Арт-объект

Николай Губенко: «С Уфой у Театра на Таганке кровная связь»

19.08.2020 Азат ВАХИТОВ
Не дожив одного дня до 79-летия в Москве от остановки сердца скончался талантливый актер и режиссер, многолетний участник знаменитой «таганковской» театральной братии Николай Губенко. Последний союзный министр культуры, депутат и убежденный коммунист известен и своими яркими ролями в «любимовском» театре, и режиссерскими киноработами – пронзительными «Подранками», лиричным «И жизнь, и слезы, и любовь» и трагикомичным «Из жизни отдыхающих». А также как взбунтовавшийся ученик Любимова и основатель «Содружества актеров Таганки». Напомним, что со спектаклями своего театра Николай Николаевич 16 лет назад приезжал и в столицу Башкирии.

 «Не знаю, каким бы Высоцкий был сейчас»

 

Тогда, в мае 2004-го, актеры «Содружества» при полном аншлаге сыграли лучшие спектакли на сцене Башдрамы. Примечательно, что эти гастроли стали обменными: в сентябре того же года башкирский коллектив представил свои работы на подмостках губенковской «Таганки», посвятив гастроли 85-летию театра. 

– В нашем театре еще с любимовских времен есть частица Башкирии – это две уфимки Лена Габец и Лиза Устюжанина, – рассказал тогда нам в интервью Николай Николаевич. –  Так что с Уфой у нас кровная связь.

Уфимских театралов губенковцы решили познакомить с тремя постановками, которые, к слову, до сих пор значатся в афише театра. Николай Николаевич рассказал, что в спектакле «Дурь» по пьесе Некрасова «Осенняя скука» «демонстрируются свободные, импровизационные возможности каждого актера, потому что современная драматургия не дает таких возможностей».

- В спектакле ребята, что называется, отрываются, гуляют по-черному. Как хотят, так и работают. Другого такого ансамбля, который работает с таким упоением, так весело, хотя они все голодные и нищие, вы не увидите. Это спектакль для тех, кто хочет укрепить мышцы живота, - рекламировал постановку Губенко. 

Другим спектаклем, который оценили уфимские театралы, стала «примитивная притча» «Очень простая история», как охарактеризовал спектакль сам Губенко, выступивший режиссером. Третьей поставкой стала еще одна режиссерская работа мэтра – «ВВС» - «полтора часа эпохи Высоцкого в одном действии», как значилось в программке. 

– Нам хотелось представить Владимира Семеновича таким, каким мы его видели и знали, а не идолом, которого из него делает и «Театр на Таганке», и пресса, – рассказывал Губенко. – Мы делаем из него нормального человека, пристрастного к своей родине, любящего ее и никогда не помышлявшего о предательстве. Другие делают из него антисоветчика, противостоятеля, противника режима, ненавидящего все то, что сопровождало его на протяжении жизни, хотя этого из его поэзии не следует.

Не так давно в стране широко вспоминали легендарного барда – Высоцкого не стало 40 лет назад. И многие до сих пор задаются вопросом: каким и в каком политическом лагере был бы Владимир Семенович сегодня. 

- Не знаю, каким бы он был сейчас, - честно признался тогда в Уфе режиссер. - Я не господь Бог. В чем, например, трагедия Шукшина? Почему повесился Гена Шпаликов? Ну, Высоцкий много пил, потом сменил алкоголь на наркотики. Сегодня он был бы на стороне справедливости.  

 

«Любимов при его человеческой несостоятельности - удивительный художник»

 

Губенко откровенно рассказал, что руководство театром – это «вынужденная мера».

– Вообще я считаю себя кинорежиссером, и то, что я вынужден был в 87-м в связи со смертью Анатолия Васильевича Эфроса возглавить «Тананку», а в последствии и в 93-м - в связи с расколом театра на два коллектива – это вынужденная мера. И в 87-м, когда мы были вместе, и в 93-м, когда мы стали делиться, как и вся наша страна. Поэтому я бы предпочел работать в кинематографе. Это мне ближе других трех профессий – актерской, театрально-режиссерской и сценарной. Но я не смог отказать коллективу, который меня об этом попросил, и сделал это исключительно из таких понятий, как братство, товарищество, справедливость и желание спасти тех людей, которых Любимов отторг в 93-м, когда, вернувшись из-за границы, предложил большей части коллектива покинуть театр, оставив человек 15. Речь шла не обо мне: остался бы я, Зинаида Славина, Ленька Филатов, а остальные талантливые актеры из «Щуки» и «Щепки», кого он продержал на задворках, на эпизодах, в массовке и которые 12 лет проработали на него – должны были уйти, что было несправедливо.     

Худрук «Содружества» не стал скрывать, что разлад с Любимовым всю жизнь оставался для него незаживающей раной.

– Какие плюсы могут быть от развода любящих сердец? – с болью говорил он. - Просто получилось, что одна группа людей исповедует предательство, а другая справедливость. Я знаю три разных Любимова. Первый – времен 64 года – это человек по 24 часа сидящий в театре, а мы все были его родными детьми. Меня он даже поселил к своей маме, поскольку мы с Зиной Славиной жили в котельной театра, как иногородние. Мы были одно целое. Второй – уехавший за границу и предавший свой коллектив, даже не предупредив, что у него есть такие намерения. По идее театр с его уходом должен был распасться, на что он и надеялся. Эфрос, пришедший ему на смену, дал людям уверенности. И это все басни, что именно наш театр его погубил. Театр вообще губит жизни. Любимов при всей его человеческой несостоятельности удивительный художник. При всей его способности чувствовать конъюнктуру времени, он всегда в оппозиции. Он даже нашел возможность быть в оппозиции к итальянскому театру в Генуе, где пожарники не дали ему воплотить какую-то деталь. А третий Любимов – еще один предатель, который предпочел все западные ценности и послал всех к такой-то матери. А за границей он мучился, вынужденный ставить оперы, а не драматические спектакли.

Николай Николаевич не отрицал, что его театр наследует традиции любимовской школы.

– Сам не могу давать оценок, что делается в нашем театре, но мы предпочитаем содержательный театр, а форма в какой-то степени наследуется, потому что здесь очень много учеников Щукинского училища и самого Любимова, и мы не можем не использовать арсеналы, наработанные с 64 года с теми, кто тогда начинал. Потому что практически весь первый состав «Доброго человека из Сезуана» в 93 году перешел в этот театр.

 

«Жена не является актрисой моего театра принципиально»

 

– С Жанной Болотовой вместе мы уже 42-й год. Вы ее знаете по фильму «Дом, в котором я живу» Льва Кулиджанова, по моим картинам «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но актрисой моего театра она не является. Принципиально. Потому что это очень плохая традиция, когда мужья или жены работают в одном коллективе, что обязательно ведет за собой склоки, интриги, разделы на лагеря.

В Уфе Николай Губенко жаловался, что его театр «живет в режиме самовыживания» и очень позавидовал состоянию башкирского театра, гостем которого стала его труппа. 

- Наш театр существует без государственной поддержки. Был миф о том, что мне помогает КПРФ, но только дважды за все эти годы партия оплатила зал, когда проводила мероприятия, как любые арендаторы. Вот и вся помощь. Мы живем в режиме самовыживания и привыкли к нищете, голоду, холоду, прессингу со стороны прессы. Зато чувствуем себя свободно и делаем то, что хотим. Единственная несвобода – это отсутствие финансов. Глядя на шикарные апартаменты вашего театра, на буфеты-туалеты, я просто потрясаюсь, как здорово здесь все устроено. Это говорит о внимании власти к национальному театру. Надеюсь, что и в русском так же, и никаких ущемлений по национальному признаку нет. А для нас и гастроли – не выход из положения. Например, уфимские гастроли будут стоить театру 678 тысяч. Для нас это большие деньги.  

К слову, долгожданного бюджетного финансирования театр добился через четыре года после гастролей в Уфе, но перед этим выстоял в юридической войне, одержав победу в 27 судах за право быть самостоятельным.

– Что же вы, будучи министром культуры, не смогли исправить ситуацию? – задали мы тогда неудобный вопрос мэтру.  

– Почему? В Москве все театры процветают. Все, которые находятся на дотации. Особенно фавориты – «Ленком», МХАТ, «Современник». У последнего, например, есть банк, который в конверте вручает своим артистам по тысяче-две долларов. Каждый пристроился каким-то образом. У МХАТА вообще несколько банков. И театры помельче имеют своих спонсоров. Джигарханян вообще проводит по три-четыре года в Штатах и, временами наезжая, едва заходит в свой маленький театрик. 

Судьба так распорядилась, что Губенко ушел в след за великими коллегами-худруками, чьи театры упоминал не без зависти. В 2018-м не стало Табакова, в минувшем – Захарова и Волчек, Джигарханяну не до театра – все чаще появляются новости о его очередной госпитализации, в забвении и недобром здравии доживает свой век Доронина, отлученная от своего МХАТА в громком звании почетного президента. Примечательно, что с Татьяной Васильевной, создавшей «горьковский» МХАТ после разделения, Николая Николаевича роднит и то, что он стал таким же революционером, возглавившим оппозицию Таганки, и то, что самостоятельный театральный проект Губенко, как и у Дорониной, нельзя назвать удачным. Николай Николаевич запомнился, прежде всего, своими ролями в легендарной «любимовской» Таганке и мастерскими режиссерскими киноработами. Сегодня нам печально оттого, что мы потеряли еще одну знаковую фигуру старой гвардии отечественной культуры.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты