Арт-объект

В уфимском Театре кукол «Золушку» сыграли королевские марионетки

30.11.2022
Пока Кукольный театр практически отстраивается заново, чтобы обновленным открыться к 450-летнему юбилею Уфы, артисты и не думают отдыхать. И не просто играют полюбившиеся юной публике спектакли, а представляют новые постановки. «Золушку», премьера которой состоялась в малом зале Башкирской оперы, здесь называют уникальным для театра представлением. А все потому, что впервые весь спектакль кукольники работают с королевскими марионетками.

Эти куклы оживают с помощью трехметровых капроновых нитей, что требует от актеров высокого уровня мастерства.

Есть еще один повод, чтобы увидеть незабвенную сказку Перро в инсценировке Виктории Щербаковой – это необычайно реалистичные куклы, которых по спецзаказу изготовили на 3D-принтере из лёгкого пластика.

За эту работу взялись уфимцы Урал и Артур Гильмановы, которые теперь живут в Петербурге, где создали творческую мастерскую. Всего мастера сотворили для уфимской постановки более трех десятков кукол от 65 до 80 сантиметров. Это и марионетки, и тростевые куклы. Зрители увидели также и персонажи-манекены. Шарнирные куклы, выполненные при помощи современных технологий, получились такие легкие, что в театре пришлось утяжелить их свинцом. Костюмеры одели марионеточных героев в наряды из шелка, шифона и сатина.

- Это была наша давняя мечта – поставить «Золушку» именно с куклами-марионетками, - рассказал один из создателей постановки Александр Верхоземский. - Это самая сложная система кукол, и у нас в России их практически нет. Настоящие марионетки на длинных нитях с крестовиной – огромная редкость.

Еще одна закулисная подробность премьеры: артисты работают на специально созданном для театра четырёхметровом пятитонном металлическом станке. Интересно, что для работы на этой конструкции актеры, как заправские высотники, прошли обучение по технике безопасности и имеют допуск на станок.

— Мечта поставить марионеточный спектакль «Золушка» зародилась ещё семь лет назад, - рассказывает одна из создательниц спектакля Надежда Беззубова. - Тогда я впервые съездила в Европу. В Зальцбурге я посетила знаменитый старинный марионеточный театр, в котором спектакли ставят не только для детей, но и для взрослых.

Оказалось, что в Зальцбурге с марионетками ставят даже целые оперы. Здесь Надежда увидела спектакль «Сон в летнюю ночь» и была поражена возможностями этих кукол.

- И хотя я была скептически настроена к этому виду кукол, зрелище настолько поразило меня своей красотой, точностью исполнения, что мне очень захотелось, чтобы и в нашем театре появилось нечто подобное.

Но сказочные чудеса на этом не заканчиваются. Зрители постановки увидели и ту самую хрустальную туфельку Золушки. А отыскала ее среди семейных реликвий Надежда Беззубова.

Дело в том, что по замыслу постановщиков маленьких зрителей в фойе приветствует церемониймейстер – единственный герой спектакля в человеческом, а не кукольном обличье. Этот проводник из реального в волшебный мир сказки обучает хорошим манерам, дворцовым танцам и показывает ребятам потерянную хрустальную туфельку замарашки, превратившейся в принцессу.

- Я долго думала, как её сделать такую — маленькую, с кучей миниатюрных деталей, лёгкую и прозрачную, - признается Надежда Беззубова. - И вдруг мама напомнила, что бабушка в детстве подарила мне хрустальную туфельку, которая пролежала более двадцати лет где-то в шкафах. Когда я увидела её, на меня нахлынули воспоминания о бабушке, и я поняла, что это именно та туфелька, которая мне сейчас нужна для спектакля.

Правда, тем самым дорогим сердцу раритетом Надежда решила не рисковать: в цехах театра сделали точную копию этой туфельки из смолы. А хрустальный оригинал стал неприкосновенным талисманом всей команды сказочного спектакля.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Популярное

ОПРОС В Башкирии существенно увеличился минимальный размер оплаты труда. Как вам теперь будут платить зарплату?

Результаты

Диадок

Фокус