Арт-объект

Бесконечная «Ирония». Новогодний хит Эльдара Рязанова отмечает 45-летие

31.12.2020
В первый день наступающего года исполнится 45 лет главному новогоднему кинохиту – 1 января 1976 году на ТВ состоялась премьера зимнего шлягера «Иронии судьбы, или С легким паром!». Кажется даже, что мало кому удалось увидеть этот фильм Эльдара Рязанова от начала до конца – настолько за эти годы он стал непременным фоном праздничных хлопот 31 декабря и похмельного отходняка 1 января. Перед юбилеем картины мы решили заглянуть за кулисы создания всенародно любимого фильма.

Алкашин стал Лукашиным

 

В 1969 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Завязка сюжета взята из реальной жизни — один их знакомый 31 декабря сходил в баню, а потом поехал к друзьям, отмечавшим годовщину свадьбы. Там он сильно напился и один из гостей решил подшутить — отвёз его на Киевский вокзал, дал денег проводнице, положил его в купе и отправил в Киев с веником, портфелем и 15 копейками в кармане… Легенда приписывала роль шутника Никите Богословскому, но композитор публично заявил, что не имеет к этому розыгрышу никакого отношения.

После трансформации пьесы водевильный персонаж Женя Алкашин стал лиричным Женей Лукашиным, композитор Хахасловский распался на трех верных друзей, начальник поезда превратился в Ипполита, а алчная проводница — в Галю.

Железнодорожные приключения по пути из столицы во Владивосток, которые занимали почти все действие спектакля, скукожились до короткого авиарейса из Москвы в Ленинград. В общем, от первоначальной истории мало что осталось, и Эмиль Брагинский даже потребовал убрать свою фамилию из титров. Поэтому до сих пор там он значится просто как Эмиль.

В театральной постановке авторы пьесы решили обыграть типовое строительство и примерно одинаковый быт советских граждан, но для большей достоверности решили пересадить героя с поезда на самолёт — иначе он бы протрезвел ещё по пути в Ленинград. Но герой должен быть положительным персонажем, а не каким-то пьянчужкой, поэтому пьянство решили оправдать праздником. Так история стала новогодней. А так как Новый год — это время чудес, то по сюжету не стоящего на ногах человека мало того, что пустили в самолёт, так ещё и по чужому билету…

Когда Эльдар Рязанов решил экранизировать пьесу, то на «Мосфильме» ему отказали, сочтя материал «легковесной комедией, пропагандирующей пьянство», а в «Гостелерадио» дали добро на съёмки двухсерийного телефильма. Работали на «Мосфильме» — там в одних декорациях снимали квартиры Нади и Жени. Различий добивались перестановкой мебели, перекладыванием вещей и съёмками с разных ракурсов. Там же на киностудии собрали из стеклянных блоков «баню».

- Нам привезли две бочки пива и пальмы в кадках, - вспомнил Ширвиндт. - А поскольку было холодно и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли в первую ночь.

Пару уличных эпизодов сняли в Ленинграде, а московская и ленинградская новостройки снимались в Москве на проспекте Вернадского — это были действительно новые дома, построенные по экспериментальному проекту. В том же районе находилась и настоящая московская Третья улица Строителей, правда, ещё в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой. На съёмки фильма было потрачено 372 тысячи рублей.

 

С польским акцентом

 

На роль Нади Шевелёвой пробовались: Людмила Гурченко, Ольга Волкова, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Валентина Талызина и многие другие.

- Я играла эпизоды и с гитарой, и с пением, и со скандалами, когда героиня видит в квартире незнакомого человека, - вспоминала Немоляева. - Играла в одном парике, в другом, со своими волосами, в очках. Но в итоге я провалилась с треском! Наконец Рязанов сказал: «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».

Режиссёру не нравился и результат других проб. Он начал вспоминать менее известных актрис и вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви» с Барбарой Брыльской в главной роли. Он позвонил ей в Варшаву и пригласил на пробы — актриса согласилась. Но наотрез отказывалась целоваться со своими партнерами. Ей не нравился ни Мягков, ни Яковлев, который был мечтой многих женщин.

- Юрий - не мой типаж, - объяснила спустя годы пани Барбара. - Понимаю: в нашей профессии надо играть разные вещи, но можно снять так, чтобы зрителю казалось, будто все было, а на самом-то деле не было. А когда на пленке абсолютно все, когда интим показывают почти анатомически, мне это не нравится. Смотрю на экран и стесняюсь за тех актеров: это для меня интимные вещи. Надо ведь что-то сохранить и для частной жизни, правда? Тем более тогда я была влюблена. У меня был муж, дочери полтора годика исполнилось.

Брыльска вспоминает, как однажды, лет через пять-семь после телепремьеры фильма в Советском Союзе, показала «Иронию...» маме:

- Что вы думаете она сказала? До чего была хороша и молода! Она смотрела только на меня. Даже не задала любимый всеми вопрос: «Кого бы ты выбрала - Женю или Ипполита?» Хотите отвечу? Никого! Мне нравятся красивые мужчины!

Была и еще одна проблема — Барбара говорила с сильнейшим акцентом, а по сюжету её героиня была учительницей русского языка… Менять профессию героине не стали, её озвучила актриса Валентина Талызина, которой в фильме досталась роль подруги. Когда Барбара Брыльска получила госпремию за роль Нади, то Валентина Талызина сильно обиделась — мол, говорила она, пела Алла Пугачёва, а премия досталась «этой польке». Актрисы смогли хоть как-то примириться только спустя много лет.

Валентина Талызина до сих пор с улыбкой вспоминает о своем дуэте с Лией Ахеджаковой, с которой знакома со студенческих лет.

- Наши музыкальные сцены - это отдельная история, - вспомнила актриса. - У Лии со слухом, по-моему, еще хуже, чем у меня. Когда мы вступили, вся съемочная группа поползла от смеха, и тогда побледневший Рязанов подошел к Микаэлу Таривердиеву: «Это же твоя музыкальная сцена! Сделай что-нибудь! Научи их хоть как-нибудь петь!» Микаэль поставил диагноз: «Их не научишь никогда».

 

Новый год в июле

 

Роль Жени Лукашина предполагалась для Олега Даля, но после проб режиссёр отказался от идеи снимать этого актёра — слишком острохарактерный получался персонаж. Так же не были утверждены любимец зрителей Андрей Миронов, Пётр Вельяминов и Станислав Любшин. Рязанов искал актёра, который мог бы оставаться симпатичным и быть смешным в состоянии полного несоображения, и это было очень сложной задачей. Не особо известного тогда Андрея Мягкова режиссёр вообще не считал комедийным актёром и был настроен критически, однако именно его пробы оказались самыми убедительными.

На роль Ипполита был утверждён Олег Басилашвили и даже снялся в нескольких эпизодах, но по семейным обстоятельствам был вынужден отказаться от работы. От его участия в фильме осталось только фото, которое стояло у Нади дома. И когда Лукашин выбрасывает фотографию соперника в окно, Надя подбирает с земли изображение не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили.

Еще интересная подробность: почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка», впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. На экране - Андрей Миронов вместе с Людмилой Гурченко - оба пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».

Барбара Брыльска всегда была очень собрана и педантична. Она приходила на площадку точно в срок и с выученным текстом, и всегда недоумевала, что остальные актёры вели себя не так. Кто-то мог забыть роль, кто-то опаздывал, кто-то начинал импровизировать… Например, как Юрий Яковлев, у которого «тёпленькая пошла». Это была импровизация актёра, на которого из «мосфильмовского» крана с вечно холодной водой неожиданно полилась тёплая. Для Яковлева съемки в этом эпизоде обернулись двумя днями простоя: температура, насморк, воспаленное горло. «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!» — это тоже придумка Юрия Яковлева.

- Эта рыба, которую принесли на площадку реквизиторы, действительно была дрянная, с душком, - вспоминал потом актер.

Как известно, Эльдар Александрович сыграл эпизодическую роль раздраженного пассажира в самолете, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. Появление в кадре Рязанова - случайное стечение обстоятельств. Во время съемок этого эпизода выяснилось, что для развития сцены нужен еще один актер. Снимали в воскресенье в Домодедово, к тому же пиротехники пускали за окном дым, создавая иллюзию полета. Когда стало понятно, что искать нового персонажа «на земле» некогда, операторы предложили войти в кадр самому режиссеру.

- Я почему-то со страху нацепил очки, чтобы как бы скрыться, - смеялся Рязанов. - Сел, взял газету. Ну а дальше как всегда: Камера! - Мотор! - Стоп! - Снято!

Когда постановщик увидел себя на экране, неприятно удивился:

- Оказывается, у меня лысина. А я и не догадывался…

И вызвал на ковер гримеров, желая услышать объяснения, почему у него в кадре «не пойми что на голове».

Фильм начали снимать в марте, когда снег уже почти растаял, а закончили работу в середине лета. Поэтому вместо снега съёмочная бригада использовала всё, что можно — скупленную во всех ленинградских аптеках вату, пенопласт, меловую крошку и крошечные кусочки бумаги, которые для создания эффекта вьюги поднимали в воздух специальные ветродуи.

Впервые фильм был показан 1 января 1976 года и с самого начала успех был ошеломительным — его посмотрело около 100 миллионов зрителей! Эльдар Рязанов вспоминал, что первая телеграмма, которую он получил, была отправлена через три минуты после окончания фильма. Телеканал был завален письмами — зрители просили, требовали, умоляли показать фильм ещё раз, и повторный показ состоялся уже 7 февраля. Однако «Ирония судьбы…» не сразу стала традиционным новогодним фильмом, в СССР его показывали всего пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус