Арт-объект

Заслуженный артист Ильдар Абдразаков: «Больше всех моим наградам рада мама»

21.03.2021 Лада ВОЛКОВА
Всемирно известный башкирский бас, чьи международные проекты поставила на паузу пандемия, стал больше работать на российских сценах и получил звание заслуженного артиста страны.

«За "Грэмми" званий не дают»

 

Один из самых востребованных на Западе российских музыкантов - бас Ильдар Абдразаков - в сентябре этого года отметит 45-летние. К своему юбилею артист накопил множество самых престижных профессиональных наград: как международных, таких как Oscar della Lirica, которую часто называют оперным "Оскаром", так и национальных - российская театральная премия "Золотая маска". Запись "Реквиема" Джузеппе Верди с участием Ильдара Абдразакова была удостоена двух премий "Грэмми". Уроженец Уфы - один из немногих российских артистов, кто может похвастаться несколькими сольными концертами в оперной Мекке - миланском Ла Скала. На малой родине талант певца давно оценили по достоинству: народным артистом Башкирии он стал ещё в 2011 году, а через пару лет - народным артистом Татарстана. Но вот на федеральном уровне государственных званий и наград у знаменитого баса не было.

- За "Грэмми" званий не дают, - говорит Ильдар. - Для меня та или иная награда по большому счёту ничего не меняет. Другое дело для моей мамы: она больше всех радуется моим наградам, ей же приятно, если сын - "народный". А мне лично... ну, нет такого, чтобы прямо "хочу". Но если дадут, мне будет очень приятно.

Маму башкирского баса можно понять: когда звания "народных" и государственные награды направо и налево раздают эстрадным артистам, многие из которых не стесняются петь под фонограмму, оперным исполнителям приходится постоянно совершенствовать свое мастерство, и кому как не самым близким людям знать, насколько это тяжёлый труд - оперное пение. И настоящий профессионал здесь совершенствует своё мастерство всю жизнь. 

- Профессионализм подразумевает постоянную работу над собой. К примеру, перед тем, как исполнять новый репертуар, я обязательно беру несколько уроков, чтобы поставить произношение, фразировку, - говорит Ильдар. - Но это непросто: вышел из класса - и свободен. Постоянно что-то анализируешь, пропеваешь, смотришь ноты, слушаешь записи.

Стоит отметить, что при этом артист оказывает поддержку молодым исполнителям - проводит мастер-классы вместе с именитыми коллегами в рамках образовательной программы своего именного международного фестиваля Abdrazakov Fest, который в этом году пройдёт уже в четвёртый раз. Из-за пандемии сроки проведения фестиваля сдвинулось на летний период - Ильдар надеется, что к этому времени границы наконец-то откроются и в Россию смогут приехать и зарубежные артисты. Международные проекты самого хозяина фестиваля из-за той же пандемии были поставлены на паузу.

- Несколько контрактов, действительно, слетели: в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Парижской опере и других городах. Из-за этой пандемии все как-то успокоились и начали переосмысливать, - признаётся Ильдар.

Метрополитен-опера вообще отменила сезон 2020-2021, а Парижская национальная опера, где Ильдар Абдразаков в марте должен был петь Мефистофеля в новой постановке "Фауста" Шарля Гуно, заменила российского баса на американского баса-баритона Бенджамина Бернхейма и канадского баса Джона Релья.

 

«Не мог выступать в России так часто, как хотел»

 

Не случись пандемии, ещё 16 марта башкирский бас вышел бы на сцену Оперы Бастилии, где последний раз пел в конце 2019 года в премьерной постановке Барри Коски "Князя Игоря" Бородина. Весной 2021 было запланировано семь спектаклей "Фауста" с участием Ильдара Абдразакова.

- Но я очень жду следующий контракт: в апреле, если всё будет в порядке, поеду в Монако, в Монте-Карло будет "Борис Годунов", - говорит Ильдар.

Постановку оперы Мусоргского на сцене театра Opera de Monte-Carlo осуществляет французский режиссёр Жан-Ромэн Весперини. Кроме Абдразакова в титульной партии он пригласил ещё одного уроженца Уфы - солиста Башкирского театра оперы и балета, тенора Кирилла Белова, который исполнит небольшую партию Невинного или Простака. В отличии от французских театров, закрытых ещё с осени прошлого года, театр в Монако принимает зрителей. Четыре премьерных показа "Бориса Годунова" намечены на период с 23 апреля по 2 мая. А 17 и 18 мая в Берлинской государственной опере запланировано исполнение "Реквиема" Моцарта под управлением Зубина Меты с участием солистов Мариинского театра - Ильдара Абдразакова и сопрано Елены Стихиной. Их партнёрами станут итальянские певцы - меццо-сопрано Даниэла Барчеллона и тенор Фабио Сартори.

Пресловутый коронавирус, конечно, спутал многие планы, отменяя одну за другой премьеры по всему миру. К сожалению, Ильдар так и не спел в премьерной постановке оперы "Борис Годунов" на столетии Зальцбургского фестиваля в прошлом году. Но зато на радость отечественных меломанов стал больше выступать на родине. В сентябре он исполнял партию Филиппа II в опере "Дон Карлос" Верди на сцене Большого театра, затем, спустя полтора месяца, успев переболеть ковидом и удивительно быстро восстановиться, спел эту же партию на сцене Мариинского театра. А накануне столичных спектаклей впервые выступил во Владивостоке, где на приморской сцене Мариинки была показана концертная версия того же "Дон Карлоса". В декабре слетал в Италию - выступал в Неаполе и участвовал в уникальном международном гала-концерте на открытии сезона в миланском Ла Скала, где, кстати, был единственным певцом, представляющим Россию.

В 2021 году Ильдар продолжает радовать российских поклонников. В январе он дебютировал на исторической сцене Большого театра с партией Бориса Годунова, в феврале вместе с Еленой Стихиной и Олесей Петровой впервые выступил в Сочи на "Зимнем фестивале" Юрия Башмета, в начале марта побывал в Иркутске на фестивале "Звёзды на Байкале" Дениса Мацуева, где вместе с Аидой Гарифуллиной выступил на заключительном гала-концерте. Затем с ней же, а также Алексеем Татаринцевым и Василием Ладюком пел на праздничном гала-концерте в Михайловском театре Санкт-Петербурга.

2 апреля Ильдар вновь станет партнёром примы-балерины Светланы Захаровой, с которой успел поработать в качестве ведущего проекта "Большой балет" канала "Культура". На этот раз звёздный дуэт станет ведущими церемонии награждения III международной премии в области классического искусства Bravo, которая состоится в Большом театре. В ближайших планах баса также выступление в Московской филармонии - концертная программа фестиваля Abdrazakov Fest начнётся уже в конце мая. Какие именно города попадут в фестивальный тур - пока окончательно не решено: его география постоянно расширяется, но, как заверил сам Ильдар Абдразаков, мимо его родной Уфы он точно не проедет.

- Раньше я не мог выступать в России так часто, как хотелось бы, - признаётся артист, чей гастрольный график вообще-то расписан аж до 2025 года. - В Америке постановки планируются на четыре -пять лет вперёд, в европейских театрах - года на три-четыре, а в российских - на год. Вот и приходилось выискивать свободные даты.

 

«Услышал "Аттилу" ещё студентом»

 

Тем не менее великолепный голос башкирского баса в ближайшее время надеется услышать и европейская публика. Кроме премьерного "Бориса Годунова" в Монако и "Реквиема" в Берлинской опере, 20 мая у артиста запланирован сольный концерт в берлинском зале Пьера Булеза под аккомпанемент грузинской пианистки Мзии Бахтуридзе, с которой сотрудничает более двадцати лет.

Ну и, наконец, в августе на Зальцбургском фестивале Ильдар приглашён петь Мефистофеля в концертной версии оперы "Осуждение Фауста" Берлиоза, а также исполнять с Венским филармоническим оркестром под управлением знаменитого итальянского дирижёра Риккардо Мути "Торжественную мессу" Бетховена, которая прозвучит трижды - 13, 15 и 16 августа. Кроме Ильдара мессу исполнят россияне Дмитрий Корчак и Алиса Колосова и итальянское сопрано Роза Феола.

Кстати, у маэстро Мути в июле этого года юбилей - 80 лет, и столь солидную дату он отпразднует в компании Ильдара Абдразакова, с которым его связывают не только профессиональные, но и по-настоящему дружеские узы. Ильдар не раз признавался, что очень многим обязан маэстро и называет его своим учителем – действительно, музыкальные достижения певца во многом связаны с именем Риккардо Мути.

- Он относится ко мне как к сыну, - говорит Ильдар про Мути, с которым познакомился ещё в 2000-м, после победы на конкурсе Марии Каллас в Парме.

Именно маэстро, в то время занимавший пост худрука Ла Скала, пригласил молодого российского артиста в главный театр мира - через год Ильдар дебютировал на прославленной сцене с партией Родольфо в опере "Сомнамбула" Беллини. А в 2009 году дебютировал и на Зальцбургском фестивале в партии Моисея в опере "Моисей и Фараон" Россини, которую пел и в Римской опере. Кстати, и запись вердиевского "Реквиема" с участием башкирского баса, получившая две премии "Грэмми", тоже была сделана под управлением его обожаемого итальянского учителя. А любовь баса к музыке Верди, в частности к опере "Аттила", которая стала его режиссёрским дебютом в Башопере и с огромным успехом показана на исторической сцене главного театра страны, тоже заслуга маэстро.

- Впервые я услышал "Аттилу" ещё студентом, мне было лет 18-19 - запись раздобыл где-то мой брат Аскар. Аттилу пел Самюэль Реми, а дирижировал как раз Мути. Меня эта запись просто потрясла, - вспоминает Ильдар. - Я пришёл к своему педагогу Миляуше Галеевне Муртазиной и сказал: "Хочу выучить эту арию". А она мне: "Ну куда тебе, пой "Сурка" пока". Когда я стал работать с маэстро, то всё ждал, когда он доверит мне петь "Аттилу". Мути - очень требовательный дирижёр, он требует точного исполнения всех указаний композитора, но мне с ним работать легко - я понимаю его с первого взгляда.

Свою любимую партию - вождя гуннов - Ильдар исполнил на сцене Ла Скала в сезоне 2008-2009 и с ней же дебютировал на сцене Метрополитен-опера. Кстати, режиссёрский дебют заслуженного артиста России оказался настолько успешным и вызвал такой неподдельный интерес столичный публики, что билеты на башкирского "Аттилу" в Большом театре раскупили всего за несколько часов с начала старта продаж.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус