Арт-объект

К юбилею Чайковского режиссер из Башоперы решила снять с Онегина джинсы

04.12.2020 Лада ВОЛКОВА
Одно из главных произведений русского классика возвращается в репертуар Башкирского театра оперы и балета спустя двадцать лет. Осуществит постановку молодой режиссёр - 27-летняя Ляйсан Сафаргулова.

Визитная карточка театральной музыки

 

«Евгений Онегин» – одна из вершин творчества Петра Чайковского, непревзойденный образец лирической оперы, в основу которой лёг одноимённый роман в стихах Пушкина. В 2020-м, в год 180-летия со дня рождения композитора, к его творчеству обращаются многие театры. Не пропустил эту дату и Башкирский театр оперы и балета, где идут репетиции оперы. Концертное исполнение пройдёт 26 декабря. Онегина исполнит Ян Лейше, Татьяну - Олеся Мезенцева, Ольгу - Любовь Буторина, Ленского - Артём Голубев, князя Гремина - Аскар Абдразаков.

Полномасштабная премьера состоится к концу текущего сезона либо в начале следующего.

- Постановка оперы «Евгений Онегин» будет уже восьмой за всю историю нашего театра, – рассказал музыкальный руководитель спектакля - главный дирижёр театра Артём Макаров. – Предыдущая состоялась в 1999 году, когда дирижёром и режиссёром-постановщиком был Фуат Мансуров. В то время я уже работал в театре, и мне было очень интересно наблюдать за тем, как этот известный российский дирижёр и педагог занимался с певцами, наблюдать какое у него было детальное отношение к тексту. Поражало, как он работал вообще без партитуры - знал всю оперу наизусть. Это очень яркие и ценные для меня воспоминания. Тем более, когда речь идёт о таком знаковом для истории русской музыки произведении, как опера «Евгений Онегин». На мой взгляд, эта опера, так же, как и балеты композитора «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», неизменно должна присутствовать в репертуаре каждого российского театра. Потому что это не только визитная карточка российской театральной музыки, но и выдающийся образец русской литературы.

Впервые на уфимской сцене опера «Евгений Онегин» была поставлена ещё в 1939 году, уже на следующий год после официального открытия Башкирского театра оперы и балета. Затем были две постановки в период Великой Отечественной войны - в 1941-м и 1943 году, когда в Уфу был эвакуирован Киевский государственный театр оперы и балета. Спустя десять лет, в 1953 году, в качестве режиссёра-постановщика Башопера пригласила легендарного советского оперного певца, лирического тенора Сергея Лемешева, одного из эталонных исполнителей партии Ленского. А в последующие годы театр ещё дважды обращался к «Онегину» - в 1960-м и в 1980 году.

- Эта опера Чайковского предъявляет очень высокие требования к исполнительскому составу – вокальные, возрастные и, конечно же, внешние, – отметил дирижер-постановщик Артём Макаров. – И, на мой взгляд, сегодня наша труппа может представить этот спектакль на самом высоком уровне. Сейчас над ведущими партиями оперы работают солисты труппы - в титульный партии Онегина выступят Ян Лейше и Салават Киекбаев, партию Татьяны готовят Олеся Мезенцева, Олеся Хуснутдинова и Галина Чеплакова, партию Ольги поют Любовь Буторина, Катерина Лейше и Екатерина Куликова, а Ильгам Валиев, Артём Голубев и Владимир Орфеев - Ленского.

 

Массовая сцена

 

По словам Артема Макарова, важным станет тот факт, что постановку спектакля доверили совсем молодому режиссёру Ляйсан Сафаргуловой.

- Для неё эта работа в нашем театре станет дебютом в качестве режиссёра-постановщика, - рассказывает главный дирижер. - Художник-постановщик спектакля – Иван Складчиков, известный своими яркими, зрелищными работами в опере «Аттила», балетах «Конёк-Горбунок», «Соседи» и «1418». В целом постановка «Евгения Онегина» будет классической и, как мне кажется, станет прекрасным подарком уфимской публике, будет интересна как взрослым, так и молодому поколению слушателей.

Иван Складчиков рассказывал журналистам, что создавал эскизы костюмов героев ещё весной, на самоизоляции, а сейчас работа над ними уже полным ходом идёт в пошивочном цехе театра.

- Я занимался во время карантина не фитнесом, а своей любимой работой, которой было предостаточно, - признается Иван. - Параллельно работал над эскизами костюмов для “Евгения Онегина" и оперы “Дон Кихот” Жюля Массне, которая станет режиссёрским дебютом художественного руководителя театра Аскара Абдразакова. Обе оперы - массовые, только хор переодевается, как минимум, три раза. Пошив оперных костюмов - это такая высокая театральная мода. Если в «Аттиле» было триста костюмов, то в “Дон Кихоте" их будет ещё больше. Не отстаёт и «Евгений Онегин». К примеру, я сделал всем дамам хора совершенно разные костюмы - всего 39 платьев.

Сейчас Иван Складчиков, уже около года занимающий пост главного художника башкирского театра, постоянно присутствует на репетициях и вместе с режиссёром ищет нужные образы героев. Судя по нарядам, в которых занятые в постановке солисты появились на репетиции, костюмы будут вполне соответствовать эпохе Пушкина.

- Не всегда визуально современные решения являются современными по сути, - считает режиссёр-постановщик Ляйсан Сафаргулова. - Мы можем увидеть Онегина в джинсах, а Татьяну, пишущую письмом на ноутбуке, но в их взаимоотношениях не будет ничего нового. Мне кажется, это мало интересно современному зрителю, который уже наелся такого рода трактовками. Мы с художником-постановщиком Иваном Складчиковым   решили, что визуально это будет классический спектакль, но внутри, конечно, есть какие-то моменты, которые кому-то, возможно, покажутся не совсем привычными. Надеюсь, что концептуально это будет современная постановка, потому что все проблемы и чувства, которые затронуты в опере, актуальны и сейчас.

Что ж, 27-летняя Ляйсан Сафаргулова, победившая в прошлом году на международном конкурсе режиссёров “Нано-опера", конечно, вряд ли позволит превратить свою первую масштабную работу в заурядную костюмную постановку. Можно не сомневаться: если ей не мешать, она уж точно сумеет удивить, как делала это на том же конкурсе “Нано-опера", собрав просто рекордное количество призов. Кроме первой премии, Ляйсан получила приз медиа-жюри, отдельные призы от самых различных СМИ, в том числе и от “Московского комсомольца", приз зрительских симпатий (была трансляция в интернете) и специальный приз - возможность поставить спектакль на знаменитом Уэксфордском фестивале в Ирландии в 2020 году. Естественно, фестиваль в итоге отменили из-за пандемии коронавируса, но зато Ляйсан смогла полностью сосредоточиться на опере “Евгений Онегин".

 

Нано-режиссер

 

Очень хочется верить, что постановка этого шедевра русской классики станет настоящим культурным событием - и не только республиканского масштаба: всё-таки уроженка Башкирии, впервые победившая на столь престижном международном конкурсе, поразила своим талантом самых именитых и авторитетных членов жюри - гендиректора Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе Кристофа Майера, гендиректора Театра Лисеу в Барселоне и театра в Сиэтле Кристину Шепельман, худрука оперного фестиваля в Уэксфорде Розетту Кукки, худрука и главного режиссёра оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя и многих других. Очевидно, что все эти уважаемые люд не могут ошибаться, безоговорочно присудив победу никому не известной девушке из Уфы, которая в то время даже не имела высшего профессионального образования, будучи студенткой второго курса ГИТИСа, тогда как за плечами многих её соперников из разных стран были уже постановки на сценах государственных театров.

Вообще-то самой первый самостоятельной постановкой Сафаргуловой стала редко исполняемая опера “Человеческий голос" французского композитора Франсиса Пуленка, которую она поставила в 2018 году на грант главы Башкирии. Но моноопера практически осталась незамеченной - после премьеры, которая прошла на сцене ГКЗ «Башкортостан», о работе талантливого молодого режиссёра напрочь забыли.

В Башкирском театре оперы и балета победительница конкурса «Нано-опера» работает уже несколько лет - сначала в качестве ассистента режиссёра, а с этого года в качестве режиссёра. В её творческом багаже работа во многих спектаклях последних лет: в качестве ассистента режиссёра в операх «Орлеанская дева», «Кармен», «Искатели жемчуга», «Царская невеста», «Аттила», «Дон Жуан», а в качестве помощника режиссёра - в операх «Тоска», «Геракл», «Лунный мир», «Паяцы», «Князь Игорь», оперетте «Летучая мышь». Разумеется, победа в столь престижном конкурсе не могла остаться незамеченной - с 2020 года Ляйсан Сафаргулова уже не ассистент, не помощник, а полноценный режиссёр главного театра республики. Сейчас её главная задача состоит в том, чтобы примирить художественный объект прошлого с современностью. Любопытно, что в те же самые дни, когда оперная труппа Башкирского театра приступила к репетициям «Евгения Онегина», в Венской опере состоялась премьера этой оперы в постановке одного из самых именитых режиссёров современности, россиянина Дмитрия Чернякова - в юбилейный год Чайковского все уважающие себя театры мира хотят в очередной раз привлечь внимание публики к одному из самых значимых произведений классической музыки. А недавно в Берлине и Уфе практически в одно время прошли премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская» - Башкирский театр оперы и балета пополняет репертуар в соответствии с мировыми тенденциями.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты