Арт-объект

Первой премьерой Ильдара Абдразакова после пандемии стал «Борис Годунов» в Монте-Карло

28.05.2021 Лада ВОЛКОВА
Народный артист Башкирии и заслуженный артист России Ильдар Абдразаков на сегодняшний день - один из самых успешных и востребованных отечественных исполнителей на мировой оперной сцене. С начала пандемии знаменитый бас спел в премьерном спектакле на европейской сцене - исполнил одну из своих коронных партий в Опере Монте-Карло.

«Часть персонажа была частью его ДНК»

 

Гастрольный график уроженца Уфы, который в этом году отметит 45-летний юбилей, расписан на несколько лет вперёд. Однако всемирный локдаун из-за коронавирусной инфекции поставил на паузу культурную жизнь во всём мире и спутал многие планы: какие-то зарубежные проекты певца пришлось перенести, а какие-то и вовсе отменить.

Зато Ильдар Абдразаков во время вынужденного домашнего заточения непривычно много выступал в России, в том числе в начале года дебютировал с титульной партией в опере "Борис Годунов" Мусоргского на исторической сцене Большого театра. Кроме того, певец, как выяснилось, наконец-то стал штатным сотрудником Мариинского театра, хотя раньше был там, что называет, "на вольных хлебах" - работал по контрактной системе.

Первой премьерой знаменитого башкирского баса на европейской сцене в период продолжающейся пандемии тоже стала партия Бориса Годунова в постановке известного французского режиссёра Жана-Ромэна Весперини, которую он поставил на сцене театра Опера Монте-Карло. Постановка, осуществлённая в корпорации с французской Оперой Гранд-Авиньон, исполнялась на языке оригинала - русском, так что команда певцов, занятых в спектакле, в основном состояла из россиян, среди которых был ещё один уроженец Уфы - 26-летний солист Башкирского театра оперы и балета Кирилл Белов, исполнивший партию Юродивого. В других ролях были заняты известные и востребованные на Западе артисты: басы Алексей Тихомиров (Пимен), Александр Телига (Варлаам), Алексей Безруков (Опричник), тенор Александр Кравец (Шуйский), сопрано Анна Налбандянц (Ксения), а также молодая певица с уникальным голосом - контральтовым меццо-сопрано Марина Ярская (Фёдор), которой путёвку на большую сцену, можно сказать, дал никто иной, как Ильдар Абдразаков - певицу он приметил на своём мастер-классе, который традиционно проводится в рамках именного фестиваля Abdrazakov Fest. В качестве дирижёра-постановщик спектакля тоже выступил россиянин - Константин Чудовский, так что это был настоящий "русский оперный десант", захвативший на пару недель княжество Монако.

Кстати, в отличии от подавляющего большинства европейских театров, Опера Монте-Карло вообще не опускала занавес во время тотального локдауна и не уходила на карантин даже в самые непростые времена, а сезон в начале мая закрыла оперой русского классика.

Стоит отметить, что "Борис Годунов" занимает совершенно особо место в истории Оперы Монте-Карло. Легендарный русский бас Фёдор Шаляпин, исполнявший на этой сцене партию Бориса Годунова в начале XX века, навсегда вписав своё имя в историю театра и мировой оперы. Перед премьерой журналисты спросили режиссёра, не испытывал ли он какого-то давления в связи этим фактом.

- Даже если артист остался в истории, как главный интерпретатор партии Бориса Годунова, факт остаётся фактом: сегодня Ильдар Абдразаков - один из лучших исполнителей этой роли, - ответил Жан-Ромэн Весперини. - Конечно, существует идея некой традиции исполнения, которая продолжается - и это, скорее стимул, чем бремя. Кроме того, Ильдар Абдразаков - один из тех артистов, которые, в свою очередь, останутся в истории пения. Во время репетиции я мог видеть, какая часть персонажа была частью его ДНК. Он впечатляет точностью и эмоциональностью, он редкий художник, священный монстр!

 

Вершина в карьере любого русского баса

 

С Весперини башкирский бас работает не впервые: их предыдущей совместной постановкой был нашумевший "Фауст" Шарля Гуно на сцене Парижской национальной оперы в 2015 году, где наш знаменитый соотечественник блестяще исполнил партию самого обаятельного оперного злодея - Мефистофеля. Режиссёр часто работает с российскими артистами и вообще не редкий гость в нашей стране - он неоднократно ставил спектакли не только в московских театрах, но и в регионах. К примеру, в 2018 году экс-директор Башоперы Андрей Шишкин пригласил француза поставить на сцене театра Ural Opera Ballet в Екатеринбурге, который уроженец Уфу возглавляет с 2006 года, спектакль "Турандот" итальянского классика Джакомо Пуччини.

Но Весперини всегда был неравнодушен и к русской классике: в его ближайших планах - постановки опер Чайковского "Пиковая дама" и "Иоланта", а также "Млада" Римского-Корсакова. Любопытно, что из французского репертуара, который собирается ставить, режиссёр в числе первых называет оперу "Дон Кихот" Массне, а Ильдар Абдразаков, в свою очередь, недавно признался, что хочет выучить именно эту партию. Так что не исключено, что Весперини как раз и намерен пригласить башкирского баса исполнить эту партию в своём спектакле. Ну, а если уж сотрудничество с французским режиссёром по каким-то причинам не сложится, то Ильдар всегда сможет исполнить партию Рыцаря печального образа в родной Уфе, ведь репертуар Башоперы недавно как раз пополнился оперой "Дон Кихот", которую поставил старший брат певца - Аскар Абдразаков.

Партия Бориса Годунова появилась в репертуаре Ильдара Абдразакова сравнительно недавно: в 2018 году он дебютировал с ней в модерновой постановке голландского режиссёра-авангардиста Иво ван Хове на сцене парижской Opera Bastille. К этой партии - одной из сложнейших партий басового репертуара - артист шёл долго, ко времени парижской премьеры у него уже было более двадцати лет успешной международной карьеры.

- Если бас не пел Бориса Годунова, можно сказать, зря пел всю жизнь, – считает Ильдар. – Это одна из обязательных вершин в карьере любого русского баса.

Напомним, в 2020 году певец должен был петь Бориса на летнем Зальцбургском фестивале, отмечавшем в тот год столетие, но постановку отменили из-за пандемии. Зато он спел эту партию в образцово исторической костюмной постановке в Большом театре.

- В Монте-Карло получился своеобразный микс: костюмы - историческая стилизация, с золотом и шапкой Мономаха, а декорации - современные, - рассказал Ильдар Абдразаков.

Художник-постановщик Бруно де Лавенер сделал минималистические декорации, поделив сцену на две части: на верхнем ярусе находятся бояре и царь, а на нижнем - народ. Два яруса - как символ неизбежного раскола между могуществом царского двора и страдающим народом.

- Такая структура позволяет выделить это разделение, изолировать простых людей от императорской власти, но не только. Она также изолирует и самого Бориса. Опера – это развитие его ментального пространства, - пояснил свой замысел Жан-Ромэн Весперини.

 

«Борис Абдразакова завораживает глаза и уши»

 

Для постановки в Монте-Карло была выбрана оригинальная версия оперы 1869 года, которая никогда прежде здесь не ставилась, в отличии от более поздней версии 1872 года. Кроме того, в ранней версии акцент делается на образе Бориса, на эволюции его характера - от коронации до смерти, и для успешного воплощения режиссерского замысла Весперини нужен был исключительно неординарный исполнитель, которого он и нашёл в лице Ильдара Абдразакова, одного из лучших басов современности. Как и в парижской постановке образ Бориса в исполнении нашего знаменитого соотечественника вызвал восторженные отзывы. "Борис Ильдара Абдразакова завораживает глаза и уши", - написала европейская пресса. Даже те критики, кого постановка Весперини не слишком-то впечатлила, отмечают "полный успех действительно необычного Абдразакова".

Борис - опора постановки, персонаж, движимый раскаянием из-за убийств настоящего наследника престола. Абдразаков показывает героя настолько поглощенного своими переживаниями, что они в конце концов делают его беспомощным, превращают в жертву, доводя до безумия. Западная пресса по достоинству оценила драматическую силу и вокальное богатство Ильдара Абдразакова, отметив, что он "великолепен в роли Бориса".

- Конечно, было непросто, ведь у меня более года не было новых постановок, - признаётся Ильдар. - Но мы были счастливы: хотя в зале, рассчитанном на 524 зрителя, из-за ограничений было всего 240 человек, но они аплодировали так, как будто был полноценный аншлаг.

Большой успех выпал и на долю ещё одного уфимца, обладателя впечатляющего голоса, тенора Кирилла Белова, не впервые выходящего на историческую сцену театра Garnier Monte-Carlo. Пару лет назад он проходил стажировку в Академии молодых оперных певцов, открытую при театре в 2015 году специально для начинающих исполнителей из России. На гала-концерте выпускников академики в 2019 году именно Кирилл Белов стал героем вечера, очаровав взыскательную европейскую публику. Музыкальные критики посоветовали тогда меломанам "хорошо запомнить это имя" и, как показало время, были совершенно правы. Небольшая, но важная партия Юродивого в исполнении выпускника Уфимского института искусств впечатлила не меньше, чем выступление на том гала-концерте, а пресса не скупилась на комплименты в адрес солиста Башоперы. Вот как отозвался о работе Белова в постановке Весперини французский журнал об опере Olyrix: "Мужская пальма первенства ролей второго плана досталась исполнителю партии Юродивого Кириллу Белову, заслуга которого состоит в том, что он без излишнего пафоса сочиняет характер. И сценическая игра, и тембр становятся кристально чистыми, чтобы лучше показать эффектность навязчивой мелодической линии, которую композитор вкладывает в уста избранного (Юродивого) Бога".

Стоит отметить, что солистом Башкирского театра оперы и балета Белов также стал в период пандемии, успев дебютировать к концу сезона на уфимской сцене в двух партиях - Эцио в "Аттиле" Верди и Ивана Лыкова в "Царской невесте" Римского-Корсакова. Башоперу можно только поздравить с тем, что среди его солистов теперь есть действительно неординарный тенор, обладатель такого впечатляющего голоса, а Кириллу пожелать успехов и на родине, и на лучших мировых оперных сценах мира.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

ОПРОС Как вы намерены провести отпуск?

Результаты

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус