Арт-объект

Максим Дунаевский: «Быть шансонным композитором как-то неохота»

05.10.2021 Лада ВОЛКОВА
Знаменитый композитор, открывший серию юбилейных концертов выступлением в Уфе, признался, что сегодня для кино вообще не пишет - ему гораздо интереснее музыкальный театр. Максим Дунаевский рассказал о планах поставить один из своих мюзиклов на сцене Башкирского театра оперы и балета.

«Запоздалый такой юбилейный концерт получился»

 

Композитор, написавший музыку к 60 кинофильмам, отметил 75-летие ещё в прошлом году, но юбилейные концерты, как и многим его коллегам, пришлось перенести на следующий год из-за пандемии коронавируса.

- Запоздалый такой юбилейный концерт получился: мы переносили его дважды, но 2020 год был какой-то ужасный: мне всё-таки удалось заболеть этой гадостью, ковидом, а ещё и операцию на позвоночнике перенёс. Но теперь я уже в порядке, - заверил Дунаевский накануне уфимского концерта. - В 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения моего отца и 75 лет, аж страшно произносить эту цифру, мне. Я решил отметить такой двойной юбилей, хотя одно время я ужасно боялся сопоставления: Исаак Дунаевский - Максим Дунаевский.

Композитор признается, что не решался «лишний раз напоминать, что был гениальный отец».

- Но потом меня убедили: время идёт, хиты есть, и практика показывает, что нестареющие - можно уже перестать бояться, - улыбается он. - И два произведения, сделанные совместно с отцом. Это "Дети капитана Гранта" - и фильм, и большой мюзикл, который двадцать лет не снимался с репертуара Свердловского музыкального театра в Екатеринбурге. Это была моя первая, так сказать, встреча с папой - на материале его музыки и добавлена своя. Следующий шаг - это мюзикл "Весёлые ребята", который шёл в Москве долгое время. Потом я его несколько переделал, и его опять же взял театр Свердловской музкомедии - он там идёт.

Максим Исаакович заметил, что так «буквально состоялась очная встреча с отцом».

- Поэтому я решил: надо отдать ему должное - и это будет интереснее и разнообразнее. И получился такой вот двойной концерт: его и мой, и его пласт советской музыки, и моей, потому что оказалось, что время идёт и всё как-то сближается в восприятии публики. Знаете, мне даже приписывают то, что написал мой отец. До смешного доходит - из редакции телевидения звонят и просят: "Пришлите ноты вашего "Лунного вальса" из кинофильма "Цирк".

 

«У великих композиторов талант был всеобъемлющим»

 

Концертная программа юбилейного вечера, который проходил на сцене Башкирского театра оперы и балета, включала в себя не только музыкальные номера - Максим Исаакович много рассказывал о своём знаменитом отце, предваряя очередной его песенный шедевр какой-нибудь занимательной историей.

- Отец дружил со многими исполнителями и одной из них была великая Клавдия Шульженко. Я как-то нашёл в интернете её большой концерт, записанный в 50-х годах и, как ни странно, очень хорошего качества. Посмотрел кусочек - и потом смотрел весь концерт, я не мог от него отлипнуть! - признался композитор. - И я, наконец, понял, почему эта певица великая, хотя и голоса у неё нет, и фигура-то у неё так себе, да и красотой она не блистала, а вот чем-то брала. И вот чем именно, я понял, посмотрев этот концерт. Это, конечно, чертовское, невероятное обаяние и убедительность. И такая фантастическая музыкальность, которая даётся только от природы. И тут совершенно не важно - есть у тебя голос или нет. Конечно, хорошо его иметь, но вот Бог её не одарил. Кстати, они познакомились с отцом очень рано, в двадцатые годы, они были совсем молодыми - это было время создания Ленинградского мюзик-холла, первого в стране. И они там очень много делали - она родилась, как эстрадная певица, именно тогда, под руководством и отца, и Леонида Утёсова, и других. Шостакович даже там был пианистом! И вот с тех пор получилась дружба. Шульженко исполняла сочинения отца, но самым удачным и точным попаданием в её, так сказать, исполнительское своеобразие, я считаю вальс "Молчание" из кинофильма "Весёлые звезды".

В юбилейной программе этот вальс Дунаевский доверил исполнять молодой певице Эстер Кандиновой, с прошлого сезона ставшей приглашённой солисткой Башоперы, которая выступала и сольно, и в дуэте с солистом театра Айтуганом Вальмухаметовым.

- Эстер, конечно, оперная, академическая певица с прекрасным голосом, очень интересного тембра, который я сразу отметил, когда мы только познакомились, - признался композитор. - Голоса бывают очень сильные, высокого диапазона, а бывают такие, которые очаровывают тембральной окраской: ты не понимаешь, что такое? Застываешь - и начинаешь слушать. Вот голос Эстер как раз из такой серии, редкое дарование. Потому что на самом деле голосов очень много и в России, и в мире, но вот иметь свой голос - это, конечно, самое лучшее.

Дунаевский считает, что «сейчас в мире тенденция к миксу всего, то есть композитор должен сочинять и симфонию, и оперу, и песню».

- Ну, это в идеале. Кстати, так и было всегда. К примеру, у Шостаковича есть и песни, и оперы, и, естественно, симфоническая музыка. У Прокофьева - тоже. То есть у великих композиторов талант был всеобъемлющим. Бернстайн, творчество которого, его мысли для меня настольная книга, говорил, что мы идём к смешению всех жанров, к миксу. И он это лучше всех демонстрировал своей музыкой. У него в одном произведении и симфоническая музыка, и оперетта - и это всё не эклектика, а именно микс жанров. Я думаю, что и вокалисты сегодня показывают своё умение исполнять всё - и это совсем не мешает. Это раньше думали: "О, поёт эстраду - завтра не сможет выйти в опере". Ничего подобного - ещё как выходят!

 

«Папа положил глаз на Любочку Орлову»

 

Кроме песен из репертуара Шульженко в концерте были композиции, хорошо известные по кинофильмам с участием Любови Орловой и Лидии Смирновой.

И в обеих актрис, как уверял Максим Исаакович, его отец был с своё время влюблён.

- Ну, папа был влюбчивый человек, честно говоря, - прямо заявил композитор. - Я думаю, где-то он положил глаз на Любочку, и в итоге фильм "Весна" стал последним в череде его работ с Александровым - ну, наверное, что-то такое ему показалось, потому что я не вижу других причин.

Что касается ещё одной знаменитой актрисы - Лидии Смирновой, то за ней Дунаевский-старший, оказывается, и вовсе ухаживал открыто.

- Она была такой молоденькой, такой очаровательной, симпатичной, с такими замечательными ямочками на щеках - необычайно обаятельная. Не влюбиться было просто невозможно! - рассказывал о любовных похождениях отца композитор. – Но была одна незадача: она была замужем, а папа её охаживал - и цветами, огромными букетами, и подарками. А потом он сделал такой последний жест, который только может сделать человек такой популярности. Он привёл её в кино и уговорил режиссёра дать ей главную роль в фильме "Моя любовь". Ей тогда было всего 23 года - и она получила первую в своей жизни, но сразу главную, роль. Кроме того, она там немножко пела, симпатично так, похуже, конечно, чем Любовь Орлова, но пела. Кстати, обратите внимания: в припеве песни "Звать любовь не надо..." из этого фильма - одной из моих самых любимых - припев после первого куплета заканчивается "если ты пришла, моя любовь", а после второго - "если ты ушла, моя любовь". Казалось бы, в чём дело? Так она ему отказала! Просто отказала. Когда съёмки уже закончились, отец пришёл к ней в гримерку с огромным букетом роз, она его впустила, он ей подарил и сказал одну фразу: "Лидочка, а вы знаете, я вас уже не люблю".

Стоит заметить, сам Максим Исаакович унаследовал от папы не только музыкальный талант, но и любвеобильность и, надо сказать, в последнем многократно превзошёл родителя. Ведь только официальных браков у младшего Дунаевского было аж семь! "А вы кого любите?" - крикнул композитору один из зрителей во время уфимского концерта. «Свою жену», - прозвучало в ответ - и публика зааплодировала. Правда, как выяснилось, пока официально композитор не женат, хотя намерен оформить отношения со своей нынешней спутницей жизни - музыковедом Аллой Новосёловой, которая моложе его аж на 38 лет. Как раз накануне своего юбилея маэстро удивил поклонников, расставшись с седьмой женой Мариной Рождественской, с которой прожил двадцать лет.

- Наша совместная жизнь с Мариной закончилась. Невозможно продолжать то, что не получается взбодрить. Жить в состоянии вялости ни ей, ни мне не хочется. Мы были вместе двадцать лет - для меня это невозможный срок. Мне, правда, очень жаль, что так сложилось, - заявил композитор в эфире программы "Судьба человека".

 

«Песнями сейчас вообще не занимаюсь»

 

Широкую известность Максиму Дунаевскому в своё время принесли песни из кинофильмов "Мэри Поппинс, до свидания!", "Карнавал", "Ах, водевиль, водевиль...", "Зелёный фургон", "В поисках капитана Гранта" и, конечно, "Д'Артаньян и три мушкетёра".

- Я впервые почувствовал себя знаменитым, когда услышал, как в ресторане пьяная, весёлая компания распевала: "Пора-пора-порадуемся...", - признается композитор.

Чаще всего эти всенародно любимые хиты, которые сегодня знают наизусть люди самых разных поколений, композитор сочинял для конкретных артистов.

- Я всегда писал на кого-то - неважно, был ли это академический певец или, как ни странно, актёр - Михаил Боярский, Павел Смеян, Николай Караченцов. Это такое мюзикловое, актёрское пение, но они, так сказать, оказались вполне состоятельными и как эстрадные исполнители, и в мюзиклах моих пели, и в фильмах.

Между тем Дунаевский честно признался: «песнями сейчас вообще не занимаюсь».

- Потому что сегодня это не очень хорошо: песня сегодня приобрела какой-то другой оттенок, чисто развлекательный, танцевальный, - говорит композитор. - Песни с содержанием, с хорошими словами, они все ушли в шансон, так называемый, но быть шансонным композитором тоже как-то неохота. Хотя, я получил первую премию каких-то пару-тройку лет назад, написав песню на хорошие стихи для Алексея Глызина, но это "одиночный выстрел". Просто сегодня хорошие, романтические песни почему-то уходят в шансон, а это больше приблатнённая такая музыка. Поэтому песен нет. Сегодня я больше работаю в театре. У меня очень много выходит мюзиклов, один из них - "Летучий корабль" - в вашем театре идёт, так что сотрудничество уже есть и оно развивается - в виде новой постановки ещё одного или, возможно, даже двух спектаклей.

Что это будет за мюзикл и кто же, кроме Эстер Кандиновой, вдохновил композитора на сотрудничество с Башоперой, композитор пока предпочёл не озвучивать.

- Когда пишешь, представляешь себе какого-то определённого актёра, но не знаешь точно, будет ли он в итоге петь, потому что сегодня на каждый спектакль делается кастинг, на все роли приглашается много артистов - и только потом ты понимаешь, кто это будет, - пояснил композитор. - А раньше всё-таки было наоборот, все знали, кто будет: например, будет Боярский, будет Караченцов, будет Пугачёва... А потом уже под них писалось. Сегодня какая-то другая система - не знаю, какая из них правильная. Но я писал и "на звезду". Например, мюзикл "Мата Хари: любовь и шпионаж" - специально для Ларисы Долиной, и вся пьеса была написана специально для неё. Там ещё был один артист, мой любимый Дима Харатьян, который сыграл вторую главную роль в этом мюзикле. Так что бывает и так, и так.

 

«Такое время сейчас - никто не вдохновляет»

 

В любом случае, новая постановка на музыку Максима Дунаевского на уфимский сцене запланирована уже на следующий сезон.

- Впервые я приезжал в Уфу ещё в 1985 году, когда выступал с оркестром Леонида Утёсова, а потом был перерыв в тридцать лет, - вспоминает композитор. - В 2015-м выступал с вашими замечательными музыкантами - "золотым сопрано" Дилярой Идрисовой, которую, уверен, ждёт блестящая международная карьера, и Артуром Назиуллиным - выдающимся виртуозом, который входит в первую тройку самых выдающихся кларнетистов мира.

В этом раз директор Национального оркестра Башкирии Артур Назиуллин был среди публики и вместе со всем залом с удовольствием вспоминал знакомые с детства музыкальные кинохиты. Но почему же композитор сейчас вообще отошёл от кинематографа, сосредоточившись на музыкальном театре? 

- А знаете, кто сегодня текстами занимается? Кто придётся, совершенно левые люди пишут - ужас! - объяснил своё нежелание писать песни Максим Исаакович. - И это не только у нас - это мировая тенденция, хотя там всё-таки больше творчества. Я это могу сказать, потому что девять лет прожил в Америке и всё слышу, всё знаю. И что очень важно, там сохранили разные направления: вот клубная музыка, вот молодёжная, вот танцевальная, вот арт-хаусная, вот рэп. А у нас всё одним потоком идёт: рэпера сравнивают с вокалистов, вокалиста - ещё с кем-то. Поэтому выделить бывает очень трудно. В плане поэзии - есть слова, а поэзии нет. Ну, что делать? Такое время сейчас - никто не вдохновляет. Текстов присылают много, огромное количество, просто уйму, но всё это такая шелуха просто, отчаянная. Ладно я делаю скидку на возраст: наверное, мне просто нравится хорошая поэзия.

Что касается театра, то именно на нём сосредоточен сегодня маэстро - прямо из башкирской столицы он отправился в Новосибирск, где проходит фестиваль-конкурс "Музыкальное сердце театра". На сегодняшний день это единственный в стране фестиваль, полностью посвящённый именно музыкальным театральным жанрам. Фестиваль возобновился после 12-летней паузы и Максиму Дунаевскому предложили возглавить жюри.

 

«Сажусь за инструмент - и весь мир отключается»

 

А ведь маэстро, кроме того, является художественным руководителем филармонии Московской области, где тоже хватает проблем.

- Плохо налажена система, потому что мы сидим на двух стульях: частично на советском, потому что это субсидируется государством, - делится худрук. - Но на самом деле это не только у нас субсидируется. Я даже неправильно сказал "на советском", потому что академическая музыка субсидируется и в Германии, Франции, Англии и во многих европейских странах. Да, она имеет государственную поддержку, а там, где нет, очень развито попечительство, спонсорство. Например, в Америке очень богатые филармонии, богатые концертные организации. Они богаты только попечительскими советами. У нас тоже есть попечительские советы, но это просто имена - и больше ничего! А там они созданы людьми, которые имеют деньги. В каждом городе есть симфонический оркестр, в каждом университете: маленьком, большом - в любом есть симфонический оркестр! У нас ничего этого нет. Все наши оркестры бедные, филармонии тоже, хотя нас не поймут в министерстве финансов, они все там хватаются за голову: "А зачем они вообще все нужны - все эти театры, оркестры филармонии?!" Они у них, как кость в горле - вот это абсолютно точно вам говорю, потому что сталкиваюсь с этим повседневно.

При такой серьёзной нагрузке, остаётся лишь удивляться, как маэстро ещё находит время на творчество. Как признался сам композитор, писать музыку ему сейчас удаётся только по ночам.

- Я сажусь за инструмент - и весь мир для меня отключается. Но, конечно, это происходит не каждую ночь - упаси Бог! - смеётся маэстро, совсем недавно порадовавший поклонников двумя новинками - музыкальным спектаклем "Святая Анна" для Театра российской армии и мюзиклом "Сервиз Её Величества" для Московской оперетты. К счастью, перенесённые в прошлом году болезни не сказались на здоровье композитора - он по-прежнему находится в великолепной форме - как профессиональной, так и физической.

- Это никогда не было для меня проблемой. В год своего семидесятилетия я проходил специальное компьютерное обследование, определяющее биологический возраст человека по разным там показателям. Так вот, компьютер выдал, что мне всего-то 45 лет! - рассказал Дунаевский. - Хотя я ничем не занимаюсь - ни йогой, ни иглоукалыванием, ни другой какой-либо экзотикой. Врачей посещаю раз в год-полтора, когда надо пройти диспансеризацию. Конечно, приходится прибегать к каким-то превентивным мерам: принимать препараты, снижающие давление, образование тромбов. Курить я давно бросить, ещё я стараюсь правильно питаться. Кстати, в Уфе меня угостили колбасой из конины - очень понравилась, невероятно вкусно! Конечно, лошадку жалко, но и корову тогда нужно пожалеть, и рыбку - ну, что поделаешь, раз уж мы их всех едим. А самый главный рецепт здоровья, по моему убеждению, - это постоянно быть в работе, чтобы голова, а ещё лучше и тело, были задействованы.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

ОПРОС По какой причине вы бы сделали прививку от коронавируса?

Результаты

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус