Арт-объект

Уроженец Уфы превратил провинциальный театр в лучшую авангардную сцену страны

17.04.2020 Лада ВОЛКОВА
Андрей Шишкин сумел превратить провинциальный театр оперы и балета в один из лучших авангардных театров страны. Сегодня каждая премьера екатеринбургского Ural Opera Ballet, который возглавляет уроженец Уфы, регулярно становится событием не только в России, но и за рубежом.

«Театр не может оставаться таким, как сто лет назад»

 

В Международный день театра новая постановка екатеринбургского театра - опера "Три сестры" была удостоена профессиональной российской оперной премии Casta Diva, победив в номинации "Событие года". Впрочем, то, что эта постановка на музыку современного венгерского композитора Петера Этвёша не останется без внимания, можно было даже не сомневаться. Спектакль, поставленный на уральской сцене именитым американским режиссером Кристофером Олденом и Оливером фон Дохнаньи, в течение пяти лет бывшего главным дирижером театра, номинирован сразу на девять не менее престижных национальных театральных наград - "Золотая маска". А всего у Ural Opera Ballet аж 23 номинации на "Золотую маску" - рекорд для музыкального театра, позволивший уральцам обойти даже главные сцены страны: Большой театр и Мариинку. Кроме "Трех сестер" на награды претендуют сразу три балетные постановки Ural Opera Ballet: "Приказ короля", "Вальпургиева ночь" и Brahms party. Победителей должны были объявить уже 15 апреля, но из-за карантинных мероприятий из-за коронавируса церемонию награждения пришлось перенести. Тем не менее шансы уральцев в очередной раз получить престижные награды очень велики. В этом смогла убедиться и уфимская публика: "Вальпургиева ночь" и фрагменты из "Приказа короля" были показаны в сентябре прошлого года в рамках Нуреевского фестиваля, традиционно проходящего на сцене Башкирского театра оперы и балета, директором которого когда-то был и нынешний руководитель Ural Opera Ballet Андрей Шишкин.  

Из родной Уфы Андрей Геннадьевич, в минувшем декабре отметивший 60-летний юбилей, перебрался в столицу Урала 14 лет назад. Прежде чем возглавить екатеринбургский театр, он успел достаточно поработать в сфере культуры, хотя образование у него чисто техническое - он окончил Уфимский авиационный институт в 1983 году, получив диплом по специальности "Экономика и организация производства". Театральная карьера будущего руководителя одной из самых экспериментальных площадок страны началась с должности главного бухгалтера Русского драмтеатра Уфы. Он проработал здесь с 1985-го по 1989 год, затем его пригласили на должность директора Костромского областного театра, которым уфимец руководил недолго, а затем возвратился домой, где провел два года на службе в минкульте Башкирии - сначала опять в качестве бухгалтера, а затем - заместителя министра. В 1998-м он на три года вновь вернулся в Русскую драму - уже в качестве директора, а затем пять лет возглавлял Башкирский театр оперы и балета. Никаких громких "золотомасочных" постановок за это время в Башопере как-то не случилось.

Имя Андрея Шишкина лишь однажды попало на страницы таблоидов, когда он наотрез отказал скандально известной Анастасии Волочковой, просившей предоставить артистов кордебалета для своих уфимских гастролей. Оскорбленная Волочкова тогда рвала и метала: да кто он такой, этот Шишкин, чтобы отказывать ей, знаменитой балерине, и срывает ее гастроли?! Конечно, тогда никто не мог и представить, что уфимец сможет превратить обычный провинциальный театр в один из лучших в стране, известный сегодня во всем мире как авангардный Ural Opera Ballet.

- Когда я пришел в Екатеринбургский театр, то понял, что он не может оставаться таким, как сто лет назад, - вспоминает сегодня Андрей Шишкин. - Мы начали экспериментировать в 2011 году с постановки оперы "Любовь к трем апельсинам" в современной интерпретации. Спектакль получился очень сложным в техническом плане, зрелищным - ничего подобного публика прежде не видела: у нас была подвесная платформа, на которой артисты буквально летали над сценой. Тогда пришло осознание: чтобы передать ощущение времени и пространства, не обязательно рисовать деревья в масштабе один к одному, для этого есть много других, более современных художественных методов. Эксперименты продолжились постановкой малоизвестной, но, по мнению многих критиков, лучшей оперы Джоаккино Россини "Граф Ори", после которой на нас стали обращать внимание и публика, и критики. Это и был уже настоящий прорыв. Тогда я уже хорошо понимал, что нам нужны были такие постановки, которые бы выделили нас на фоне других театров, и делал ставку на неизвестные названия. Так у нас в репертуаре появились оперы "Сатьяграха" Филипа Гласса и "Пассажирка" Мечислава Вайнберга.

 

«Нам предрекали провал, но мы получили «Золотую маску»

 

Конечно, Андрей Шишкин очень рисковал: идея поставить оперу о Махатме Ганди многим тогда казалась просто безумной. Кому нужна опера о борьбе за независимость Индии конца XIX века, точнее даже не о борьбе, а о тактике ненасильственного сопротивления, которой придерживался Ганди?

- Честно признаться, мы, конечно, понимали, что зритель еще не готов к подобным экспериментам, - признается Андрей Шишкин. - В кассах люди, глядя на афишу, спрашивали: "У вас что, будут индийские танцы в спектакле?" А им предлагали оперу на непонятном языке - "Сатьяграха" исполняется на санскрите! Более того, в ней и последовательного сюжета нет, да и большая часть публики, к сожалению, даже понятия не имеет, кто вообще такой Махатма Ганди. Нам предрекали провал, но в итоге мы получили за нее "Золотую маску" и за пять сезонов показали более сорока раз.

"Золотую маску" получила и "Пассажирка" - обе оперы стали первыми постановками на российской сцене и обе стали сенсацией - расчет Андрея Шишкина оказался верным. Ну как критики могли оставить без внимания постановку суперзвезды американской музыки, самого известного в мире композитора-минималиста Гласса? Широкой публике это имя совершенно незнакомо, хотя его музыка звучит во многих американских картинах, таких, к примеру, как "Иллюзионист", "Шоу Трумана", "Хранители".

- Или взять "Пассажирку". Мне говорили: "Зачем вы это ставите? Такая тяжелая тема - Вторая мировая, концлагерь... Кто это будет смотреть?" - не скрывает Андрей Шишкин. -  Но люди шли. Да, было тяжело, было трудно, но нам, несмотря ни на что, удалось всколыхнуть публику.

Своему стремлению к открытию новых названий директор Ural Opera Ballet не изменяет уже на протяжении многих лет, но это ни в коем случае не значит, что в репертуаре театра отсутствуют шлягерные названия.  

- Выбор репертуара - это очень мучительный процесс, - признается Андрей Шишкин. - Я не единолично принимаю решение, что именно ставить - в нашем театре это коллективный процесс. Да, у нас есть некая идеология - все последние годы мы ориентировались на неоткрытые партитуры и неизвестные оперы. Первыми в России поставили и "Сатьяграху", и "Пассажирку", и "Греческие пассионы" - абсолютно новую трактовку истории Христа. Про нас стали говорить, писать - все это замечательно, но не стоит забывать, что публика все-равно ходит на знакомые названия: "Кармен" и "Лебединое озеро" всегда будут вне конкуренции. Когда я пришел в екатеринбургский театр, первым спектаклем, который был поставлен, стала "Травиата" Верди, которая, я считаю, обязательно должна быть в репертуаре любого оперного театра. Это такая палочка-выручалочка, как и балет "Лебединое озеро", всегда гарантирующая аншлаг. Но сегодня тот спектакль безнадежно устарел - и по стилистике, и вокально. В советское время спектакли шли десятилетиями, но в настоящее время, судя по мировому опыту, срок их жизни существенно ограничен: пять-семь лет, не больше. Затем спектакль можно смело убирать из репертуара, делать паузу года на два, а затем выпускать принципиально другую версию.

Новую "Травиату", премьера которой намечена на осень 2020-го, Андрей Шишкин пригласил поставить Тадеуша Штрассбергера, который уже не раз работал в Екатеринбурге в качестве режиссера и художника-постановщика над операми "Сатьяграха" и "Пассажирка".

- Если сегодня поставить классический спектакль, который иллюстрирует либретто и музыку, он не принесет успеха, - уверен Шишкин. - Но путь, при котором меняется место и время действия, очень скользкий и редко приводит к успеху. Чтобы спектакль получился незаурядным, нужен режиссер, который придумает интересный ход, чтобы даже те, кто знает оперу наизусть, заинтересовались неожиданной подачей. Концепция, предложенная Тадеушем Штрассбергером, универсальна: на первый план выходят человеческие отношения, которые не зависят от времени и места - и тогда неважно, где происходят события: во времена Дюма-младшего, в современном Нью-Йорке или Париже.

Среди других ближайших премьер нашлось место и русской классике - в декабре планируется "Евгений Онегин" Чайковского, чей юбилей отмечается в этом году. Любопытно, что эта же опера пополнит в ближайшее время и репертуар Башкирского театра, но если в Уфе ее поставят впервые, то в Екатеринбурге ее ставили не так давно, в 2014 году. Новую версию "Онегина" Шишкин пригласил осуществить успешного драматического режиссера, лауреата "Золотой маски" Дмитрия Волкострелова из Санкт-Петербурга, для которого это будет дебютной работой над оперой. Как признается директор Ural Opera Ballet, приглашая драматического режиссера, он, конечно, рискует, но попробовать стоит: кто знает, возможно, он откроет новое имя в опере.

 

«Качество театра определяется наличием громких премьер»

 

Оперные постановки Ural Opera Ballet на родине его руководителя еще не показывали, но сотрудничество театра с Башоперой, начатое еще в 2017 году показом "золотомасочного" балета "Ромео и Джульетта", будет продолжено. Осенью в башкирской столице пройдет музыкальный фестиваль "Шаляпинские вечера в Уфе", и вполне вероятно, что уфимские меломаны смогут наконец-то познакомиться с нашумевшими оперными постановками уральцев. С зарубежными гастролями в ближайшее время придется завязать, так что шансы отправиться в соседний регион гораздо выше.

Что касается ближайших балетных премьер, то тут тоже самые разные постановки - от креативных до классических. Летом, к примеру, планируется премьера "Конька-Горбунка" по сказке Ершова в постановке худрука театра Вячеслава Самодурова. Напомним, что постановка с таким же названием пополнила репертуар Башкирского театра оперы и балета в этом сезоне, но уральцы задумали нечто совершенно особенное уже судя по тому, что работа над декорациями шла в течение десяти месяцев.

- Сейчас происходит слом того понимания, как должна быть оформлена сцена. Вся конструкция театров - и в Екатеринбурге, и в Уфе - рассчитана на живописные декорации, которые можно просто снять после представления. Но сегодня нам сворачивать нечего: сплошные металлоконструкции, каркасы, пластик, фанера... Конечно, это проблема, когда речь идет о гастролях, - делится Андрей Шишкин. - Да и хранить их нам негде: после представления монтировщики грузят все в фуры и везут в ангар за город, который не отапливается, и зимой все промерзает, а когда оттаивает, деформируется.

В качестве художника-постановщика "Конька-Горбунка" была приглашена главный художник "Электротеатра Станиславского" Анастасия Нефедова, имеющая большой опыт работы с современным материалом, в частности с пластиком.  Но главное все же не новые технологии, активное применяемые в екатеринбургском театре. Главное - креативный подход, позволяющий Ural Opera Ballet выпускать качественные, незаурядные спектакли. К примеру, в "Коньке-Горбунке" использована хореография Александра Горского 1912 года, восстановленная по записям, хранящимся в Библиотеке Гарвардского университета. Мир Царь-птицы зрители увидят точно таким, каким он был представлен впервые труппой Императорского театра. Но все действие объединит рэп - голос молодого поколения. Текст написала популярная группа EK-Playaz: ее участники выступят и в качестве рассказчиков. Андрей Шишкин со своей командой продолжает рисковать.

- Качество театра определяется наличием громких премьер, но не менее важно поддерживать качественный уровень постановок на протяжении времени. Это менее эффектный и более трудоемкий процесс, но он необходим, - озвучивает свою позицию директор. - Успешность театра - это сочетание различных факторов. Нужен раскрученный бренд, о котором все говорят - критики, пресса, профессиональное сообщество, нужны громкие имена, которые олицетворяют театр.

Когда два года назад Екатеринбургский театр оперы и балета по инициативе Шишкина сменил название на Ural Opera Ballet, многие не поняли, зачем был нужен такой ребрендинг.

- Мы старались быть открытыми миру, иметь англоязычные названия театра, буклеты, сайт. Для этого нужно было компактное название, которое одинаково бы звучало и на русском, и на английском, - поясняет Андрей Геннадьевич, стремление которого выйти на мировую сцену уже дает отличные результаты.

В апреле прошлого года в Екатеринбурге побывала съемочная группа французского телеканала Mezzo: прямую трансляцию балета "Ромео и Джульетта" смогли посмотреть в 60 странах мира. Это вообще был первый случай в истории - ни один провинциальный театр страны такой возможности никогда прежде не имел. И, судя по тому, что Mezzo планирует на осень прямую трансляцию екатеринбургской постановки балета "Пахита", спектакли Ural Opera Ballet, действительно, выбиваются за пределы стандартов и поэтому так высоко востребованы. Хотя сам Андрей Шишкине не раз подчеркивал, что "идеальных спектаклей не бывает".

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты