Арт-объект

Премьера Башоперы «Дон Кихот» отправит зрителя во времена испанского маньеризма

11.05.2021 Лада ВОЛКОВА
До одного из самых ожидаемых событий в культурной жизни Уфы - премьеры оперы "Дон Кихот" французского композитора Жюля Массне - осталось совсем немного времени. Режиссерский дебют худрука Башкирского театра оперы и балета Аскара Абдразакова зрители смогут оценить 16, 18 и 19 мая. Постановка редко исполняемой оперы обещает стать главным событием театрального сезона Уфы.

Оперный раритет

 

Меломаны с нетерпением ждут премьерные показы по нескольким причинам. Во-первых, новая постановка станет режиссерским дебютом народного артиста Башкирии Аскара Абдразакова, который вслед за младшим братом Ильдаром Абдразаковым, пару лет назад поставившим в родной Уфе оперу "Аттила" Джузеппе Верди, тоже решил расширить свой творческий потенциал и представить собственную постановку. Во-вторых, спектакля, который нынешний худрук Башоперы выбрал для своего нового амплуа, никогда не было в репертуаре театра. Опера Массне вообще редкость - музыкальные театры почему-то не горят желанием ставить спектакли о Рыцаре печального образа, хотя это, без сомнения, шедевр французского классика.

- Можно сказать, "Дон Кихот" - это самый настоящий оперный раритет, - считает режиссёр-постановщик, который, кстати говоря, сам будет исполнять в постановке титульную партию.

Тем более что она ему прекрасна знакома: башкирский бас с успехом поёт её в постановке одного из главных театров страны - в Мариинском и называет одной из самых любимых в своём репертуаре.

- Это будет классическая постановка, над которой мы работали с дирижёром-постановщиком Артёмом Макаровым и художником-постановщиком Иваном Складчиковым. - рассказал Аскар Абдразаков. - Опера включает в себя полную гамму чувств: здесь и романтизм, и любовь, и страсть, и страдания. Мы постараемся рассказать обо всём этом языком оперы. Надеюсь, получится очень красивый спектакль, который мы хотели бы в дальнейшем возить по стране и по миру - нам есть, что показать.

Как признаётся новоявленный режиссёр, он мечтал попробовать себя в качестве постановщика именно этой оперы и давно расписал для себя всю партию. Стоит отметить, что из пяти актов оперы три практически полностью составляют дуэты Дон Кихота и Санчо Пансы, ведь это произведение создавалось композитором специально для великого русского баса Фёдора Шаляпина и фактически является бенефисом исполнителя титульный партии.

Мировая премьера "Дон Кихота" состоялась в 1910 году в Опере Монте-Карло, где на днях Ильдар Абдразаков спел в премьерной постановке оперы "Борис Годунов" Мусоргского. Партии Дон Кихота в репертуаре брата постановщика пока нет, так что насладиться пением обоих знаменитых башкирских басов, как это было в случае с "Аттилой", в этот раз не получится. Постановку Мариинского театра, в которой поёт худрук Башоперы, осуществил известный европейский режиссёр и сценограф, грек, живущий в Париже Яннис Коккос.

Художник-постановщик уфимского "Дон Кихота" Иван Складчиков признаётся, что питерскую постановку видел, но лично на него она не произвела должного впечатления - с точки зрения сценографии и костюмов. Для уфимской версии "Дон Кихота", которая станет уже его четвёртым проектом для Башоперы после "Аттилы" и балетов "Конёк-Горбунок", "Соседи. 1418", Складчиков создал более полутора тысяч эскизов, которые, кстати, пользуются успехом у коллекционеров и уже все обрели хозяев, отправившись в частные коллекции Парижа и Вены. Без сомнения, нашлись бы и желающие приобрести и сами костюмы - они по-настоящему впечатляют.

 

Эстетизм повествования

 

- Все костюмы для оперы сшиты вручную в стиле испанского маньеризма - и большая часть из них имеет исторический крой, - говорит Иван Складчиков, который, как выяснилось, провёл немало времени в музеях Испании, изучая одежду современников героев оперы. - В женских платьях - жёсткие лифы на костях, без вытачек, юбки на панье. Как в мужских, так и женских костюмах использованы воротники раф, характерные для той эпохи. На каждый из них уходит порядка пятнадцати метров кружев.  Использовано гигантское количество натуральных тканей - жаккард, шёлк, атлас, крепдешин, тафта. Километры золотой и серебряной тесьмы, огромное количество кристаллов Сваровски, стекляруса и пайеток - всё это необходимо, чтобы соответствовать духу эпохи.  

Тем не менее художник не копирует исторические костюмы, а создаёт собственные.

- Если делать строго аутентичные костюмы той эпохи, они могут быть не так выразительны, - поясняет Иван. - Поэтому приходится идти на разные ухищрения, чтобы сделать их более яркими: например, дополнять какими-то деталями из другой эпохи, но так, чтобы у зрителя, конечно, не возникал временной диссонанс.

Как выяснилось, самый скромный костюм будет как раз у главного героя: Дон Кихот практически весь спектакль проведёт в одном образе. А вот его дама сердца, прекрасная Дульсинея, будет трижды менять наряды, как и весь хор, в котором 75 человек! Кстати, в опере Дульсинея - не служанка, как в романе Сервантеса, а богатая куртизанка и наряды у неё соответствующие. Персонажей здесь вообще в несколько раз больше, чем в том же "Аттиле". В "Дон Кихоте" много массовых сцен, где кроме хористов заняты ещё и танцовщики. Но не стоит забывать, что работа художника-постановщика - это далеко не только костюмы, он полностью создаёт мир героев - от мебели до посуды. 

- Если дирижёр и режиссёр отвечают за музыкальную и визуальную составляющую спектакля, то художник несёт на себе нагрузку эстетизма повествования, - говорит Иван.

Складчиков не раз подчёркивал, что современные постановки, где исторические герои носят джинсы и кроссовки, ему просто неинтересны. 

- Мне очень повезло, что в Башкирском театре оперы и балета, куда меня пригласил работать Аскар Абдразаков, есть собственные цеха - и они лучшие в России. Люди, которые тут работают, способны выполнить любую, даже самую сложную работу, - уверен Иван Складчиков. - Сейчас это огромная редкость. Здесь шьют лучше, чем во многих театрах Москвы, Петербурга и Вены. Большую роль сыграл и тот факт, что основу репертуара театра составляют балетные спектакли Юрия Григоровича, оформленные художником Симоном Вирсаладзе, которого я считаю своим крёстным отцом, так что мы, можно сказать, говорим на одном языке.

Сейчас подготовка к премьере выходит на финальную стадию: костюмы для "Дон Кихота" шили в течение семи месяцев, хотя в среднем хватает пяти. Любопытно, что главный герой примерит свои доспехи в самую последнюю очередь. Всего от замысла до сценического воплощения прошло около года: только на создание эскизов сценографии и костюмов художнику-постановщику потребовалось четыре месяца. Свои корректировки в график внёс и пресловутый коронавирус - из-за заболевших работников цехам пришлось уйти на карантин, да и сам Иван Складчиков успел переболеть и на некоторое время выпал из процесса. Накануне премьеры в театре планируют устроить дефиле - показать костюмы, как это было перед премьерой "Аттилы", а небольшую часть высокой театральной моды уже успела оценить публика на фестивале "Фактор Востока".

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты