Башопера обзавелась единственным в республике роялем премиум-класса
Премьера под Рахманинова
Публике представили большой концертный рояль американской фирмы Steinway & Sons класса D-274. Именно такие инструменты стоят на 95 процентах всех крупных международных сценах - от нью-йоркского Карнеги-холла до Московской филармонии имени Чайковского. Качество этих инструментов уникально, как и их внешний вид: завораживающий звук, чувствительная механика и объёмистый корпус-резонатор предоставляют пианистам неограниченные выразительные возможности. Играть на рояле Steinway - мечта любого пианиста. Особенно если речь идёт о большом концертном рояле, который полностью соответствует требованиям мировых исполнителей.
В Уфе рояль, приобретённый на спонсорские средства одной из крупных сырьевых компаний, представил творческий союз народного артиста России, выдающегося российского пианиста Николая Луганского и солиста Мариинского театра и худрука Башоперы Аскара Абдразакова, который приложил много усилий, чтобы такой достойный инструмент наконец-то появился в театре.
В программе концерта были романсы Сергея Рахманинова и Петра Чайковского, которые башкирский бас исполнил под рояль, а также Концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, прозвучавший в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением Артёма Макарова.
- Мы с Аскаром выбирали между Брамсом, Шопеном и Рахманиновым и остановились именно на Рахманинове, - пояснил Николай Луганский, которого считают одним из лучших исполнителей рахманиновского репертуара. - Когда я начал ездить в Европу, там часто спрашивали русскую романтическую музыку и просили исполнять Рахманинова, которого я обожаю.
49-летний солист Московской филармонии Николай Луганский не впервые выступал в башкирской столице, но ещё ни разу выходил на сцену Башоперы, где до последнего времени просто не имелось достойного инструмента. У пианиста очень насыщенный, плотный график - до пандемии он по шесть-семь месяцев в году отсутствовал дома. В его репертуаре пятьдесят концертов для фортепиано с оркестром.
- У меня очень активный гастрольный графики, даже в период пандемии, когда границы были закрыты, я много играл в России, - отмечает Николай Луганский.
До уфимской презентации пианист успел выступить на VIII Транссибирском арт-фестивале в Новосибирске и дать несколько сольных концертов в Москве и других городах страны. В его ближайших планах - выступления с Академическим филармоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Юрия Тимерканова во Франкфурте и с Гамбургским филармоническим оркестром в Мюнхене. Музыкант очень востребован и на родине, и за рубежом, потому услышать его на уфимской сцене, несомненно, было большой удачей.
Лидер по роялям
Рояль для Башоперы был куплен ещё в конце прошлого года. Выбирать его в Гамбург, где расположен европейский филиал фирмы, летал главный дирижёр театра Артём Макаров. Для настройки нового инструмента в башкирскую столицу приезжал директор сервисного центра Steinway & Sons в России Владимир Спесивцев - один из самых известных в мире настройщиков роялей фирмы. В России и не только он подготовил к работе более шестидесяти инструментов. В Уфе Спесивцев бывал неоднократно, ведь Steinway, которым обзавелась Башопера, далеко не первый в городе - есть и другие инструменты, хотя и не такого высокого класса.
Так, ещё в 2015 году сразу два инструмента фирмы Steinway было приобретено для концертного зала "Башкортостан", выбирать которые в Гамбург летала министр культуры республики Амина Шафикова, а презентовал знаменитый пианист Денис Мацуев. В конце 2019-го Steinway украсил сцену Башкирской филармонии - инструмент был куплен в рамках нацпроекта "Культура", а первым в середине января 2020-го на нём тоже играл Николай Луганский.
- Уфа сегодня лидирует по количеству роялей Steinway & Sons во всём уральском регионе, - отметил в интервью Владимир Спесивцев. - И в музыкальное училище купили новый инструмент, и для филармонии два инструмента, и в джазовом клубе, и даже в музыкальной школе есть такой рояль.
Как выяснилось, никто из других крупных городов региона - ни Екатеринбург, ни Пермь, ни Челябинск - не могут похвастаться такой внушительной коллекцией роялей марки Steinway. В Челябинске, например, вообще всего один инструмент такого класса.
- Это первый рояль Steinway в нашем театре, но, надеюсь, не последний, - говорит худрук Башоперы Аскар Абдразаков. - Мне хочется, чтобы это было хорошей традицией. Такой величины музыканты должны приезжать в нашу республику, показывать своё мастерство и волшебство музыки.
К слову, фирма даёт пятилетнюю гарантию на свои инструменты, а чтобы исключить какие-то проблемы, которые могут возникнуть при транспортировке рояля, распаковывают его всегда только в присутствии настройщика.
- Таковы правила фирмы, - поясняется Владимир Спесивцев, которому требуется семь-восемь часов кропотливой работы, чтобы привести рояль в рабочее состояние. - Насколько долго инструмент будет оставаться в хорошем состоянии - зависит от многих факторов. Очень важен уровень влажности: сухой воздух ему очень вредит. Если говорить об идеальных условиях для такого инструмента, то это вообще где-то вблизи океана. В Карнеги-холле, например, установлено специальное оборудование для искусственного увлажнения воздуха.
Так что если меценаты и впредь захотят оказывать помощь главному театру республики, им ещё есть, где развернуться. Стоит отметить, что с тех пор, как Аскар Абдразаков занял пост худрука Башоперы, театр выходит на качественно новый уровень. Так, кроме рояля премиум-класса, благодаря которому меломаны смогут теперь слышать самых выдающихся музыкантов современности, недавно на спонсорские средства поменяли пол на главной сцене театра. А через несколько дней состоится дебют знаменитого баса в качестве режиссёра-постановка оперы "Дон Кихот", где он также исполнит титульную партию.