Арт-объект

Ильдар Абдразаков: «Итальянка в Алжире» стала переломным моментом в моей жизни»

08.08.2022 Мила КИЯН
Знаменитый башкирский бас впервые исполнил одну из своих коронных партий - Мустафы-бея - на российской сцене. Премьерные показы оперы Джоаккино Россини с Ильдаром Абдразаковым в главной мужской партии прошли на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

«Играя Мустафу, я смеюсь над собой»

 

Главным культурным событием прошедшей недели стала премьера шедевра итальянского оперного гения Джоаккино Россини - "Итальянка в Алжире", которую восторженные фанаты уж назвали "лучшим оперным спектаклем десятилетия". Одна из самых популярных опер Россини отсутствовала в репертуаре одного из главных театров страны более полувека. И, кстати, вернуть эту оперу на сцену прославленного театра художественному руководителю и директору Мариинки Валерию Гергиеву посоветовал никто иной, как Ильдар Абдразаков, который неоднократно пел главную мужскую партию в опере "Итальянка в Алжире" на самых разных сценах мира - в Нью-Йорке, Вашингтоне, Милане, Вене, Цюрихе и Зальцбурге.   

- Я очень люблю эту оперу. Скоро будет двадцать лет, как она появилась в моём репертуаре, и я периодически к ней возвращаюсь с огромным удовольствием! - отметил Ильдар Абдразаков. - Оперным артистам с низким голосом, особенно басам, не часто представляется возможность раскрыть свой комический потенциал, а в сочинениях Россини для этого всё есть.

"Итальянка в Алжире", которую 22-летний Россини написал всего за 23 дня, его первая крупная опера-буффа (комическая опера), которую Стендаль считал "высшим достижением жанра буффа". Согласно жанру, герои оперы изображены с предельным гротеском - особенно алжирский бей Мустафа, пресытившийся женой Эльвирой и воспылавший безумной страстью к итальянке Изабелле, захваченной пиратами и попавшей в его гарем.

Стоит напомнить, что именно с этой партией Ильдар Абдразаков дебютировал в нью-йоркском Метрополитен-опера в 2004 году, а титульную партию тогда исполняла Ольга Бородина, на которой в то время башкирский бас был женат. В 2015 году Ильдар Абдразаков вновь вышел на сцену в Нью-Йорке с этой партией, а Изабеллу уже пела итальянка родом из знойной Сицилии Марианна Пиццолато. Спектакль произвёл настоящий фурор и, если полистать прессу тех лет, можно обнаружить массу восторженных отзывов о выступлении нашего земляка.

"Вечер принадлежал господину Абдразакову, - писала солидная The New York Times. - Вокально он оставался сосредоточенным и звучным в каждом ракурсе и даже иногда нелепых колоратурных пассажах, назначенных ему Россини".

- Именно "Итальянка в Алжире" стала каким-то таким переломным моментом в моей жизни, потому что, видимо, в этой опере один из главных персонажей - бас, бей Мустафа, который живёт в Алжире, в мусульманской стране. И так как я сам родился в мусульманской республике, мне всё это близко, - прокомментировал Ильдар Абдразаков новую постановку "Итальянки". - И то, что я играю Мустафу и смеюсь сам над собой – это вдвойне интересно делать.

 

«Это особый вызов для низкого голоса»

 

Одной из самых успешных постановок "Итальянки" с участием Ильдара Абдразакова стала постановка 2018 года в рамках знаменитого Зальцбургского фестиваля, собирающего в небольшом австрийском городке меломанов со всего мира. Благодаря трансляциям в интернете с этой, без сомнения, выдающейся постановкой - работой знаменитого бельгийского дуэта Моше Лейзера и Патриса Корье - смогли познакомиться и российские поклонники Ильдара Абдразакова. Спектакль, кстати, вошёл в число лучших постановок Зальцбургского фестиваля за всю его столетнюю историю. В этой очень оригинальном версии Мустафа-бей был представлен в роли босса мафии, а его соперник за сердце Изабеллы - её жених Линдор - в роли члена сборной итальянской футбольной команды.

В питерской постановке, режиссёром которой выступила Екатерина Малая, Линдор, пленник Мустафы, служит у него поваром - и, конечно же, в спектакле много застольных сцен - Ильдару Абдразакову даже приходится петь, поглощая спагетти! А ведь партия Мустафы-бея и без того требует виртуозного владения вокальной техникой.

- Да, партия Мустафы-бея - это особый вызов для низкого голоса, потому что здесь должна быть определённая техника, определённое дыхание должно работать, - не скрывает Ильдар Абдразаков. - Это не Верди, не Вагнер, не Пуччини, то есть здесь нет времени вздохнуть. Взял дыхание - и его регулируешь: где-то надо держать, где-то - перехватить, реакция должна быть быстрая. И потом игра на сцене - много речитативов, много разговорной речи, и нужно хорошо знать, о чём ты говоришь, каждое слово выделять.  

Несомненный комедийный талант башкирского баса привёл в полнейший восторг и питерскую публику - и это, надо заметить, случается каждый раз, когда он выходит на сцену в опере-буффа. Да и сейчас Ильдар Абдразаков в роли Мустафы затмил всех своей неуёмной энергией и харизмой. Кстати, именно эту самую оперу знаменитый бас намерен в ближайшее время поставить на сцене Башкирского оперного театра - это станет вторым опытом артиста в качестве режиссёра-постановщика после триумфального премьерного "Аттилы" Джузеппе Верди, который был показан в Большом театре, куда билеты были распроданы всего за пару часов после старта продаж.

- Мы с Айгуль Ахметшиной, которая сейчас делает успешную карьеру на европейской сцене, как-то прикинули, что бы нам такого сделать вместе в нашем родном Башкирском театре. И сразу пришли к одному названию - "Итальянка в Алжире", - поделился Ильдар.

Действительно, одна из самых популярных опер в мире никогда не была в репертуаре Башкирского театра оперы и балета за всю его более чем 80-летнюю историю. И инициатива Ильдара Абдразакова заслуживает самого пристального внимания. Именно такого спектакля, который, несомненно, привлечёт новых слушателей, сейчас очень не хватает в репертуаре Башоперы.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Популярное

ОПРОС Как вы использовали иностранную валюту в последнее время?

Результаты

Диадок

Фокус