Арт-объект

Евгений Князев: «Мне говорят, что Мессинг – это вылитый я»

16.10.2016 Андрей КОРОЛЁВ
В Уфе состоялась творческая встреча с актером Евгением Князевым. Столичная театральная публика запомнила его по главным ролям в спектаклях «Пиковая дама», «Без вины виноватые», «Прошлым летом в Чулимске» и «Посвящение Еве», который увидели уфимцы. Широкая известность пришла к актеру после ролей в фильмах и сериалах. Настоящей знаменитостью Князев стал, сыграв Вольфа Мессинга. Большую часть встречи с уфимскими поклонниками актер посвятил чтению стихов из программы, которую он называет «Дом из стихов» - по первой строке стихотворения Николая Асеева «Дом».

«Не надо рассчитывать на судьбу»

 

- На подобных встречах каждый раз возникает вопрос – с чего же начать. А актерская профессия бывает интересна только тогда, когда артист играет на сцене, читает – в общем, так или иначе проявляет свой талант. Чтением стихов я стал заниматься не так давно – в то время, когда на канале «Культура» шла передача «Послушайте». Я согласился в ней участвовать и предложил прочитать Пушкина. Оказалось, что Пушкина уже читали. То же самое оказалось и с Лермонтовым, Есениным, Пастернаком. Остановились на Михаиле Светлове. Так, постепенно я построил собственный «дом из стихов», которые мне самому очень нравятся. 

Прозвучали произведения Асеева, Маяковского, Светлова, Самойлова, Блока, Лермонтова. Аудитория бурно реагировала на каждый знакомый текст и щедро одаривала актера аплодисментами за пронзительное и душевное чтение. А после одного из стихов Светлова Князеву из зала сказали, что он очень похож на Михаила Аркадьевича и вполне мог бы сыграть эту роль, если таковая будет предложена. Сам Князев с сомнением отнесся к этой ремарке:

- Не знаю, не знаю. Мне сейчас говорят, что Мессинг – это вылитый я, но это совсем не так. Я благодарен за ту роль. На роль Мессинга меня пригласил режиссер, когда еще не был знаком со мной. А сам я тогда не представлял, кто такой Вольф Мессинг.

Евгений Князев поделился историей собственного поступления в Щукинское училище. Уже заканчивая Горный институт, он занимался самодеятельностью, грезил театром, но понимал, что время уже ушло. Скучая на своей специальности, Князев решил сходить на пробы в «Щуку». Трижды он приходил на прослушивание и в итоге его взяли. Только проблема была в том, что на руках у него уже был диплом горняка. Нужна была справка из министерства, разрешающая получить второе образование.

- Я приходил и говорил: «Вы не могли бы дать справку, что разрешаете мне получить второе образование?» Надо мной смеялись и посылали из кабинета в кабинет. Мне предлагали показать «что-нибудь талантливое» - в качестве доказательства. И я стоял, как дурак, в кабинете, читал и видел смех в глазах, а сделать ничего не мог, потому что справка была нужна. В самый последний день приема документов в Щукинское мне эту справку все-таки выдали.

Говоря о нынешних проблемах выпускников театральных институтов, Князев предупредил, что все и сразу в этой профессии не бывает. Когда он пришел в театр Вахтангова, там уже работали Василий Лановой, Юрий Яковлев. Рассчитывать на то, что их отодвинут в сторону и на первые роли поставят молодого выпускника Князева, очень хотелось, но отчего-то такой поворот событий не происходил.

- После распределения я попадал в стражники, второй год - то же самое, третий год. Я решил пожаловаться художественному руководителю. «Как же так, где же роли? Мы зря заканчивали институт?» - спрашивал я. «Ты соображаешь, что говоришь? Ты что-нибудь сделал для театра? В театре увидели, что ты хочешь быть полезен ему? Ты видел весь репертуар, сколько раз?» - был ответ. Я обиделся и решил больше никогда не жаловаться, но еще не успел дойти до своего дома, как понял: а ведь правда не на моей стороне.

Время шло и плавно переместило Евгения Князева из категории молодых артистов в категории народных артистов России.

- Понимаете, получить образование и стать кем-то – разные моменты. Нужно приготовить себя к труду и достигать в том, что ты делаешь, лучших результатов. Не надо рассчитывать на судьбу - она бывает благосклонна только к тем, кто к ней неукоснительно движется. Что для этого нужно делать – я не знаю. Сегодня я уже не молодой артист. Но пока есть желание, силы, благосклонность судьбы, я получаю роли, я счастлив выходить на сцену, играть и с благодарностью принимаю участие в киноработах.

 

«Информация остается не в голове у молодых, а в гаджетах»

 

Князев подчеркнул, что надеется на нового министра образования Ольгу Васильеву, потому что нынешняя система обучения не приносит должных результатов. При этом в понимании Князева воспитывать, учить – значит заставлять. В противном случае ничего не получится:

- Сейчас много информации остается не в голове у молодых, а в гаджетах. Им, да и мне в какой-то момент кажется, что без каких-то знаний можно обойтись. Например, кто написал «Анну Каренину». Просто потому, что могу в телефоне узнать за пару минут. И у молодых людей есть ощущение, что это знание им присуще. А это не так. И вот к нам приходят такие незнающие люди, мы теряемся - кого же брать на учебу. Когда не могут назвать современников Пушкина или автора стихотворения «Смерть поэта», это – стыдно. Кто виноват? Учителя или молодые люди, которые не учатся, или требования, которые им предъявляют?

В качестве примера – смешного и страшного одновременно – актер привел реальную историю девушки, которая несколько раз пыталась сдать экзамен по русской литературе. Упорно пытаясь получить проходную оценку, она изучала исключительно краткие содержания. Сдавая в пятый раз в присутствии родителя (мол, педагоги притесняют и плохо относятся), она не смогла назвать фамилию мужа Анны Карениной. В конце концов от нее прозвучала такая фраза: «Зачем я буду читать сейчас эту книгу целиком? Когда вырасту и мне дадут роль Анны Карениной, тогда я и прочитаю». В итоге ее все-таки отчислили.

- Поэтому театр для меня продолжает нести миссию и воспитательную, и образовательную, и идеологическую, и - искусства. Ведь театр делает с человеком нечто такое, что человек преображается. Мы работаем честно и от всей души, хотя абсолютно всем понравиться невозможно. Аплодисменты, какие-то флюиды от зрителей дают тот заряд, без которого артист на сцене не может жить. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты