Арт-объект

Оперу «Дон Кихот» в постановке Аскара Абдразакова покажут в Большом театре

17.05.2021 Лада ВОЛКОВА
Столичные меломаны уже этим летом смогут оценить новый спектакль Башкирского театра оперы и балета, ставший режиссёрским дебютом Аскара Абдразакова. Классическая костюмная постановка, которую из-за пандемии готовили больше года, обошлась в 18 миллионов рублей.

Огненная экспрессия и глубокая лирика

 

Долгожданная премьера редко исполняемой оперы "Дон Кихот" французского композитора Жюля Массне собрала в минувшее воскресенье впечатляющий аншлаг: в зале были не только меломаны, но и глава республики Радий Хабиров, премьер Андрей Назаров, министр культуры Амина Шафикова. В зале были замечены мать, супруга и дочери режиссёра-дебютанта, в этот день исполнявшего и титульную партию. Причём, если две старшие дочери артиста были среди зрителей, то младшая, пятилетняя Аида Абдразакова, вышла на сцену в числе участников детской группы театра, занятой в спектакле.

- Идея постановки оперы "Дон Кихот" возникла у меня давно - она ставится редко и в России, и в мире. Хотя это настоящий шедевр, - отметил Аскар Абдразаков, который не один год поёт титульную партию оперы на сцене Мариинского театра, а с прошлого года занимает должность худрука Башоперы и является советником главы республики по вопросам искусства и культуры. - Партитура пленит тончайшими импрессионистскими оттенками, она насыщена как огненными ритмами и экспрессией, так и глубокой, проникновенной лирикой. Это кладезь удивительных мелодий. А ещё захватывающий сюжет, приключения, динамика, много комических эпизодов - всё вовлекает в атмосферу, где правит любовь и рыцарские поступки. На мой взгляд, современному обществу не хватает опоры на вечные ценности, романтических порывов.

Дирижёр-постановщик нового спектакля Артём Макаров, имеющий в творческой копилке национальную театральную премию "Золотая маска", тоже признался, что давно присматривался к этому шедевру французского классика.

- Одной из причин, по которой мы отказались в своё время от оперы Массне, было отсутствие главного героя. Сегодня Дон Кихотов у нас трое, - отмечает Артём Макаров. - И в первую очередь, это Аскар Абдразаков. С его приходом в театр постановка этой оперы стала возможной - он великолепно исполняет эту партию, имеет своё очень глубокое понимание образа. Его интерпретация Дон Кихота - прямое попадание в роль. Не случайно он взялся за режиссуру. Благодаря многолетнему опыту он может помочь молодым артистам лучше понять образ мечтательного рыцаря, создать своё неповторимое сценическое прочтение произведения. Кроме того, в труппе есть прекрасные исполнители остальных ведущих партий: великолепные, яркие Дульсинеи - одна лучше другой, прекрасные Санчо. Сейчас "звёзды сошлись".

Если говорить о музыке, то Артём признается: опера Массне открылась для него в полной мере «далеко не сразу».

- Возможно потому, что в ней достаточно много продолжительных лирических фрагментов, когда кажется, что ничего не происходит, - объясняет дирижёр-постановщик. - Чтобы эту музыку почувствовать, её нужно послушать не один раз. Вместе с тем здесь есть и зажигательные сцены, которые сразу заставляют пробудиться, в них музыка проста и понятна. Кроме того, очаровывает яркий испанский колорит, который французу Массне удался не меньше, чем Бизе в его знаменитой "Кармен".

Среди постановщиков шедевра Массне - московский художник Иван Складчиков - ярый приверженец классических костюмных спектаклей. Складчиков с прошлого года - главный художник Башоперы, он успел поставить несколько спектаклей: и оперных, и балетных. А самая его первая работа в Уфе - опера "Аттила" в постановке прославленного башкирского баса Ильдара Абдразакова - в 2020 году была показана на исторической сцене Большого театра.

 

Погружение в мир, которого давно нет

 

Башкирского "Дон Кихота" этим летом тоже покажут на сцене главного театра страны - соответствующее распоряжение о московских гастролях было подписано ещё в апреле.

- Сейчас опера "Дон Кихот" есть только в двух театрах страны - Мариинском театре Санкт-Петербурга и в нашем, - подчеркнул директор Башкирского театра оперы и балета Ильмар Альмухаметов. - Мы на протяжении пяти лет предоставляем нашим зрителям очень масштабные, яркие и многокостюмные постановки.

Стоит отметить, что костюмы из "Дон Кихота" перед премьерой были удостоены отдельного модного дефиле, как два года назад это было с костюмами из "Аттилы". Любопытно, что оба режиссерских дебюта братьев Абдразаковых обошлись в одинаковые суммы: на них потрачено по восемнадцать миллионов рублей.

- Я люблю исторические спектакли - в них я могу развернуться как художник, погрузиться в определённую эпоху, в определённый стиль. И мне кажется, современному зрителю это очень интересно - придя в театр, погрузиться в мир, которого давно нет, - уверен Иван Складчиков.

Художник проделал колоссальную работу, ведь нужно было придумать триста костюмов для главных героев, хора, танцовщиков, двести головных уборов и сто пар обуви.

- На сцене пышно разодетая толпа создает колоссальный дисбаланс с фигурой главного героя. На их фоне смерть одинокого старика должна ощущаться особенно остро, гораздо трагичнее, - поясняет Иван. - Костюм Дон Кихота максимально приближен к тому, в котором эту партию пел Федор Шаляпин. Не могу сказать, что это точная копия, потому что тот костюм не сохранился. Цветовая гамма моя, а всё остальное - и нижняя рубашка, и панцирь, у которого потеряна задняя часть, - как у шаляпинского костюма. Что касается головного убора - это тазик для бритья, который, как вы помните, герой нашёл и сделал своим шлемом.

Действие оперы разворачивается в эффектных декорациях большого испанского готического зала.

- И каждый раз в этом зале возникает новая картинка, рождая ощущение, что всё немного нереально, будто видения, возникающие в старом доме, - поясняет замысел художник-постановщик.

Хотя по жанру опера - героическая комедия, но ничего смешного там нет. Разве что исполнитель партии верного слуги Санчо Пансы - ведущий баритон Башоперы Владимир Копытов - вносит долю комичного. Дон Кихот в исполнении Аскара Абдразакова хрестоматийный "рыцарь печального образа", а вот Дульсинея никак не укладывается в рамки представления о "прекрасной даме". Вместе с толпой бессердечная Дульсинея насмехается над верным рыцарем, предложившем ей руку и сердце. Главную женскую партию на премьере исполняла приглашённая солистка Большого театра и Венской оперы Елена Максимова, которую уфимской публике прежде слышать не доводилось.

- Когда Аскар меня пригласил, я сразу согласилась, тем более что сейчас многие мои контракты в Европе отметились из-за пандемии, - рассказала Елена Максимова перед началом спектакля. - Три года назад я дебютировала в "Дон Кихоте" в Сиднейской опере, поэтому для меня огромное удовольствие петь партию Дульсинеи. Массне - это моя страсть, это тот композитор, который ясно раскрыл в музыке все образы - надо просто открыть клавир и его правильно прочитать. Все подсказки он уже дал. Работать с Аскаром мне было очень легко и удобно, поскольку он сам певец и прекрасно знает все тонкости - где нужно встать и попеть, а где можно поиграть. Он очень легко и правильно всё расставил. Раньше мы вместе с ним не выступали - это наша первая совместная работа и, я надеюсь, не последняя.

 

Палитра красок роскошной эпохи

 

Кроме Максимовой партию Дульсинеи будут исполнять солистки театра Любовь Буторина и Регина Звегинцева, а также приглашенная солистка Башоперы Назгуль Ибрагимова, проходившая стажировку в Академии молодых певцов Оперы Монте-Карло в одно время с восходящей звездой мировой оперной сцены, солистом башкирского театра Кириллом Беловым.

Вообще, в новой постановке на каждую партию подготовлено по нескольку составов исполнителей. Дон Кихота постановщик доверил исполнять молодым артистам Артуру Хисамову и Айгизу Гизатуллину, партию Санчо Пансы кроме Владимира Копытова будет петь Рим Рахимов. В опере много массовых сцен, но тем не менее хору отводится довольно скромное место.

- Небольшая по объёму хоровая партитура не даёт нам возможности развернуться так, как нам хотелось бы - всё построено на небольших музыкальных фрагментах, - рассказывает главный хормейстер театра Александр Алексеев. - Но в этом и есть обаяние произведения, и в этом для нас заключается основная сложность. Каждая фраза, каждая реплика должна быть идеальна, отточена до предела. Интересна работа над произведением ещё и тем, что музыка Массне очень разнообразна, и найти нужный звук нелегко, есть фрагменты, где артисты говорят - нечастая задача для хорового коллектива, всё-таки мы привыкли все мысли, все эмоции пропевать. И несмотря на то, что в большей степени роль хора - сопереживать происходящему между основными действующими лицами, есть очень действенные сцены - сцены драк, боя.

Со сложностями пришлось столкнуться и художнику по свету Ирине Вторниковой, которая не впервые сотрудничает с Башоперой и оформила уже много спектаклей.

- Когда пространство сцены заполнено настолько богатым оформлением, как в "Дон Кихоте", важно выселить каждый элемент декора и показать всю палитру красок роскошной эпохи. Особую сложность составляет необходимость выделить всю красоту исторический костюмов, чтобы они не потерялись в общем пиршестве сценографии, - рассказала Ирина Вторникова, признавшись, что боялась "уйти в рамки шоу", в диссонанс с эпохой, в которой происходит действие оперы. В итоге цветовая гарнитура спектакля получилась очень строгой и сдержанной, но тем не менее весьма эффектной.

Стоит отметить, что Башкирский театр впервые в своей истории обращается к музыке Жюля Массне и, будем надеяться, не последний. Впрочем, в ближайших планах оперной труппы, которыми на театральном дефиле поделился директор театра Ильмар Альмухаметов, произведений французского композитора пока нет. В конце года состоится премьера оперы "Евгений Онегин" Чайковского, затем театр обратится к проверенной временем итальянской классике: "Севильский цирюльник" Россини, "Аида" Верди и ещё один шедевр Россини - "Мадам Баттерфляй" ("Чио-чио-сан"). А премьерные показы оперы "Дон Кихот" пройдут ещё 18 и 19 мая. Услышать Аскара Абдразакова в титульный партии можно будет 19 мая, а 18 мая Дон Кихота споёт Айгиз Гизатуллин.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты