Арт-объект

Писатель Эльчин Сафарли: «Я не собирался писать книги только для девушек»

13.07.2020 Вика ЗВЕРЕВА
Писатель из Азербайджана покорил сердца многих российских девушек. Эльчин начинал как журналист, но быстро понял, что написания статей и новостей ему мало для самореализации. Свою первую книгу "Сладкая соль Босфора" Сафарли издал в 24 года. Сегодня Эльчина называют одним из самых душевных авторов Востока. Большинство читателей Сафарли - девушки и женщины. В этом смогли убедиться все, кто побывал на встрече автора с уфимскими поклонниками.

«Истории приходят и живут своей энергией»

 

Стоит отметить, что Уфа - уже не первый раз попадает в список городов, в которых проходят презентации его книг. На этот раз Сафарли лично приехал в столицу Башкирии, чтобы узнать мнение читателей о своей книге "Дом, в котором горит свет".

- Хочу поблагодарить уфимцев за бесценные ощущения, которые вы мне дарите. Возможно, вы и не подозреваете об этом, но это ощущение того, что меня ждут. Для каждого человека это очень важно и приятно, но для человека, который что-то создает, - это вдвойне приятно. Есть то, что я проношу через года - чувство благодарности, - рассказал Эльчин уфимкам. - У меня нет к этому чувству отношения как к данности. Для меня это всегда история про чудеса. Ты приезжаешь, скажем, в далекий Владивосток, а там огромное количество людей, которые тебя знают, читают, чувствуют. И это бесценно.

Как пояснил автор, "Дом, в котором горит свет" - история про женщин.

- Я говорю, что это моя самая женская книга. Но, если честно, такой цели не было, я не собирался писать книгу только для девушек. Когда я роман завершил, перечитал, то понял, что получилась книга о женщинах, о их силе и мироощущении.

- Вы всегда знаете, что будет в финале?

- Я думал, что в книге "Дом, в котором горит свет" концовка будет другая. Но я всего лишь проводник историй. Истории приходят и живут своей энергией. Подумайте о том, как по-разному они влияют на людей, каждый видит в них что-то свое. Я никогда не знаю, чем закончится книга. Финал для меня тоже бывает неожиданным. Но совершенно точно, что даже если в финале у вас слезы, то это светлые слезы.

- Героев книг вы придумываете или есть прототипы?

- Прототипы есть, но герои художественно дополнены, приукрашены. Характер, стержень героя - это часто мои близкие люди. Но необязательно, что я кого-то вижу и полностью списываю образ. Чаще это паззл, который собирается во что-то единое. Всегда дополняю образ чем-то.

- Как долго вы пишете свои книги?

- Это не занимает много времени, примерно месяца три я записываю. А вот вынашивание - это история, которая созревает во мне, формируется. Это долгий процесс, наверное, полгода. А потом я просто сажусь и записываю книгу. Вижу эту историю я кадрами, раскадровками. Как раньше проявляли фотографии в темной комнате, на прищепках. Вот у меня точно такие ощущения. Я захожу в эту комнату, забираю какую-то информацию, записываю, а потом она дополняется чем-то новым. Так что процесс очень интересный. Когда я пишу какую-то книгу, все, что я переживаю в этот момент, я в нее вкладываю, не думая о том, понравится она вам или нет. Я закладываю это, а потом отпускаю и больше уже не возвращаюсь. Интересно, что у книг свои читатели, свои дома появляются. Кто-то их читает, подчеркивает маркером, кто-то прочитает и оставляет на книжной полке, а кто-то вообще перепродает на "Авито". Я периодически захожу, смотрю лоты, - смеется автор.

- Ваши книги как-то меняются?

- Настроение в них меняется, а вот количество еды - нет. Я и сам меняюсь - то больше, то меньше становлюсь, - улыбается Эльчин. - Я считаю, что мои книги нужно растягивать, потому что там много мыслей, над которыми нужно подумать. Мои книги небольшого объема, концентрированные, поэтому их нужно "разбавлять". Как чай или напиток, который надо разбавить. 

- А как относитесь к своим книгам?

- У себя я люблю "Расскажи мне о море". Люблю все свои книги, начиная с нее. "Расскажи мне о море", "Когда я вернусь, будь дома", "Дом, в котором горит свет" - это те книги, которые я бы посоветовал для знакомства с Эльчином Сафарли. Остальные - нет. Категорически. Первую свою книгу я написал в 23 года. А сейчас мне 35. Много воды утекло, я принимаю это как часть своей дороги, своего пути. Но есть книги хорошо написанные и изданные. Например, "Расскажи мне о море". В ней все сошлось.

 

 «Для меня важно, чтобы книга приятно пахла»

 

- В чем главный посыл ваших книг?

- Думаю, что я веду читателя к себе самому. Ведь у каждого картинка счастья своя. Я всегда добиваюсь, чтобы читатель перенесся в то место, которое я описываю. Если я это создаю, значит, мне самому приятно там находиться. Потом я скучаю по этому, но вернуться уже невозможно. Меня ждут новые города, истории, люди и герои. Я очень скучаю по атмосфере двух книг - "Расскажи мне о море" и "Дом, в котором горит свет". В первой - про мое детство, которое прошло на Апшеронском полуострове. Вторая - это океан за большим окном, очень скучаю по моим героиням, по их разговорам. Но вернуться не могу, потому что я написал и отпустил. Человек быстро привязывается к чему-то хорошему. Это прекрасно, когда ты периодически возвращаешься в это воспоминание, выспишься, погреешься, а потом обратно в настоящее. Но бывает так, что человек остается в этом прошлом и уже не видит ни настоящего, ни будущего. А в будущем, я уверен, какое бы оно ни было, всегда есть место для хорошего. Поэтому я об этом тоже пишу, потому что важно вовремя вынырнуть и отправиться дальше навстречу жизни. С верой в то, что там тебя ждет много хорошего. Я верю в силу мысли и желания.

- Хотели бы, чтобы по вашей книге сняли фильм?

- Я бы хотел, чтобы «Дом, в котором горит свет» была экранизирована. Но для галочки я этого не хочу. Мне важно, чтобы фильм дополнял эту историю. Кто любит динамичный сюжет, те мои книги не читают. Люди любят меня за атмосферу, настроение и вдохновение. Поэтому и кино должно быть медленное и с погружением, непременно с морем. Думаю, что экранизация будет, но тогда, когда должно. Все обязательно придет.

- О чем будет следующая книга?

- Посмотрим, пока я не могу сказать точно, потому что есть дела, которые отнимают много энергии. У меня не получается одновременно несколько дел делать. Написание книги предусматривает погружение, упоение процессом. Когда я пишу, стараюсь не выступать, не общаться с читателями, не наблюдать за моими соцсетями. Я просто исчезаю. Потому что даже приятный отзыв от кого-то в моем случае не очень хорошо сказывается на оптике автора. Хочется жить самой обычной повседневной жизнью. В Стамбуле у меня это получается, потому что там на турецком языке моих книг пока нет, встречи я не устраиваю, хотя огромное количество эмигрантов из постсоветских стран предлагают встретиться. Но нужно все-таки оставить одну какую-то территорию, где я буду выдыхать, просто буду Эльчином. Думаю, если все сложится, то вскоре мы снова все увидимся и уже отпразднуем выход новой книги. Есть наметки, но не хочу о ней пока говорить. Есть магия какая-то, которая в период написания книги не должна быть оглашена, озвучена. Поэтому пусть пока эта история живет во мне.

- Когда выйдет книга рецептов?

- Я стараюсь, чтобы любой продукт, который издается под моим именем, был сделан качественно. Для меня очень важна бумага. Раньше это невозможно было контролировать в силу обстоятельств. Сейчас же мой авторитет стал выше, я повзрослел и могу "заказывать музыку". Я требую, чтобы книги были изданы на качественной бумаге, которую закупают именно под тираж моих книг. Вы спросите, а для чего? Конечно, это влияет на стоимость романа, но для меня важно, чтобы книга не рассыпалась, чтобы она приятно пахла, чтобы детали были сделаны профессионально. И, конечно, это отнимает немало времени. На книгу "Рецепты счастья" договор уже подписан, но я затягиваю, потому что мне нужно ее дополнить, а книге - настояться.

- У вас есть любимые авторы?

- Топ-5 у меня нет, потому что хороших авторов очень много. Мне очень понравились книга Орхана Памука "Город воспоминаний", "Черное серебро" итальянского автора Паоло Джордано. Иногда поэзию читаю. Очень люблю Цветаеву, но много ее читать невозможно, потому что это все про боль.

 

 «Дом - это то, что ты носишь в себе»

 

- Что для вас дом?

- Ты можешь везде перевозить с собой чувство дома, неважно, где ты находишься. Потому что дом - это просто стены, а уже человек его всем наполняет. И неважно где ты - в отеле или на съемной квартире.

- В чем тогда ваше ощущение дома?

- В привычных мне деталях. В вещах, которые ездят со мной из города в город. Это моя кружка большая, пол-литровая, наверное. Я чай не могу пить в маленьких стаканчиках. Всегда вожу с собой подушку, чтобы было удобно, книги, которые читаю. Сейчас читаю "Вратарь и море" Марии Парр, очень нравится. Смакую ее и растягиваю. За два с половиной месяца я посетил 22 города. И я уже не понимаю, что происходит и где я нахожусь. И это очень полезный, бесценный опыт. В этом процессе я и понял, что дом - это то, что ты носишь в себе. Всегда вожу с собой мой лэптоп, на котором я написал очень много книг. Он уже в сложном состоянии, но держится. Злится на меня за то, что я сдаю его в багажное отделение, но а как по-другому? И я держусь. Верю, что предметы нам служат и дополняют нас. Мой чемодан уже второй тур со мной. Что только он ни видел. Я ему говорю: "мне осталось три города, потерпи, не подводи меня". И он держится.

- Что нарисовано на вашей кружке?

- Никакого рисунка нет, я люблю минимализм, сдержанно чтобы все было. Стараюсь в себе это воспитывать, и мне нравится такая форма себя. На моей кружке обычно что-то очень скромное, никаких надписей. Я вообще люблю белую посуду, однотонность, без брендов и надписей. Люблю максимальную ясность. Я считаю, что не вещь управляет мною, а я ею. Страшно, когда ты становишься заложником вещи. Белый цвет - это пространство для фантазии. На белой тарелке даже еда смотрится красивее, да и сфотографировать ее легче.

- У вас есть любимое место в вашем родном Баку?

- Баку - это город-амфитеатр, он идет вниз к морю. Мне очень нравится верхняя часть, проспект Парламента, нетуристический, примыкающий к Нагорному парку. Это мое любимое место в городе, прихожу туда каждый день. Мне очень приятно находиться здесь. А живу я чуть ниже. Моя медитация и часть моей жизни - надеть кроссовки и идти на пешую прогулку. Мне это остро необходимо. В Азербайджане мне еще нравится город Шеки. Для него можно выделить три дня. Там приятно находиться, есть хорошие отели. Это камерный маленький город для пеших прогулок. Если в Стамбул я всегда советую приезжать в октябре, то в Баку - в сентябре, когда уже попрохладнее, есть ветерок с моря, или выбирайте конец апреля.

- Как же при вашем насыщенном графике вы находите время для жизни?

- На самом деле встречи с читателями - это самое приятное. А самое сложное - переезды, часовые пояса, задержки рейсов. Но кто нам обещал, что будет легко? И я воспринимаю это как составную часть процесса, стараюсь благодарить своего дорожного ангела, который подхватывает меня в сложные моменты. Никогда у меня в дороге не было ничего неприятного, а если и было, то быстро разрешалось.

- Ради какого писателя вы готовы ехать куда-то далеко на творческую встречу?

- Из современных людей нет тех, ради кого бы я совершил такой путь. Я вам искренне это говорю, потому что самое нужное художник, творец, музыкант уже дал нам. Он уже показал концентрат своего мироощущения в своих произведениях. Я людям не открываю Америку, меня, как и любого творческого человека, любят за мироощущение, которое у меня есть. То, чем хотел поделиться художник, он уже поделился в своей книге, и более я от него не хочу. Я не хочу расшифровки, потому что он видит это по-своему. А для меня самый непримечательный эпизод становится родным. В Ростове-на-Дону я стал устраивать квартирники, камерные платные мероприятия, на которых строго ограничено количество людей - 20-30 человек. Мы все собираемся за столом и общаемся. Вот на такую встречу я бы пошел, потому что это другая атмосфера, там более спокойно.

 

«Иногда помогает сходить на рынок, пообщаться с людьми»

 

- Что вам помогает, когда случаются трудности?

- У меня есть свои механизмы, которые мне помогают. Во-первых, это движение. Надеваю кроссовки - и вперед. Я говорил это неоднократно в своих видео на канале. Очень люблю театр, он меня вдохновляет. Если у меня выдается свободный вечер, конечно, я пойду в театр. Для меня это история про вдохновение, живую энергию артиста. Музыка - самая разная, необязательно веселая и подвижная. Даже если она меланхоличная, она тоже созвучна моему состоянию. Еда, но я стараюсь этим не злоупотреблять. Это иллюзия, что еда помогает. Бывает, что эпизоды самые неожиданные могут реабилитировать и вдохновить. Ты идешь, можешь заглянуть в окно и увидеть свет в окне, людей. Это какое-то ощущение тепла. Бывает и магия, что тебя подхватывает невидимая рука, помогает тебе, вдохновляет, устраняет неполадку в тебе. Необязательно приходить к морю, и оно заберет твои печали. Море не всегда помогает. Иногда помогает просто сходить на рынок, пообщаться с людьми. Самое главное - выйти из пространства, которое ты себе надумал, из чего-то драматичного.

- Что для вас бог?

- Все что я хотел сказать об этом, вы считаете в моих историях. Расшифровывать я не хочу.

- Верите ли вы в чудеса?

- Очень часто такие вещи происходят. С возрастом я понимаю, что нужно оставлять место для жизни. Мы пытаемся все контролировать. Но нам свыше предоставляют иллюзию того, что мы можем что-то контролировать. Безусловно, от нашего выбора зависит очень многое. Но оставить место для жизни и чудес - это обязательно. И тогда они случаются. Конечно, лежа на диване ничего не происходит. Главное условие - двинуться им на встречу. Думаешь: "хорошо бы с доставкой на дом". Но так не получается.

- Были ли периоды застоя, когда хотелось все бросить?

- Постоянно бывают. Я считаю, что три мои последние книги - самые удачные, самые хорошо написанные. Но когда я их дописывал, всем своим близким выносил мозг и говорил, что это последняя книга. "Деньги я заработал, квартиру купил. Достаточно. Получил отклик, переключусь на что-то другое", - думал я. У каждого творческого человека сомнения есть всегда. Это уже мои друзья. Бывает чувство усталости, но я тоже воспринимаю это философски - как составную часть дороги. Кто нам обещал, что будет легко? Но паузу иногда нужно брать, потому что это на пользу. Особенно, когда ты уже написал 12 книг. Причем написание книг - это не самое утомительное. А вот внешняя сторона... Сейчас немного изменилась форма общения писателя с аудиторией. Мне приятно приходить на встречи с читателями, на телевидение. Но журналисты, фотосессии - это образ, от которого я уже устаю. Люди всегда видят образ, который сформировался у них в голове, когда они читали твои книги. А ты можешь сейчас совсем другое переживать. Это как в стендапе Веры Брежневой. Ведь многие люди думают, что картошку она тоже в таком же образе покупает. Быть заложником образа - это про всех людей, которые на виду. От этого, наверное, устаешь. Или сделаешь ты какой-нибудь поступок, а все тебе говорят, мол, ты же мудрый писатель, зачем ты это сделал? И все забывают, что ты просто человек прежде всего. И ты не всегда мудрый, не всегда благоразумный, не всегда чуткий. Я часто вообще злюка.

- Что вас мотивирует?

- Когда я вижу свои книги на полках магазинов, меня это вдохновляет. Когда мне присылают информацию по продажам - это очень важный фактор того, что мое творчество кому-то нужно. И, конечно, встречи с читателями мотивируют. Ты едешь в город, в котором никогда не был, у тебя нет никаких представлений и это очень интересно. Но удивительно, что отношение в разных городах к моим книгам похожее. У всех людей все примерно одно и то же независимо от ментальности или местоположения - одиночество, любовь, не любовь, реализация или ее отсутствие, злость, раздражение, желание жить своей жизнью. На самом деле каждый человек желает одного - быть счастливым.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты