Арт-объект

В фильме «Сын Саула» апофеоз фашистского ужаса встает перед зрителем во весь рост

14.08.2016 Андрей КОРОЛЁВ
Война никогда не меняется, но по-настоящему сильные фильмы о ней по необъяснимой причине сейчас появляются нечасто. Тут бы и сказать, что Вторая мировая была так давно, что всю соль из человеческой памяти давно вымело потоком других событий, но полнометражный дебют венгра Ласло Немеша «Сын Саула» так поднимает тему концлагерей, что вот уже апофеоз фашистского ужаса снова встает перед нами во весь рост - после стольких лет. И хотя небольшой прокат фильма состоялся этой весной, уфимская киношкола МакГаффина совместно с киноклубом «Перевёрнут» устроила дополнительный показ в одном из городских антикафе. И хотя «Сыну Саула» не удалось собрать и десяти человек, кажется, что этот фильм еще раз оказался на экране не зря. И вот почему.

Чудо в Освенциме

 

Действие происходит в 1944 году. Саул Аусландер находится в концлагере Освенцим и состоит в зондеркоманде. Это группа заключенных, которые выполняют черную работу – они направляют прибывших евреев в газовые камеры, обыскивают пожитки на предмет драгоценностей, а после – сжигают трупы. Члены зондеркоманды больше напоминают живых мертвецов. Они сами об этом говорят и незаметно обсуждают, успеют ли сбежать из лагеря до того, как их убьют в тех же камерах, которые им приходится «обслуживать». Кажется, что уже ничего не пробьет окаменевшее от подступающей смерти лицо Саула. Но вдруг в газовой камере происходит чудо – неизвестному мальчику случайно удается пережить газы. Под изумленным взглядом Саула немецкий доктор проверяет, жив ли паренек (жив!), и по-медицински, без особых эмоций перекрывает мальчишке воздух. В Сауле что-то происходит, и все следующие два часа экранного времени он будет изо всех сил пытаться похоронить этого ребенка по-человечески. Он будет беспрестанно рисковать жизнью в поисках раввина, чтобы тот прочитал заупокойную молитву, а также в попытке найти тело мальчика, пока еще не сгоревшее с сотнями других.

Фильм, как надгробная плита, давит на зрителя до последних минут, которые, впрочем, облегчения не приносят. Достигается это за счет не самой тривиальной подачи материала – без слез, душераздирающей музыки и переплетения сюжетных линий. Режиссер ведет повествование в унисон происходящему - так же сухо и тяжеловесно. Но свою роль играет и техническая сторона фильма. Практически все это время оператор направляет камеру на лицо главного героя, создавая впечатление, что зритель ходит рядом с Саулом и пытается поймать его отсутствующий взгляд то ли на правах такого же заключенного из зондеркоманды, то ли призрака из числа убитых в Освенциме. Мы видим лишь то, что видит Саул. И только боковое зрение да случайные взгляды героя, за которыми мы не можем не последовать, позволяют взглянуть на происходящее: суетливые механические движения пленных, равнодушные расстрелы, крематорий с горами трупов, из которой кто-то выдирает золотой зуб, чтобы потом дать в качестве взятки за проход в женские бараки. Подобный технический прием по-своему объясняет фамилию Саула Аусландера, которую можно интерпретировать как «посторонний человек», «сторонний наблюдатель». Застывшая в предсмертной судороге музыка практически отсутствует в фильме – это огромная минута молчания, в которой и персонажи почти не говорят – незачем.

 

Библейский контекст

 

Фильм получил такое название неслучайно. Сын Саула, несмотря на нулевое присутствие в кадре, - это центральное чудо, которое возвращает полумертвым людям давно сгоревшие мосты и заставляет действовать. Слух о выжившем сыне иудея (чувствуете библейский контекст?) вселяет надежду: значит и здесь, в закрытой и насквозь отравленной камере, можно выжить. Саул, кажется, и сам до конца не уверен в том, почему он так хочет похоронить парня. Действительно странно, ведь количество мертвых тел изо дня в день увеличивается в прогрессии, и сочувствовать им всем просто нет сил. Доктор из числа пленных спрашивает, не сын ли это Саула, раз уж он так заботится о нем. Герой, лихорадочно перебирающий причины, хватается за этот вариант и несет его как знамя, спрятанное от чужих глаз.

Стремление похоронить юношу вполне можно объяснить. Смерть чудом выжившего пробуждает в опустевшем Сауле остатки чувств и эмоций, чего-то человеческого. Через эту смерть герой отчасти возвращается к жизни и обретает цель. Причем цель связана не с личным выживанием или полноценным существованием, а направлена на другого человека и не совсем так, как мы привыкли видеть это в военных фильмах. У Саула нет единомышленников, его порыв никто не понимает и не может понять, он не рвется помогать всем подряд, он занят только одной-единственной задачей и на этом пути не оглядывается на своих собратьев по несчастью. Так, к примеру, из-за поисков раввина он теряет сверток с чем-то, что может помочь в подготовке заключенных к бегству. Глух Саул и к любви, поскольку даже не обращает внимания на такой громкий и такой говорящий взгляд в женском бараке. Саул чувствует, что этот обряд в обстоятельствах, где не осталось ничего святого, становится единственным шансом что-то противопоставить неминуемой гибели и шансом искупить грехи. И эти неуместные похороны становятся обязанностью, которую он должен выполнить, - как стакан воды перед смертью, как последняя просьба, о которой все забыли в силу происходящих событий.

Казалось бы, непрофессиональный актер в главной роли и сама по себе дебютная картина не смогут оказаться среди победителей престижных кинопремий, предпочитающих все чаще яркие спецэффекты, ЛГБТ-тематику и истории об угнетении афроамериканцев. Но все произошло совершенно иначе. Премьера «Сына Саула» состоялась в прошлом году на Каннском фестивале, где кино удостоилось Гран-при. Мало того, за лучший фильм на иностранном языке фильм Ласло Немеша взял премию Национального совета кинокритиков США, а также «Золотой глобус» и «Оскар». Такой букет наград однозначно говорит о том, что дело не столько в правильном выборе темы, сколько в ее воплощении, которое прицельно бьет по зрителю, разминая его сердце, как замерзший пластилин, и возвращая к жизни.  

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты