Арт-объект

В Уфе поставили оперу Vita Nuova, от которой отказался Мариинский театр

08.03.2021 Лада ВОЛКОВА
Башкирский театр оперы и балета пополнил репертуар одним из главных сочинений современного российского композитора Владимира Мартынова. Постановка оперы Vita Nuova - "Новая жизнь" - по одноимённому произведению Данте Алигьери привлекла внимание меломанов. И не удивительно, ведь до последнего времени ни один российский театр не брался за её воплощение.

Возвращение в дооперные времена

 

Примечательно, что опера была написана по заказу Мариинского театра ещё в 2003 году, но её постановка на этой прославленной сцене так и не была осуществлена.

Мировая премьера Vita Nuova состоялась несколько лет спустя, в 2009 году, на сцене лондонского Royal Festival Hall под управлением одного из самых востребованных на Западе российских дирижёров - Владимира Юровского, но то была концертная версия. Так что уфимскую постановку, действительно, с полным правом можно называть мировой премьерой.

В Башопере очень ждали автора оперы, который очень хотел прилететь на премьеру, но в последний момент композитор, недавно отметивший 75-летний юбилей, лететь в Уфу передумал, решив, что для начала посмотрит оперу в записи.

Мартынов - личность в своём роде уникальная, он известен не только как композитор, автор музыки к десяткам кинофильмов, среди которых "Холодное лето 53-го", "Михайло Ломоносов", "Николай Вавилов", "Русский бунт", но и как эстетика и философ. Он развивал идею "конца времени композиторов" - всё уже написано и ничего нового создать не удастся, как ни старайся. Начав как один из наиболее радикальных авангардных композиторов, позднее он увлёкся расшифровкой памятники древнерусского богослужебного пения, изучал музыку Средневековья и Возрождения, которая, очевидно,  и вдохновила его написать оперу Vita Nuova по раннему шедевру итальянского классика, созданному поэтом в восемнадцать лет. Поэма, в основе которой повествование о роковой встрече Данте и Беатриче, – это история великой любви, пылкий и страстный рассказ, можно сказать, и первый автобиографический роман итальянской литературы. Но в то же время "Новую жизнь" нельзя назвать просто биографией поэта.

- Дантовская Vita Nuova – это не только текст про любовь. Это текст о тексте про любовь. Моя опера – это не только опера. Это опера про историю оперы как наиболее важного жанра европейской культуры, – так охарактеризовал своё произведение сам Владимир Мартынов. – Это возвращение даже в дооперные времена, чтобы найти там исторический прототип оперного жанра - средневековую мистерию, но одетую в роскошные одежды позднеромантического оперного языка.

Очевидно, что воплотить столь сложный замысел автора - задача не из лёгких. Тем удивительнее, что за это взялись совсем молодые постановщики: режиссёр Елизавета Корнеева и художник Екатерина Агений. Это их вторая работа на уфимской сцене: в 2018 году они выпустили комическую оперу Гайдна "Лунный мир", которая вошла в лонг-лист  российской национальной театральной премии "Золотая маска" и была показана сначала в Москве в рамках фестиваля "Видеть музыку", а затем и в Санкт-Петербурге на международном фестивале камерной музыки. В 2019-м Елизавета Корнеева стала лауреатом II степени IV международного конкурса молодых оперных режиссёров "Нано-опера" и гранта Всероссийского конкурса для молодых режиссёров "Российского фонда культуры". Вот на этот грант и была осуществлена постановка оперы Мартынова.

 

Символика цифр

 

За музыкальную часть постановки отвечает опытный маэстро - главный дирижёр театра, лауреат "Золотой маски" Артём Макаров.

- Мы давно не обращались к современной опере, а это довольно большой пласт, из которого есть что выбрать, - поясняет дирижёр-постановщик. - Так случилось, что в этот раз выбор пал на оперу известного композитора Владимира Мартынова по произведению Данте Алигьери "Новая жизнь". Несмотря на то, что опера была написана около двадцати лет назад, её сценическое воплощение происходит впервые именно в нашем театре, и это очень приятно. Музыка "Новой жизни" достаточно эклектична. Можно узнать разные стили: это и романтизм (даже угадываются интонации некоторых композиторов - Листа, Вагнера и других), и мотивы православной псалмодии, и григорианского пения, и атональной музыки XX века. Большая роль отводится хору, который практически постоянно на сцене. Я считаю, что репертуар любого театра должен быть представлен разными постановками, которые могут быть полезны и для развития труппы театра и интересны зрителям.

В команду постановщиков также вошли хормейстер Александр Алексеев, художник по свету Ирина Вторникова, давно сотрудничающая с Башоперой, и дебютант на уфимской сцене - хореограф Митя Федотенко из Франции. Федотенко - хореограф, танцовщик и перформер - является давним партнёром и соавтором одного из пионеров современного танца во Франции, хореографа и режиссёра Франсуа Верре, работы которого были представлены на таких крупных театральных площадках, как Авиньонский фестиваль,  Эдинбургский международный фестиваль искусства, фестиваль NET в Москве и других.

И, наконец, ещё одно новое для уфимской публики имя из команды постановщиков – художник по анимации Лиана Макарян, режиссёр "Союзмультфильма", участница и призёр российских и международных кинофестивалей, среди которых "Окно в Европу", фестиваль анимации в Хиросиме, парижский PIAFF.

Любопытно, что тот же Владимир Юровский отмечал, что опера Vita Nuova – это совсем "не та музыка, которую можно слушать дома, притворяясь, что получаешь какое-то наслаждение", притом что "красивостей там много", но она имеет совершенно другую цель, не призванную "услаждать слух". Ещё тогда в Лондоне дирижёр говорил, что ему не хочется делать чисто концертный вариант "Новой жизни", поскольку он не верит, что эта музыка может быть по-настоящему воспринята без какого-либо элемента действия. Так что у команды постановщиков была очень трудная миссия, но которая в итоге оказалась вполне выполнимой.

Хотя в опере всего несколько действующих героев - Данте, Донна и Любовь - на сцене постоянно огромное количество всевозможных персонажей: в спектакле заняты не только хор и артисты балета, но и детская оперная труппа. На премьере главные партии пели Лилия Халикова, Сергей Сидоров, Лариса Ахметова и Екатерина Куликова. Режиссёр сделала всё возможное, чтобы постоянно держать зрители в напряжении, не давая им отвлечься ни на минуту.

– Работа с классическими произведениями и современной музыкой – это кардинально разные подходы, – объясняет Елизавета Корнеева. – Я люблю современные оперы, потому что это наше время и наш мир, в котором мы родились. Эти произведения продиктованы сегодняшним днём, проблемами, природой и событиями, которые нам хорошо известны. "Новая жизнь" - достаточно сложная опера, нестандартная с точки зрения восприятия зрителей и артистов. Здесь мы много работали с символикой цифр, но эти пропорции, балансы сможет заметить только опытный математик.

 

Борьба со смертью

 

Хотя в оригинале опера написана в трёх актах, в уфимской постановке она двухактная. Либретто написал сам композитор в соавторстве с театральным продюсером и режиссёром Эдуардом Бояковым. Языки оперы - русский, итальянский и латынь - и это оправдано, ведь здесь есть и пространство литургии, мессы - это латынь, и итальянская музыка, и язык Данте, а повествование ведётся на русском, так что следить за сюжетом не сложно. В первом действии Данте – еще девятилетний ребёнок - первый раз встречает Беатриче. И именно девятка станет для него сакральным числом - эту цифру он будет бесконечно рисовать на чёрной доске. Во втором действии с Данте случается болезненный приступ, он винит себя в смерти возлюбленной, год не выходит из своей комнаты, вновь и вновь переживая горечь потери. Пытаясь справиться с душевным разладом, герой решает посвятить себя служению Богу, но и это не приносит желанного умиротворения. В итоге возлюбленная приходит к нему в образе ангела, и поэт возвращается к мирской жизни, чтобы написать своё главное творение - "Божественную комедию", где тоже есть Беатриче - она встречает Данте в раю. Собственно вся Vita Nuova - гимн Беатриче, умершей за четыре года до выхода поэмы.

Чтобы музыкальные стенания средневекового поэта были больше понятны человеку третьего тысячелетия, постановщики одели героев в современные костюмы. Цветовая гамма представлена только в трёх цветах - чёрном, белом и красном. Оригинальные декорации, где большую часть пространств занимает огромный, во всю сцену стол, служит неким подиумом, на котором герой демонстрирует свою борьбу со смертью.

Символом жизни является плод граната, который затем превращается в кровоточащее алое сердце - выглядит всё максимально эффектно. И как тут не согласиться с мнением, что концертное исполнение только вредит этому многострадальному произведению, которое на сцене Башоперы, действительно, обрело новую жизнь.

Любопытно, что премьера оперы должна была состояться ещё в прошлом году, но пандемия Covid-19 спутала все планы. Но в итоге оказалось, что вышла как раз к юбилейной дате - в 2021 году отмечается 770-летие со дня смерти поэта и объявлен в Италии Годом Данте. На родине поэта идут постановки, связанные с именем итальянского гения. В частности, ирландский композитор Патрик Кэссиди написал оперу "Данте", в основу которой также легла поэма La Vita Nuova, но её премьере тоже помешала пресловутая пандемия. Но постановка Башкирского театра оперы и балета, тем не менее, не стала первым сценическим воплощением юношеского шедевра Данте: в 2015 году оскароносный композитор Никола Пиовани написал оперу на этот же сюжет к 750-летию со дня рождения поэта. Впрочем, новинка Башоперы стала отличным подарком зрителям, готовым открыть для себя что-то новое, познакомиться с творчеством с такой знаковой фигурой современной музыки, как Владимир Мартынов. Пожелать хочется одного: чтобы спектакль не исчез из репертуара слишком быстро. Тем, кто ещё не успел посмотреть оперу, придётся набраться терпения - ни в марте, ни в апреле "Новой жизни" в репертуаре, увы, нет.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

ОПРОС По какой причине вы бы сделали прививку от коронавируса?

Результаты

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус