Арт-объект

В юбилейный год в Башопере делают ставку на именитых постановщиков

19.09.2022 Мила КИЯН
Главный театр республики озвучил планы на 85-й сезон, который обещает массу сюрпризов поклонникам классического искусства: от самого амбициозного проекта - оперы-былины "Садко" Римского-Корсакова до необычного балета, посвящённого Сергею Рахманинову, в котором бас Аскар Абдразаков исполнит партию Федора Шаляпина.

Сезон бенефисов

 

В начале сентября Башкирский театр оперы и балета открыл 85-й сезон бенефисом, посвящённым 30-летию творческой деятельности танцовщицы и педагога Елены Фоминой, в котором приняли участие её ученики и приглашённые артисты из разных российских театров.

"Люди, которые долго работают в театре, достойны бенефисов", - считают в администрации Башоперы.

В начавшемся сезоне бенефисов, похоже, будет немало: уже 1 октября балет "Анюта" будет посвящён Валерии Исаевой, совсем недавно получившей звание народной артистки Башкирии, а в феврале придёт черёд ещё одной примы-балерины - Гульсины Мавлюкасовой. Кроме того, поклонников оперного искусства пригласят на бенефисы ведущих солистов оперной труппы Ларисы Ахметовой и Раиля Кучукова.

- Мы надеемся, что в 85-й сезон ничто не помешает нам в плане эпидемиологической обстановки, - заметил гендиректор Башоперы Ильмар Альмухаметов. - У нас уже афиша сформирована вплоть до 31 декабря, и зрители активно раскупают билеты, даже на традиционные новогодние представления "Щелкунчика".

Новогодний балет Чайковского, неизменно пользующийся повышенным спросом публики, разумеется, из афиши никуда не денется. Но и тем, кто несколько подустал от академических постановок, в новом сезоне, вероятно, будет на что посмотреть. Взять хотя бы постановку "Симфония длиной в жизнь", посвящённую 150-летнему юбилею композитора Сергея Рахманинова, который будет широко отмечаться в следующем году. Постановку в театре называют "автобиографическим балетом-симфонией", среди участников которого обнаружился и худрук Башоперы Аскар Абдразаков, который исполнит партию знаменитого баса Фёдора Шаляпина.

Подробности необычного спектакля озвучены не были, известно только, что в качестве постановщика в Уфу приглашён премьер Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев. 37-летний танцовщик и хореограф известен не только яркими образами и оригинальными балетными миниатюрами: у него совершенно необычное для артиста балета хобби, он серьёзно увлекается триатлоном - плавание, бег на марафонские дистанции и езда на велосипеде. Так что можно не сомневаться: скучать публике артист-спортсмен уж точно не даст. Да и главную партию он, скорее всего, исполнит сам, а Аскар Абдразаков выступит в образе Шаляпина.

 

Заявка на Грозного

 

Балетом в честь Сергея Рахманинове, который будет идти под музыку композитора, балетные премьеры не ограничатся. В планах театра также постановка балета "Иван Грозный", в основу которого положена музыка Сергея Прокофьева, написанная для знаменитого советского фильма Сергея Эйзенштейна, с хореографией Юрия Григоровича. Но пока Башопера ждёт разрешения от наследников композитора, так что ничего конкретного о предстоящей премьере узнать не удалось. Если всё сложится, репертуар театра пополнится редким балетом, сюжет которого строится вокруг трагической смерти первой и самой любимой жены Ивана IV - Анастасии, которая была отправлена, что, кстати, было подтверждено специалистами, обнаружившими в сохранившихся волосах юной царицы большое количество ртути и мышьяка. Премьера балета состоялась ещё в советское время в 1976 году в Большом театре, а вот когда в 2010-м его решили возобновить, разрешение на использование музыки Прокофьева от его наследников пришлось ждать аж несколько сезонов.

Для реализации ещё одного балетного проекта - фестиваля в честь Рудольфа Нуреева - театр пригласил именитого балетмейстера, одного из самых востребованных на сегодняшний день в нашей стране.

- На открытии сезона среди гостей был главный балетмейстер екатеринбургского театра Ural Opera Ballet Вячеслав Самодуров - мы пригласили его стать худруком фестиваля в честь 85-летия Рудольфа Нуреева, который состоится в марте следующего года, - сообщила руководитель балетной труппы театра Леонора Куватова.

Имя 48-летнего экс-премьера Мариинского театра, Национального балета Нидерландов и лондонского королевского театра Ковент-Гарден хорошо знакомо всем балетоманам. В качестве хореографа, где Вячеслав Самодуров преуспел не меньше, чем в качестве премьера, он ставил балеты в Большом театре, том же Ковент-Гардене, Михайловском и Пермском театрах. А сегодня балетная труппа Ural Opera Ballet, которую Самодуров возглавляет с 2012 года, считается чуть ли не самой креативной в России, так что башкирских балетоманов, несомненно, ждёт нечто очень занимательное. Кстати, они уже имели возможность познакомиться с творчеством Самодурова-хореографа ещё в 2019 году, когда во время очередного международного фестиваля имени Рудольфа Нуреева в Уфе был показан балет "Ромео и Джульетта" на музыку Прокофьева. В этом сезоне именитый балетмейстер, лауреат премии "Золотая маска" станет худруком концертной части лаборатории Rudi Dance Lab, которая состоится в рамках фестиваля, посвящённого Рудольфу Нурееву.

 

«Садко» - большая и серьёзная премьера»

 

Не забыли и про любителей более лёгких жанров, для них в новом сезоне предназначены две новые постановки: мюзикл Александра Журбина "Стакан воды" по знаменитой пьесе Эжена Скриба, для которого композитор даже пообещал дописать три арии. А специально ко Дню Святого Валентина публике представят музыкальный спектакль Love is (как называлась популярная в 90-х жвачка), в котором будут собраны популярные песни о любви.

- Мы готовим хулиганство для академического театра, - не скрывает намерений музыкальный руководитель театра Александр Алексеев. - Это будет исполнение a capella с участием хора - песни о любви в обработке Михаила Серкова. И это станет хорошим подарком к 14 февраля.

А самым ожидаемым спектаклем юбилейного сезона, несомненно, станет постановка оперы "Садко" Римского-Корсакова, которой никогда прежде не было в репертуаре Башоперы. За его постановку взялся худрук театра Аскар Абдразаков, который не смог присутствовать на открытии сезона, поскольку в это время находился в Луганской народной республики, где принял участие в праздничном концерте в честь 227-летия со дня основания Луганска.

- Опера "Садко" - большая и серьёзная премьера, над которой работает постановочная команда, которую мы пригласили из Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, - отметил Ильмар Альмухаметов. - Один из актов - "Подводное царство" - будет полностью исполнен в балетной технике, за него отвечает народная артистка СССР Маргарита Дроздова.

В качестве дирижёра-постановщика своего, пожалуй, самого амбициозного проекта театр пригласил главного дирижёра Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова. 50-летнего маэстро называют одним из самых харизматичных современных дирижёров. На его юбилее в мае этого года собрались самые яркие отечественные музыканты и звезды оперной сцены, в том числе брат режиссёра-постановщика "Садко" Ильдар Абдразаков, который охарактеризовал юбиляра как музыканта "с большим сердцем".

Стоит отметить, что маэстро Коробов уже не раз обращался к постановкам опер Римского-Корсакова. На его счету успешная работа над шестью из пятнадцати опер русского классика. Но вот "Садко" он будет ставить впервые, поэтому с большим энтузиазмом принял предложение поставить эту оперу в Уфе.

- Очень рад, что башкирский театр обращается к русской классике, потому что она сейчас, к сожалению, отошла на второй план. А ведь это важный культурный фонд, значимый для понимания своей культуры, - отметил Феликс Коробов. - В вашем театре всё заряжено энергией, и я очень рад, что включился в эту работу.

 

Загадочное и необъяснимое

 

Понятно, что на дирижёра-постановщика, как и на режиссёра, ложится основная ответственность за то, сможет ли новый проект, действительно, стать событием в культурной жизни республики и составить достойную конкуренцию постановкам ведущих российских театров в регионах.

- Обращаясь к операм Римского-Корсакова, ты понимаешь, что композитор в своё время был абсолютным гением, - заявил маэстро Коробов, который уже несколько недель назад начал работать с оркестром Башоперы. - Но в то же время композитор был страшно скован цеховыми обязательствами - это и объединение "Могучая кучка", в которую он входил, с её правилами и нормами, по которым он должен был писать русскую музыку в русских традициях. И тогда Римский-Корсаков придумал интересную историю, которая в первую очередь касается двух его опер: "Золотой петушок" и "Садко". Он вывел все "боярские" акты в традициях русской музыки, а потом вдруг был таинственный акт - что-то совершенно невообразимое. Например, Шемаханская царица в "Золотом петушке", до сих пор вызывающая споры: это самая прекрасная вещь или самая ужасная? А в "Садко" - это подводное царство и Волхова - нечто загадочное и необъяснимое. И вот тут стиль Римского-Корсакова совершенно преображается, и именно тут начинаются и Дебюсси, и Равель, и Малер - импрессионисты. Всё это Римский-Корсаков, как композитор, чувствовал. И об этом я говорю с оркестром, и этого пытаюсь добиться в звуке. Этот дуализм Римского-Корсакова совершенно фантастический, как будто в одном оркестре играют два разных оркестра. И в этом основная сложность Римского-Корсакова.

Вообще-то, стоит заметить, что "Садко" - не самая популярная опера и не многие театры, тем более провинциальные, решаются браться за её воплощение. Но, с другой стороны, это очень выигрышный спектакль.

- Если зритель ещё не знаком с нашим театром, то он сможет прийти на "Садко" и познакомиться сразу со всеми, потому что в этой постановке полностью задействованы и оперная, и балетная труппы театра, и хор - не сцене одновременно будет более двухсот человек, - пояснил музыкальный руководитель театра Александр Алексеев. - Конечно, нам всё-таки пришлось сделать некоторые сокращения, хотя с музыкальной точки зрения - это, конечно, кощунство, за что мы попросили прощения у Римского-Корсакова. Но, с другой стороны, современному зрителю будет сложно выдержать пять часов - а именно столько с антрактами "Садко" идёт в оригинале.  Продолжительность нашего спектакля будет около четырёх часов.

 

С былинным размахом

 

А вот визуальная составляющая спектакля отправит зрителей в прошлое: художник-постановщик оперы Иван Складчиков пообещал, что зрители увидят именно то, что было на премьере оперы в девятнадцатом веке, которая состоялась ещё в 1897 году. Кстати, премьера прошла в частном Московской опере Мамонтова, поскольку император Николай II, по слухам, собственноручно вычеркнул оперу из планов Мариинского театра. Сам композитор так комментировал московскую премьеру: "По-моему, слушатели ничего не поняли, и опера им не понравилась". Будет надеяться, что в нынешнем воплощении монументальное произведение русского гения публика оценит.

- Мы решили пойти другим путём, отличным от постановок Мариинского и Большого театров, - отметил главный художник Иван Складчиков. - Там никогда не делали полноценного балетного акта "Подводного царства", а мы решили вместо хождения по сцене оперных певцов в течение двадцати пяти минут сделать полноценный балетный акт. Так что нашего "Садко" вообще-то можно назвать опера-балет.

Также Иван Складчиков напомнил, что сам композитор назвал "Садко" оперой-былиной. Накануне премьеры, 24 ноября, в Башопере пройдёт традиционное дефиле в костюмах, созданных к опере "Садко", где в качестве ведущего и комментатора выступит сам художник-постановщик Иван Складчиков. Премьерные показы оперы пройдут на сцене 25, 26 и 27 ноября, а 2 и 3 марта оперу увидит московская публика. "Садко" станет третьей постановкой Башоперы последнего времени, после "Аттилы" и "Дон Кихота", которую покажут на исторической сцене Большого театра.

Постановщики башкирского "Садко" надеются, что их амбициозный проект не останется без внимания столичной публики, хотя в 2020-м в Большом состоялась премьера "Садко" в постановке всемирно известного режиссёра Дмитрия Чернякова, который известен провокационным подходом интерпретации классического наследия. Позиция Чернякова - сказки, блины и исторические сюжеты обязательно должны иметь актуальную подоплёку. Башкирский "Садко", напротив, станет классической костюмной постановкой.

- Сегодня гораздо реже встречаются постановки, соответствующие исторической реальности, - считает Иван Складчиков. - Надеюсь, наша будет именно такой и найдёт своего зрителя.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты