Арт-объект

Игорь Булыцын: «В уфимском театре мне нечего было танцевать»

26.05.2020 Лада ВОЛКОВА
Выпускник Башкирского хореографического колледжа им. Нуреева сделал блестящую карьеру на сцене екатеринбургского театра Ural Opera Ballet, входящего сегодня в число самых передовых театров страны, на счету которого не один десяток премий "Золотая маска". Свой вклад в копилку престижных наград театра внес и уроженец Уфы Игорь Булыцын, получивший персональную премию "За лучшую мужскую роль" за партию Меркуцио в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта".

«Золотая маска» - это не самоцель»

 

- Самым удивительным днем в моей жизни стало 19 апреля: я всю жизнь буду помнить именно эту дату, - признается танцовщик, которому судьба, действительно, приготовила в этот день сразу два главных подарка. - Утром я поехал в аэропорт, чтобы вылететь в Москву на церемонию "Золотой маски". Настроение, признаюсь, было не самым лучшим - я очень переживал за жену (солистку Ural Opera Ballet Елену Воробьеву - прим. ред.), которая в это время как раз была в роддоме. Но, когда объявили посадку, Лена позвонила и сообщила, что у нас родилась дочь Ариша. Трудно передать охватившие меня тогда эмоции. Я готов был сесть за штурвал самолета - просто был на седьмом небе от счастья! А в тот же вечер я получил "Золотую маску". Кстати, не первую в нашей семье - жена получила ее еще раньше меня. Лена - прима, блистает на сцене, а я тот персонаж, который всегда при ней.

Несколько лет назад во время гастролей екатеринбургского театра в Уфе Игорь Булыцын привозил персональную "Золотую маску" на родину - показать воспитанникам Уфимского хореографического училища им. Нуреева, где когда-то учился и сам.

- Я подумал, что для ребят это очень важно, - признается Игорь. - Они впервые увидели эту награду так близко, могли подержать в руках, вдохновиться, ведь ее получил тот, кто так же, как и они сейчас, когда-то занимался в этих самых классах. Конечно, "Золотая маска" - это не самоцель: когда готовишь спектакль, то не думаешь о том, что твоя роль сможет принести тебе что-то материальное. Я, например, даже не думал, что мы с труппой добьемся такого успеха, ведь постановка "Ромео и Джульетта" получила тогда две "Золотых маски": кроме моей персональной еще и за лучший спектакль. Мне приятно, конечно, что оценили, но для меня это была именно награда за роль, а не какая-то точка отсчета.

Стоит отметить, что партия Меркуцио, принесшая уфимцу престижную награду, очень впечатлила тогда всех. И зрители, и жюри были единогласны во мнении: награда за лучшую роль бесспорно должна достаться Игорю Булыцыну, ведь танцовщик исполнял ее с таким невероятным актерским и техническим блеском, что один из критиков даже счел возможным заявить во всеуслышание: "После смерти его героя погиб и весь спектакль".

Те, кому довелось увидеть "золотомасочную" партию Булыцына, без сомнения, разделяют восторженную оценку его работы в этом спектакле. Меркуцио, действительно, практически затмил главных героев, хотя вся труппа, участвующая в "Ромео и Джульетте", буквально фонтанировала энергией, а эффектные декорации и фантазийные костюмы поражали новизной. Земляки Булыцына смогли увидеть «золотомасочный» спектакль в 2017 году - он был показан во время Нуреевского фестиваля на сцене Башкирского театра оперы и балета, где юный выпускник Башкирского хореографического училища и начинал с свою артистическую карьеру.

- Но я проработал в Башкирском театре оперы и балета всего две недели, - признается Игорь Булыцын. - Еще в детстве мама старалась мне объяснить, что с моими внешними данными в Уфе я вряд ли смогу исполнять ведущие партии. Почему выбрал Екатеринбург? Ну, к тому времени там уже работали несколько моих друзей, знакомых еще по училищу. Поехал просто на разведку, посмотреть, что и как и сразу понял, что в Екатеринбурге у меня совершенно точно будет больше шансов - репертуар театра был намного шире уфимского. Хотя понимал, что принца вряд ли станцую и могу рассчитывать скорее на партии характерных героев. Но самое удивительное, что я в итоге все-таки и принца станцевал - в балете "Золушка". Так что и роль, о которой мечтают все юные танцовщики, у меня есть.

 

"Я был ужасным учеником"

 

Правда, роль принца в "Золушке" скорее исключение - Игорь Булыцын все-таки мастер характерных ролей: кроме "золотомасочного" Меркуцио на сцене екатеринбургского театра он исполняет партии Санчо Пансы в "Дон Кихоте", дурачка Никеза в "Тщетной предосторожности", шута в "Лебедином озере", мавра в "Щелкунчике", ворона и маленького тролля в "Снежной королеве" и даже Амура в опере "Пиковая дама". Артист востребован, пользуется большим успехом в Екатеринбурге - его имя даже попало в номинацию "Самый знаменитый человек нашего города" по версии одного из екатеринбургских изданий. Но в начале учебы в хореографическом училище вряд ли кто-то мог предсказать мальчишке успех в будущем.

- Я был просто ужасным учеником, и чтобы меня хоть чем-то заинтересовать, педагогам нужно было чуть ли не на голове стоять, - не скрывает Игорь. - Только лет через пять занятий ко мне пришло наконец осознание того, чем именно я занимаюсь, и в последние три года обучения я переключил тумблер в своей голове и начал приходить в училище уже с полным понимание того, зачем мне все это вообще нужно. Я всегда был гиперактивным ребенком, занимался в разных спортивных секциях, танцевальных кружках, но родители мне признались, что еще долго думали, отдавать ли в хореографическое училище или суворовское! Да, представьте себе. А что: и там, и там -дисциплина. В суворовском, кстати, и танцам учат, и этикет преподают.

Игорь не отрицает, что «вполне мог бы стать офицером».

- Почему нет? В десять лет "балериной" я уж точно быть не хотел, особенно когда все твои приятели занимаются в спортивных секциях. Да и в хореографическое училище меня поначалу взяли лишь на испытательный срок из-за невысокого роста. Хотя, конечно, в десять лет еще трудно определить, как ребенок будет развиваться в дальнейшем и на какие роли вообще сможет рассчитывать в будущем. У меня неизбежная смена спортивных штанов на балетное трико, разумеется, особого восторга не вызывала: гонять мяч с дворовыми мальчишками само собой было интересней, чем стоять у балетного станка. Но скажу, что я, "мальчик в трико", никогда не становился объектом насмешек сверстников. Если назревал какой-то конфликт, друзья говорили соперникам: "Зато у него такие накаченные ноги, двинет так, что пожалеете". И если что, я и в самом деле мог двинуть - все-таки был довольно спортивным парнем.

Сегодня Игорь Булыцын не только танцовщик, но и хореограф - и, надо заметить, весьма успешно продвигается и на этом поприще. В екатеринбургском театре он заявил о себе как хореограф еще в 2014 году в рамках популярного проекта "Dance-платформа", а затем поставил одноактный балет "Увертюра" на музыку Антонио Сальери. Но в современном театре, тем более таком экспериментальном, как Ural Opera Ballet, хореографу найдется работа и в оперных постановках. В 2017-2018 годах Булыцын работал в качестве ассистента хореографа в постановках опер "Русалка", "Волшебная флейта" и "Турандот, имевших большой успех у публики, а в прошлом году выступил ассистентом режиссера по пластике в постановке оперы "Три сестры", недавно названной "Событием года".

При этом он продолжает оставаться ведущим танцовщиком балетной труппы. В мае он должен был выйти на сцену в партии Санчо Пансы в балете "Дон Кихот" и партии пажа Черной королевы в дивертисменте "Приказ короля". Пока, как и все артисты, Игорь находится в непростой ситуации из-за отмены спектаклей из-за пандемии коронавируса.  Но у артистов балета есть и другие страхи.

 

«Самый большой страх - ранняя старость»

 

- В нашей профессиональной среде самый большой страх - это страх ранней старости, - признаться Игорь Булыцын, которому 23 мая исполнилось только 29 лет. - Существует клише, что предельный возраст артиста балета - это 35 лет. Для многих это означает одно - пенсия. Даже есть поговорка, суть которой в том, что на старого артиста балета тяжело смотреть - неинтересно и некрасиво с эстетической точки зрения. Конечно, нагрузки огромные и с каждым годом все сложнее и сложнее держать себя в форме, но я не раз наблюдал, что многие сдаются слишком рано. По современным меркам 35 лет - это еще активный, здоровый человек. На Западе артисты балета от 30 лет - вообще обычный контингент, а у нас труппа, конечно, значительно моложе. Постоянно преследует и другой страх - получить травму. Я этого не избежал: было две серьезных травмы - голеностопа и спины. В первом случае это было результатом неправильной работы и на фоне общей усталости, когда после тяжелой тренировки с очень сложной и непривычной для меня хореографией я должен был танцевать очередной спектакль, который, кстати, хорошо знал. Но, к сожалению, мышечный аппарат не сработал - нога подкосилась. А что касается второй травмы, спины, так она вообще надолго выбила меня из колеи - боли были ужасные и с ними долгое время ничего нельзя было поделать. Скажу еще: балетный профи - это патологически уставший физически человек. Месячный отпуск не спасает ситуации - иногда после него вернуться в привычный режим очень сложно.

Игорь признается, что чаще всего проводит отпуск в родной Уфе - это возможность побыть с родными. Но и в отпуске танцовщик предпочитает активный отдых.

- Люблю прогулки по Уфе на велосипеде - это мое любимое хобби. Да я и пешком не прочь прогуляться по городу. У меня есть любимый маршрут. Начинается с улицы Менделеева, я же сам из Зеленой рощи - просто выходишь из дома и пешком преодолеваешь огромные расстояния. Когда наша труппа была на гастролях в Уфе, я всем советовал как можно больше гулять по городу. У нас очень хорошие отношения с коллегами: если и есть конкуренция, то она здоровая.

Игорь отмечает, что «давно прошли те времена, когда артистам балета приходилось бороться за партии всеми правдами и неправдами, плести интриги».

- Сегодня ставится такое количество спектаклей, что у каждого есть шанс найти свое место. Не обязательно же танцевать только принцев, есть и другие интересные и не менее важные роли. У худрука труппы Славы Самодурова очень европейский склад ума - он много работал в Лондоне и Амстердаме. У него другое видение хореографии, развития современного танцевального искусства. Когда он поставил в Екатеринбурге балет "Н2О" в рамках биеннале, где мы должны были танцевать на заводе под электронную музыку, сверху на нас лились потоки краски. Это, конечно, был шок. Тем более для тех, кто готовился к "Лебединому озеру". Но сегодня успех нашей труппы - это, конечно, его заслуга. Когда мы работали над постановкой "Ромео и Джульетта", он все время убеждал, что на сцене должны работать не только ноги, но и голова - нужны постоянные смены акцентов. Нужно было вести себя естественно в той или иной сцене, в более реалистичной манере, чем это обычно свойственно балетным постановкам. И он оказался прав - спектакль имел огромный успех, где бы мы его ни показывали - Москве, Уфе или Таллине.

А весной этого года "золотомасочный" спектакль с участием Игоря Булыцына увидели зрители по всему миру - французский телеканал Mezzo осуществил прямую трансляцию из Екатеринбурга.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты