потрясающий артист, музыкант. Когда она пела арию Далилы, я чуть не заплакал, честно признаюсь. Большое счастье работать с такими людьми, тем более что мы оба из Башкортостана, - отметил маэстро.

Сегодня башкирская певица выступает на сценах самых известных театров мира - Королевского Ковент-Гарден в Лондоне, Deutsche Oper в Берлине, Королевской опере в Мадриде, оперных театрах Италии и Израиля. В прошлом месяце Айгуль дебютировала с партией Розины в постановке "Севильского цирюльника" Россини на сцене Израильской оперы, где с 20 март должна была исполнять партию Ольги в премьерной постановке "Онегина", где занят интернациональный состав исполнителей: россияне Алексей Долгов, Евгений Либерман, израильтяне Шай Блох, Ира Бертман, Алла Василевицкая, украинец Андрей Бондаренко, серб Давид Бижич. В серии из девяти спектаклей Айгуль Ахметшина должна была петь Ольгу в пяти постановках. Но когда до премьеры оставалось чуть больше недели, власти Израиля в рамках мероприятий для сдерживания распространения коронавируса запретили все массовые мероприятия, в которых принимают участие более ста человек, что, естественно, повлекло отмену концертов и театральных постановок.

Меры, предпринятые Израилем, конечно, беспрецедентны, ведь в том же "Евгении Онегине" одних только исполнителей-солистов с хором и оркестром наберется чуть ли не больше сотни. Сама Айгуль Ахметшина отнеслась к отмене спектаклей с пониманием.

"Ну, что делать... Дорогие друзья, берегите себя и своих близких в это непростое время. Будем стараться оставаться на позитиве, будем сильными и проведем незапланированное свободное время с пользой! Время для переосмысления. Неприятность эту мы переживем!", - написала певица в инстаграме, возвращаясь из Израиля. Пост певица снабдила фотографией из салона самолета, на которой ее лицо закрывает медицинская маска.

Свободное время артистка намерена посвятить подготовке к новой роли: в июне она планирует принять участие в премьерной постановке оперы "Пассажирка" Мечислава Вайнберга в Мадриде. Постановка - совместный проект королевского Teatro Real, австрийского Брегенцского фестиваля, варшавского Театра Вельки и Английской национальной оперы - обещает стать одной из самых громких европейских оперных премьер сезона. Айгуль Ахметшина признается, что давно мечтала поучаствовать в этом проекте, где она будет исполнять партию Ханны, и очень надеется, что культурный карантин к тому времени все-таки закончится.

 

Кто-то теряет, а кто-то находит

 

А вот солисту Башкирского театра оперы и балета Владимиру Орфееву разгулявшийся по планете вирус, наоборот, обернулся удачей - помог дебютировать на исторической сцене Большого театра с партией Форесто в постановке "Аттила" Джузеппе Верди, которая была показана в минувшую пятницу в Москве.

Для презентации башкирского "Аттилы" на главной сцене страны режиссер-постановщик и исполнитель титульной партии Ильдар Абдразаков ангажировал самых именитых российских исполнителей: баритона Василия Ладюка, спевшего Эцио, Веронику Джиоеву, выступившую в партии Одабеллы. Форесто должен был исполнять Лучано Ганчи - "лучший вердиевский тенор" по версии Гильдии Метрополитен-опера, голос которого звучал с самых знаменитых сцен - от Ла Скала до Дома Моцарта в Зальцбурге. Итальянец успел очаровать уфимских меломанов подлинным бельканто, блеснув на сцене Башкирской оперы в "Аттиле", показанной в рамках именного фестиваля Abdrazakov Fest. Спектакль, помимо всего прочего, стал в каком-то смысле генеральной репетицией перед ответственными московскими гастролями.

Звездный состав исполнителей, конечно, привлек внимание публики, как и тот факт, что оперы никогда не было в репертуаре Большого театра - билеты на башкирского "Аттилу" раскупили буквально за несколько дней. Но продемонстрировать мастерство москвичам Лучано Ганчи на этот раз так и не удалось: из-за ограничений на выезд из Италии он не смог вылететь в Россию и в итоге его в срочном порядке пришлось заменить солистом Башоперы. Конечно, для многих зрителей отсутствие итальянского тенора стало неприятным сюрпризом, но московская публика уже, кажется, стала привыкать к тому, что западные звезды внезапно исчезают с горизонта. В финале башкирские артисты и занятые в постановке звезды получили все, что и ожидали - и овации, и цветы. Кстати, когда постановочная команда вышла на поклоны, на сцене оказались сразу двое Абдразаковых - не только главный герой вечера Ильдар, но и его старший брат Аскар, с недавних пор занимающий должность худрука Башкирской оперы. Старший Абдразаков также является советником по культуре главы Башкирии Радия Хабирова, который в этот вечер тоже был среди зрителей. В инстаграме г-н Хабиров выложил фото из театральной ложи, снабдив его комментарием, в котором упомянул пресловутый вирус.

"За моей спиной историческая сцена Большого театра, где через несколько часов известный на весь мир башкир представит грандиозный спектакль и искушенный зритель одного из лучших городов планеты, не боясь никаких вирусов, заполнит зал! Горжусь своей республикой, горжусь нашими большими мастерами в разных сферах! Мы будем часто удивлять вас, москвичи," - пообещал глава Башкирии.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты