Арт-объект

В новой версии «Онегина» в Башопере главной героиней стала Татьяна

18.07.2022 Мила КИЯН
Главный театр республики закрыл сезон шедевром русской классики - оперой Чайковского по одноимённому роману Пушкина. На уфимской сцене постановку осуществили уже в восьмой раз.

Новое прочтение

 

В начале июля Башопера представила долгожданную премьеру "Евгения Онегина" Чайковского, работу над которой театр начал почти два года назад и вынужден был несколько раз откладывать и переносить из-за нагрянувшей пандемии и ковидных ограничений. "Евгений Онегин" по праву считается самой популярной русской оперой в мире, иметь которую в репертуаре считает своим долгом любой музыкальный театр. Оперу ставили бесчисленное количество раз на самых разных сценах мира, поскольку она пользуется неизменным успехом у зрителя. И впечатляющие аншлаги на премьерных показах 4 и 5 июля на уфимской сцене яркое тому подтверждение. Те, кому не хватило билетов, уже активно скупают их на следующий спектакль, который состоится 8 сентября.

К слову, нынешняя премьера - уже восьмое обращение театра к этой знаменитой опере: впервые её поставили ещё в 1939 году, потом неоднократно возобновляли. Предыдущее обращение к "Онегину" состоялось в 1999 году и с тех пор про неё как-то подзабыли. Новое прочтение русской оперной классики планировали приурочить к 150-летию Чайковского, которое широко отмечалось в 2021 году. В итоге работа над новым "Онегиным" растянулась почти на два года и без сюрпризов не обошлось.

Открыв рекламные буклеты и программки меломаны вдруг обнаружили, что в качестве дирижёра-постановщика оперы выступил вовсе не главный дирижёр театра Артём Макаров, который изначально работал над "Евгением Онегиным". Оказалось, лауреата национальной театральной премии "Золотая маска", маэстро Макарова заменил начальник Образцово-показательного оркестра национальной гвардии России, полковник Азат Шахмухаметов. Причину столь неожиданной рокировки выяснить так и не удалось, известно только, что Шахмухаметов включился в работу с оркестром незадолго до премьеры, в июне.

- Мне поступило заманчивое, интересное предложение от директора театра. Очень приятно, что про меня вспомнили, - не скрывает 45-летний уроженец Башкирии Азат Шахмухаметов. - Я в Уфе, в оперном театре стажировался некоторое время и успел немного поработать в то время, когда главным дирижёром был Алексей Людмилин, у которого я занимался в аспирантуре и у которого получил первый опыт театральной работы. Так что для меня Башкирский театр оперы и балета - близкий и родной: я ещё будучи школьником, когда учился в Республиканской гимназии-интернате, постоянно посещал спектакли, потому что мой педагог работал в театре концертмейстером оркестра и постоянно водил своих учеников в театр.

 

Онегин без джинсов

 

Для руководителя главного военного оркестра России, в прошлому году отметившего полувековой юбилей, работа над "Евгением Онегиным" стала дебютом в качестве оперного дирижёра. Конечно, выпускнику Уфимского института искусств и прежде приходилось работать в театре - с 2003-го по 2006-й он стажировался в Каирском театре оперы и балета, где был ассистентом дирижёра и дирижировал небольшими спектаклями. Но над постановкой большой формы он работал впервые. Как, впрочем, и режиссёр-постановщик, 29-летняя Лейсан Сафаргулова, в 2019 году с триумфом выигравшая международный конкурс молодых оперных режиссёров "Нано-опера". Уфимка тогда просто поразила жюри креативным подходом к прочтению классики и оригинальностью мышления, поэтому ее дебют в большой опере стал одним из самых ожидаемых событий в культурной жизни башкирской столицы и не только. Но Лейсан с первых же дней работы над "Онегиным" заявила, что намерена делать традиционную постановку.

- Мы видели постановки, где Онегин в джинсах, а Татьяна пишет своё письмо на ноутбуке и отправляет SMS, но мне кажется, что современный зритель уже достаточно наелся такими трактовками, ему это неинтересно, - уверена Лейсан Сафаргулова.

На счёт "наелся" кто-то согласится с молодым режиссёром, а кто-то, наверняка, захочет и поспорить, ведь все последние премьеры Башоперы - это как раз исключительно классические, костюмные постановки. Так называемую "режиссёрскую оперу", неизменно вызывающую интерес у широкой аудитории, в театре однозначно не жалуют. Так что увидеть "Онегина в джинсах" у уфимской публики, действительно, не было ни малейшего шанса.

- Нашей главной задачей было не испортить шедевр Пушкина и Чайковского, - отмечает режиссёр-постановщик. - Не всегда современные визуальные решения являются современными по сути. Мы с художником Иваном Складчиковым сразу решили, что визуально это будет классический спектакль, но внутри, конечно, есть кое-какие моменты, которые кому-то, возможно, покажутся не совсем привычными. Надеюсь, что концептуально у нас получилась современная постановка.

Стоит заметить, что в центре внимания оказался не титульный герой оперы, что неоднократно подчёркивали постановщики, а Татьяна.

- Да, наша постановка - о Татьяне. Мы ставили оперу именно о ней, через её восприятия событий. Но это не режиссёрский ход, не наша прихоть, а решение, вышедшей из музыки, - поясняет Сафаргулова. - "Евгений Онегин" Чайковского - именно о Татьяне, ведь не случайно во всём произведении звучит её тема. Живая, порывистая - Татьяна не оторванный от нашего времени персонаж, как, собственно, и сама постановка, которую мы постарались максимально приблизить к современности. Главное в спектакле - это человек, его чувства и переживания, которые вне времени, не зависят от визуального решения. Самой важной задачей для нас было сделать спектакль живым, честным и понятным.

 

300 костюмов и оперный парфюм

 

Самым опытным участником постановочной команды "Онегина" оказался главный художник Башкирского театра оперы и балета Иван Складчиков, уже больше двадцати лет работающий в качестве художника-постановщика. В Уфе он поставил оперы "Аттила", "Дон Кихот", а также балеты "Конёк-Горбунок" и "Соседи.1418". Успех всех этих спектаклей во многом заслуга художника-постановщика. Для "Онегина" было создано 300 костюмов и столько же пар обуви - все солисты и хор переодеваются за спектакль три раза. Причём тех костюмов, в которых в конце 2020 года исполнялась концертная версия оперы, на премьере замечено не было.

- Мы немного сместили эпоху и наряды ближе ко времени самого Чайковского. Он писал оперу в конце XIX века - и мы ушли от ампирных платьев пушкинского романа и отчасти моды 1850-х годов - это эпоха вторых кринолинов, а затем и от периода вторых турнюров - это 1870-е годы, - отметил Иван Складчиков. - Зрители видят людей практически со старинных портретов - с иными, чем у нас, движениями, пластикой. Например, жёсткие корсеты в женских платьях не позволяли горбиться и сидеть в них можно было только на крае стула, потому что иначе платья просто не помещались.

Как рассказал Иван Складчиков, его работа над "Онегиным" началась во время карантина, и самый первый эскиз он посвятил платью главной героини, в котором она появляется в последнем, третьем акте оперы, сценография которого резко отличается от первых двух частей  - одни огромные пятиметровые люстры из натурального хрусталя чего стоят!

- Весь спектакль у нас - это воспоминание Татьяны и реальная Татьяна только в последнем акте. Всё остальное её как бы флешбэк, - пояснил Иван Складчиков. - Поэтому, честно скажу, я начинал рисовать с финального платья Татьяны. Для меня "Онегин" - это некое закрытие каких-то моих гештальтов. Потому что есть несколько опер, которые являются моими гештальтами и когда я их все сделаю, уйду из театра и буду заниматься чем-то другим.

Тем не менее в ближайшие планы художника "заниматься чем-то другим" не входит: его следующая постановка на уфимской сцене - сказочная опера "Садко" Римского-Корсакова, которую поставит худрук Башоперы Аскар Абдразаков.

Ещё один сюрприз ждал меломанов перед спектаклем: известный парфюмер Денис Леонов прилетел из Санкт-Петербурга, чтобы лично представить эксклюзивный аромат "ONEGUINE. Ларина", специально созданный для уфимской премьеры оперы.

- Мы долго думали, что бы такого сделать вместе - и вот придумали историю, связанную со спектаклем: замечательный парфюм в исполнении Дениса решили совместить с моими эскизами, - рассказал Иван Складчиков.

 

Хор с танцами

 

В команду постановщиков также вошли хормейстер театра Александр Алексеев, давний партнёр Башоперы, художник по свету Ирина Вторникова и хореограф Рамуне Ходоркайте, тоже уже имеющая опыт работы на уфимской сцене. В творческом багаже Ходоркайте около 30-ти постановок в московских и зарубежных театрах. В частности, она работала с Андреем Кончаловским в Италии. В уфимском "Онегине" танцуют не только артисты балетной труппы, но и хористы.

- Всегда нелегко работать с хором, ведь это большое количество людей и основная их задача - петь. А в нашей опере они ещё и танцуют, - отметила Рамуне.

Главные партии исполняют солисты театра - на этот раз постановщики решили обойтись без приглашённых артистов. Среди самых именитых исполнителей - худрук театра Аскар Абдразаков, который был очень убедителен в партии Гремина, которую неоднократно исполнял на разных сценах и, прежде всего, в Мариинском театре, и тенор Ильгам Валиев в партии Ленского. Титульную партию исполняли Ян Лейше, но её также будут исполнять Айтуган Вальмухаметов и Салават Киекбаев. Вообще на каждую партию заявлены несколько исполнителей, причём в разных составах один и тот же артист может представлять разных героев.

- Я пою в этой опере две партии: Ротного и Зарецкого - и так исполнять гораздо интереснее, - уверен бас Рим Рахимов. - Постановка мне очень понравилась: шикарные костюмы и декорации, которые держат тебя всю оперу во внимании.

Партию Татьяны на премьере пела солистка Башоперы Галина Чеплакова, которая сейчас также является солисткой театра "Астана Опера". В других составах Татьяну будут петь Олеся Мезенцева и Эльвина Ахметханова.

- Я ещё совсем юной девушкой мечтала спеть эту партию. Мне кажется, она очень подходит мне, моему внутреннему миру, драматическом нерву, - уверена Галина Чеплакова, самая опытная из тройки уфимских Татьян, впервые спевшая эту партию на сцене "Астана Опера" ещё до разгула пандемии. - Готовясь к роли, я перечитывала Пушкина - и дирижёры, и режиссёры меня в этом здорово поддерживали, чтобы больше раскрылась. И, конечно, я слушала музыку - она очень вдохновляет. Здесь всё в музыке и ничего не надо выдумывать.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Популярное

ОПРОС Как вы использовали иностранную валюту в последнее время?

Результаты

Диадок

Фокус