Арт-объект

В Башкирской опере дебютировал Кирилл Белов из династии теноров

13.01.2021 Лада ВОЛКОВА
Молодой лирический тенор из Уфы, успевший очаровать европейскую публику, дебютировал на сцене Башкирского театра оперы и балета в постановке Ильдара Абдразакова "Аттила" под занавес минувшего года.

Открытие для уфимской публики

 

"Аттила" - режиссёрский дебют прославленного российского баса Ильдара Абдразакова - на сегодняшний день является самой дорогостоящей постановкой Башкирского театра оперы и балета. Два года назад Рустэм Хамитов, в то время возглавлявший регион, выделил на оперу итальянского классика Джузеппе Верди грант в размере 18 миллионов рублей. Вложения, стоит заметить, себя в полной мере оправдали: постановка стала настоящим событием в культурной жизни республики и не только. Буквально за день до объявления общероссийского локдауна из-за коронавируса весной 2020 года оперу успели показать на главной сцене страны - в Большом театре, где она имела большой успех. На родной сцене, в Башопере, "Аттилу" за минувший сложный год показали всего лишь трижды: один раз в феврале - в рамках третьего фестиваля Ильдара Абдразакова, а также дважды под конец года в декабре.

Последний декабрьский спектакль меломаны ждали с особым нетерпением, поскольку в одной из ведущих партий - возлюбленного главной героини оперы Форесто - дебютировал молодой оперный певец Кирилл Белов. 26-летний лирический тенор стал настоящим открытием для уфимской публики. Хотя в 2019 году молодой певец принимал участие в уфимском фестивале Ильдара Абдразакова, но в полноценном спектакле на этой сцене пел впервые.

- Дебют в опере "Аттила" на сцене Башоперы - огромная ответственность. Петь в родном городе и с такими потрясающими партнёрами - большая честь, - прокомментировал Кирилл свой дебют.

Титульную партию в этот день пел худрук Башоперы Аскар Абдразаков, Одабеллу исполнила Лариса Ахметова, а Эцио - Владимир Копытов. Молодой тенор стал достойным партнёром именитых артистов: во время спектакля публика несколько раз прерывала представление криками: "Браво, Белов!" Вероятно, поддержать молодого артиста, в первую очередь, постарались его друзья и однокашники по Уфимскому институту  искусств, но Кирилл Белов, действительно, обладает очень впечатляющим голосом, которым, к слову, успел очаровать не только уфимских меломанов, но и искушённую взыскательную европейскую публику, выступив на исторической сцене Garnier de Monte-Carlo в Монако.

Попасть на эту престижную сцену выпускнику Уфимского института искусств помог Ильдар Абдразаков, который познакомил его с Кирой Парфеевец, концертмейстером Оперы Монте-Карло, побывавшей в Уфе в рамках именного фестиваля прославленного певца. На гостью молодой певец произвёл впечатление, и она посоветовала ему подать заявку на стажировку в Академию молодых оперных певцов России, существующую при Опере Монте-Карло с 2015 года. Это уникальный в своём роде проект, в рамках которого в Монако проходят стажировку молодые вокалисты из разных регионов нашей страны, появился почти случайно: во время светской беседы директора Оперы Монте-Карло Жана-Луи Гринды и посла России во Франции Александра Орлова. Идею поддержал Фонд социально-культурных инициатив Светланы Медведевой и минкульт России. И с тех пор каждые два года десять российских певцов до тридцати лет проходят трехнедельную стажировку в Монте-Карло. Кира Парфеевец, кстати, является одним из главных художественных координаторов этого проекта и, кроме Кирилла, присмотрела в Уфе ещё одну участницу мастер-класса Абдразакова - Назгуль Ибрагимову из Нижневартовска, которая отправилась в Монако вместе с Беловым. Закончилась стажировка россиян гала-концертом в зале Garnier, где именно Кирилл Белов стал настоящим героем вечера.

"Мы рады открыть для себя прекрасно обработанный лирический голос в лице 25-летнего Кирилла Белова, который уже успел отличиться на международных конкурсах и был принят в Академию Мариинского театра в 2017 году, - писала о его дебюте в Монако местная пресса. - Решив представить себя публике в знаменитой арии Федерико из оперы "Арлезинка" - арии, для которой у него есть  все возможности, этот молодой тенор уже увлечён безупречной музыкальностью в искусстве фальцета и нюансами на дыхании, который демонстрирует отличную технику, завершив финал уверенно и особенно звучно на самом пике своих возможностей. Кирилл Белов - имя, которое, несомненно, нужно запомнить".

 

В Мариинку - сразу после вуза

 

На сегодняшний день Кирилл Белов - единственный выпускник Уфимского институте искусств, который был зачислен в штат прославленного Мариинского театра в Санкт-Петербурге сразу после окончания вуза, а солистом Башоперы стал только в минувшем году - как правило, бывает наоборот. Пению Кирилл учился у отца - народного артиста Башкирии, доцента Уфимского института искусств Владимира Белова. Ещё Кирилл успел отучиться в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, куда его пригласила её худрук Лариса Гергиева, которая была в жюри I Международного конкурса оперных певцов им. Шаляпина в Уфе, где Белов-младший, хотя и не получил высших наград, но все-таки обратил на себя внимание и стал дипломантом.

На большой сцене уфимец дебютировал в Санкт-Петербурге, да не где-нибудь, а на исторической сцене Мариинки, исполнив главную мужскую партию в опере "История Кая и Герды" по мотивам "Снежной королевы" Андерсена. Постановщиком оперы выступил один из самых успешных режиссёров музыкального театра Алексей Степанюк, на счету которого более 90 постановок в России и за рубежом. Любопытно, что отец Кирилла Владимир Белов после победы на Международном конкурсе им. Глинки получил предложение спеть в опере "Садко", которую тоже ставил Степанюк. Кроме Кая Кирилл пел партию графа Альмавивы в "Севильском цирюльнике" и Ленского в "Евгении Онегине" Чайковского. Кстати, под занавес минувшего года на сцене Башкирского театра оперы и балета была показана концертная версия "Онегина", а полноценная премьера этого шедевра русской классики состоится в этом году - и будем надеяться, что и Кирилл Белов сможет порадовать уфимских меломанов, раз уж партия Ленского есть в его  репертуаре.

Публика очень хорошо принимает молодого артиста, где бы он ни выступал. Но в следующем сезоне у Кирилла Белова очень серьёзные предложения, которым могут позавидовать многие певцы. Например, он примет участие в премьерной постановке оперы "Борис Годунов" Римского-Корсакова в театре Опера Монте-Карло. Пусть партия Простака, которую ему предложили, и не большая, но он будет выступать на европейской сцене со звёздами мировой оперы. Так, заглавную партию исполнит прославленный башкирский бас Ильдар Абдразаков, а в остальных ролях будут преимущественно русскоязычные артисты. Премьерные показы оперы должны пройти 27 апреля и в начале мая. Кроме того, с этого года Кирилл - артист Молодёжной оперной программы Большого театра, так что его голос будет звучать не только на уфимской сцене.

 

Вырос за кулисами Башоперы

 

Похвально, что Белов-младший не перестаёт совершенствовать свой талант, участвует в мастер-классах. А однажды, летом 2018 года, даже сам прославленный испанский тенор Пласидо Доминго предложил начинающему певцу позаниматься с ним.

- Это было как во сне! - вспоминает Кирилл. - Я в гримерке пел каватину Тонио из оперы "Дочь полка" Доницетти - очень сложную для исполнения, в ней почти подряд целых девять "до" второй октавы. Вдруг открывается дверь, и я вижу великого маэстро!  "Молодой человек, это вы сейчас пели? - спрашивает он. - А вы не хотите со мной позаниматься?" Представляете, сам Пласидо Доминго предлагает мне то, о чём мечтают все теноры мира - я был просто счастлив! Мы занимались часа два, а в конце он сказал: "У вас очень хорошая школа: хорошие верха, хороший переходной регистр" и пригласил принять участие в его конкурсе "Опералия".

Стоит отметить, что отец Кирилла - Владимир Белов - учился в Уфимском институте искусств в классе знаменитого педагога Миляуши Галеевны Муртазиной, воспитавшей целое созвездие выдающихся певцов, в том числе и звезд мировой оперы Ильдара и Аскара Абдразаковых. Так что в комплименте именитого Пласидо Домиго "хорошая школа", несомненно, есть и заслуга Муртазиной: она учила отца, а тот в свою очередь   сына, который, по его собственному признанию, "вырос за кулисами Башоперы", где Белов-старший долгое время был солистом.

Впрочем, решение пойти по стопам отца и стать оперным певцом Белов-младший принял только после одиннадцатого класса - до этого он серьёзно увлекался футболом, был голкипером в юниорской команде и даже ездил на международный турнир во Францию. Но, в конце концов, гены взяли своё, да и данные у парня оказались прямо скажем выдающимися: роскошный диапазон в три полных октавы, что встречается довольно редко, и красивый тембр. Кроме того, певец артистичен - в опере "Аттила" его было не только приятно слушать, но и интересно наблюдать за его героем. Кирилл Белов в самом начале своей карьеры, и остаётся только пожелать ему побольше интересных партий.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты