Арт-объект

В премьере Башоперы классику приправили комиксом

24.12.2021 Мила КИЯН
Башкирский театр оперы и балета представил публике последнюю премьеру года - одноактные оперы итальянских классиков: "Сельская честь" Пьетро Масканьи и "Виллисы" Джакомо Пуччини, впервые объединённые в один спектакль.

Графический роман

 

Премьеру представили 14 декабря - в день, когда главный театр республики отмечал 83-ю годовщину со дня основания. Спектакль, сразу скажем, необычный, по очень многим параметрам. Во-первых, в качестве режиссёра-постановщика неожиданно выступил директор театра Ильмар Альмухаметов, пригласив в качестве второго режиссёра для постановки массовых сцен студента третьего курса ГИТИСа Константина Уманцева.

Во-вторых, постановщики видимо всерьёз решили удивить меломанов: взяли и объединили в один спектакль две совершенно не имеющих ничего общего оперы итальянского репертуара. "Сельскую честь" - на вполне реалистичный сюжет, завершающийся кровавой развязкой из-за ревности, и "готическую" сказку о любви и смерти "Виллисы", сюжет которой знаком театралам по балету "Жизель".

Между тем существует давняя традиция, которой до сих пор следуют все театры мира - опера "Сельская честь", как правило, идёт вместе с близкой ей по стилю оперой "Паяцы" другого итальянского композитора - Руджеро Леонкавалло. "Паяцы", появившиеся через два года после премьеры "Сельской чести", изначально создавались композитором с расчётом на то, чтобы обе оперы исполнялись в один вечер. Вообще-то устоявшейся традиции до последнего времени следовали и в Башопере. До тех пор, пока не решили превратить "Паяцы" в двухактную оперу, а "Сельская честь", в итоге оставшаяся без пары, исчезла на время из репертуара.

- Когда встал вопрос о том, что выбрать в пару "Сельской чести", дирижёр-постановщик Артём Макаров предложил оперу "Виллисы", которую практически никогда не ставили в России, - пояснил выбор второй оперы режиссёр-постановщик новинки Ильмар Альмухаметов. - Оба композитора жили в одно время, известный факт - Масканьи исполнял партию виолончели в опере "Виллисы". Эти факторы повлияли на объединение двух произведений композиторов-веристов.

Стоит пояснить: термин "веризм" происходит от итальянского слова vero, что переводится, как "правда". Авторы опер "Сельская честь" и "Паяцы" - пионеры веризма, направления и в музыке, и в литературе, и в изобразительном искусстве, которое представляло натуралистически правдивое изображение жизни, как правило, низших классов. У Джакомо Пуччини, конечно, тоже немало больших "веристских" опер - "Тоска"," Мадам Баттерфляй","Турандот","Кинжал", но одноактные сказочные "Виллисы", казалось бы, меньше всего подходят для того, чтобы составить пару "Сельской чести". Однако, постановщики предложили публике совсем другую версию.

- Передо мной, как режиссёром-постановщиком, стояла задача представить публике интересный контекст этих двух опер - "Сельская честь" и "Виллисы", и мы придумали такой, скажем так, графический роман, который объединил эти два произведения. Яркая черта, объединяющая оперы, - это единое визуальное оформление. Как ни странно, связующим звеном для них стали комиксы, - прокомментировал Ильмар Альмухаметов. - Я бы назвал эту постановку классической в новых сценических выразительных средствах.

 

Кровавая драма и танцевальная опера

 

Экспериментальная постановка по задумке авторов должна привлечь в оперу новую аудиторию. Действительно, во-первых, одноактные оперы идут, как правило, меньше часа и значит, не слишком утомят неискушённого зрителя. Кроме того, опера Масканьи - невероятно мелодичная и определённо способна поразить даже тех, кому, как говорится, медведь на ухо наступил. Ну, и, наконец, эта маленькая остросюжетная и динамичная опера полна любви, страстей и ревности - самых популярных человеческих чувств, которые способны затронуть любого. Но вот только настоящие, рвущие душу чувства решено было облечь в примитивную форму комикса - так, мол, проще приобщить новичков к высокому искусству. Даже премьерные буклеты оформили как книжку комиксов.

Для реализации проекта привлекли новичка в оперном театре - башкирского художника Даяна Тувалеева, имеющего значительные опыт в создании комиксов.

- Когда прозвучало это предложение - соединить эти несоединимые факторы, разножанровые виды искусства, я воспринял это как вызов, - отмечает художник-постановщик. - Я, наверное, никогда не работал с таким рвением, как на этой постановке.

Вообще-то, выпускник Уфимского училища искусства Даян Тувалеев уже не раз работал как театральный художник, но только в драматическом театре, не оперном. Ученик известного мастера, народного художника Башкирии Рифхата Арсланова, оформил около сорока спектаклей - и не только в родной республике, а также в Оренбургской области. Он был главным художником Сибайского башкирского театра драмы им. Мубарякова, ставил спектакли в Башкирском театре драмы им. Гафури, татарском театре "Нур", национальном молодёжном театре им. Мустая Карима, а в настоящее время является художником компьютерной графики телерадиокомпании "Башкортостан". Костюмами для героев премьерных опер, как признался сам художник, занималась его жена Эльвира.

- В качестве моего ассистента по костюмам выступала моя супруга, объём работы просто огромный - около сотни костюмов, - отметил художник.

Костюмы создавались в соответствии с концепцией комикса - намеренно условные, "нарисованные". Во второй опере - сказочных "Виллисах" - это смотрелось вполне органично, но в "Сельской чести" был какой-то диссонанс - намеренно театральные костюмы определённо снижали градус драматизма, присущего шедевру Масканьи. Ведь здесь кипят просто шекспировские страсти - действие происходит в конце XIX века в небольшом поселении на Сицилии. Вернувшийся с войны главный герой Турриду заводит роман с бывшей пассией Лолой, которая, не дождавшись его, вышла замуж за местного богатея Альфио. Но и Турриду не свободен - у него есть невеста Сантуцца, которая очень страдает из-за вновь вспыхнувшей страсти любимого к чужой жене.

 

Спорно, но интересно

 

Кстати, любопытно, что в эти же дни премьера "Сельской чести" с традиционной второй половиной - оперой "Паяцы" - состоялась в Турции - в Оперном театре Анкары. В этой постановке один и тот же певец исполнял главные партии в обеих операх. Башкирские постановщики пошли по-другому пути - в "Сельской чести" главные партии исполняли самые именитые певцы Башкирии: Турриду - тенор Ильгам Валиев, Альфио - бас Артур Каипкулов, Сантуццу - Лариса Ахметова. Звёздный состав исполнителей главных партий стал залогом успеха "Сельской чести". И было бы просто замечательно, если в опере "Виллисы" главную мужскую партию исполнил тот же опытный Ильгам Валиев, чей убедительный профессионализм способен вытянуть любую, даже самую спорную постановку. Но на премьере в "Виллисах" партию Роберто пел Владимир Орфеев, который, мягко говоря, находится в абсолютно другой весовой категории. Остальные персонажи "Виллис" - Владимир Копытов и Эльвира Фатыхова прекрасно справились с своими партиями. Впрочем, "Виллисы" не просто так называют "опера-балет": танцевальные номера занимают здесь очень значительное место. В качестве хореографа-постановщика выступила профессор Театрального института им. Щукина Ирина Филиппова, которая не впервые принимает участие в работе над башкирскими постановками. В частности, Филиппова работала хореографом в премьерных спектаклях "Аттила" Ильдара Абдразакова и "Дон Кихот" Аскара Абдразакова. Благодаря хореографическим вставкам опера очень легко воспринимается даже теми, кто однозначно предпочитает опере балет. В любом случае, театралам стоит познакомиться с новой постановкой Башоперы - проект действительно неординарный. Спорный, но тем не менее интересный. Стоит прийти в театр хотя бы ради того, чтобы услышать самые настоящие шедевры классического оперного искусства на все времена, тем более что дирижёр-постановщик спектакля Артём Макаров - лауреат "Золотой маски", которую просто так, конечно же, не дают.

Стоит отметить, что Пьетро Масканьи за свою жизнь написал шестнадцать опер, но ни одна из них не имела такого триумфального успеха, как "Сельская честь". Её ставили все самые знаменитых театры мира - от нью-йоркского Метрополитен-опера до Большого театра и Мариинки. Так что если постановка, как говорится, "не зайдёт", можно просто послушать оркестр - эта музыка точно того стоит. "Сельскую честь" и "Виллисы" можно будет увидеть и услышать уже в следующем году 16 января.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты