Арт-объект

Роман Каримов: «В фильме «Гуляй, Вася!» зашкаливающий уровень анархии и хулиганства»

12.02.2017 Вика ЗВЕРЕВА
На следующей неделе в российский прокат выходит новый фильм уфимского режиссера Романа Каримова «Гуляй, Вася!». Роман зарекомендовал себя как мастер комедийного жанра, его фильмы «Неадекватные люди» и «Все и сразу» прошли с большим успехом и запомнились зрителям. Новая комедия уже была презентована в нескольких российских городах, а в ближайшие дни Роман лично представит фильм в родной Уфе. Стоит отметить, что многие критики положительно оценили новую работу Каримова и дали вполне лестные рецензии. Накануне премьеры мы пообщались с режиссером и узнали подробности создания комедии.

«Бывшая супруга не такая стервозная, как героиня комедии»

 

- Рецензии на «Гуляй, Вася!» все хорошие, а зрительская реакция еще лучше, - объясняет Роман. - Во всяком случае, если оценивать по количеству смеха в зале. Если оценивать качество комедии по тому, насколько много люди смеются во время фильма и насколько постоянен и част этот смех, то я никогда еще не слышал, чтобы на каком-то фильме смеялись настолько продолжительно. В этом плане мы, по-моему, победили. Смех начинается сначала потихонечку, потому что в начале зрители с недоверием относятся к фильму. Но уже на 12-15 минуте все переходит чуть ли не в патологию, и даже обычные сцены, где смеха не подразумевалось, люди начинают воспринимать как юморные, потому что они уже привыкли, что наши персонажи делают смешные вещи. В эмоциональном плане многие признаются, что в конце фильма хочется плакать или что переживаешь за героев.

- Как пришла идея фильма?

- Идея пришла два года назад. В это время у меня был второй развод, который оказался очень забавным. Мы с моей второй женой много ругались, разводились при взаимных колкостях и втыкании палок в колеса друг другу. К этому подключались наши знакомые и друзья, в общем было так забавно и весело, что я подумал, почему бы не сделать сюжет на основе этих событий. Так что фильм в какой-то степени автобиографичный. Конечно, в кино зашкаливающий уровень анархии и хулиганства, но все же из нашей жизни там действительно довольно много моментов.

- А бывшая супруга в курсе, что фильм автобиографичный?

- Нет, она этого еще не знает. Она видела фильм, но, думаю, до тех пор, пока не выйдут интервью, у нее, скорее всего, будет ощущение, что наша история – это лишь задумка. Дело в том, что в кино главная героиня получилась настолько стервозной, что на мою бывшую жену она в общем-то и не похожа. Качества главной героини все же очень сильно утрированы и к реальности по большому счету отношения не имеют. 

- Почему вновь решили снять комедию?

- Я снимал и не комедии, например, «Черная вода». И, кроме того, принимал участие в разных проектах. Но все же комедия - это некий способ терапии, то, с чем хочется провести как можно больше времени. Во время создания фильмов испытываешь много стресса, нагрузка очень тяжелая, а комедия – это работа с легким материалом, с веселыми людьми все дается гораздо проще. Съемка комедии не кажется какой-то тяжелой, изматывающей работой. Ты вроде как шутишь, смеешься и в то же время работаешь.

- Но смешить зрителей, наверное, сложно?

- Сложно до тех пор, пока у тебя нет системы, или когда у тебя не получается их смешить и ты сталкиваешься с разочарованием. А когда все получается, когда тебе попались хорошие актеры, когда работает сюжет и все понятно, то юмор просто начинает появляться сам по себе, а ты работаешь над его усилением, над добавлением каких-то элементов, чтобы все выросло в целостный фильм. Важно, чтобы не просто было смешно в каждой сцене, но и еще чтобы это работало как история, чтобы у зрителя сложилась целостная картина.

 

«У меня очень странная репутация в киноиндустрии»

 

- Легко ли было найти спонсоров и финансы на фильм?

- Нелегко. У меня очень странная репутация в индустрии. Когда я пытался найти деньги, многие люди очень быстро забыли успех «Неадекватных людей» и «Все и сразу». Все отвечали, что нам не по пути. Я очень благодарен своим продюсерам, которые помогли с финансированием, плюс часть денег дало государство. В итоге все сложилось, и мы сделали этот фильм. Интересно, что сейчас те, кто отказывался с нами работать, уже иначе относятся к проекту. Когда кино выйдет в прокат, всем будет очевидно, что оно отлично работает.

- Фильм получился малобюджетным?

- Бюджет менее 40 млн рублей. Для такого жанра это все-таки небольшой бюджет. Обычно на комедии тратится около 70-80 млн рублей. У нас звезд не было, но продакшн был насыщенный. Мы не сняли кино за две недели, как «Неадекватных людей», наоборот, ездили в экспедицию, переснимали сцены, если нас что-то не устраивало. То есть мы не экономили на качестве самой картины.

- Непрофессиональных актеров задействовали?

- Нет, чтобы прямо с улицы как в «Неадекватных людях», таких нет.

- Где проходили съемки и сколько времени ушло на весь процесс?

- Город Юрьев-Польский во Владимирской области стал основным местом съемок. Кстати, там же снимался «Золотой теленок» с Юрским. Основной блок съемок проходил поздней осенью 2015 года, но мы притворялись, что это лето. Вся основная работа по монтажу, озвучанию, сочинению музыки происходила в 2016 году. К началу 17-го фильм был готов, и мы решили выпустить его 14 февраля в день всех влюбленных, потому что фильм о любви, о парочках, о том, как они пытаются выяснить взаимоотношения и построить свою любовь.

- Что делали в фильме помимо режиссерской работы?

- Я еще автор сценария, продюсер и композитор. На самом деле много всего делал – и монтажом занимался, и цветокоррекцией, и другими вещами, но в процессе работы на это не обращаешь внимания.

- Есть режиссер, фильмы которого вы всегда ждете?

- Кен Лоуч.

- Что больше всего понравилось из последних премьер?

- «Поезд в Пусан». Я очень не люблю фильмы про зомби, но это кино меня поразило. Я посмотрел фильм раз пять и показал его всем знакомым. «Поезд в Пусан» очень сильно меня тронул. 

 

«Все мои уфимские друзья по-хорошему долбанутые»

 

Интересно, что по образованию Роман – финансист и за плечами у него учеба в уфимском финансово-экономическом колледже, а также московском институте экономики, статистики и информатики. По словам Каримова, индустрией кино он заинтересовался давно. После окончания учебы Каримов отправился в Лондон, где жил и работал два года.

- Там я осваивал азы монтажа, работал на телевидении, стал более профессионально увлекаться кино, - объясняет Роман. - Затем вернулся в Уфу, где начал работать переводчиком, а в свободное время снимал короткометражки, увлекся созданием клипов. В этом мне помогла студия «Муха». Здесь я сформировался как режиссер, потому что Виталий Мухаметзянов был невероятным учителем. В обмен на мои символические усилия по монтажу клипов он давал возможность пользоваться всем оборудованием и снимать короткометражки. Виталий видел мой потенциал и понимал, что я не зря трачу время, он очень сильно мне помогал. Я набил руку на короткометражках именно в тот период работы. Хотя, если честно, работой это сложно назвать, потому что ничего особого я там не делал и никакой ответственности у меня не было. Я лишь помогал, насколько мог, в должности помощника монтажера. Я бы назвал это скорее приятным обучением, ведь у Виталия я познавал азы работы с актерами, учился снимать, монтировать и делать цветокоррекцию. В Москве мне это очень пригодилось. На «Мухе» я понял, что способен на многое и что кино - это достижимое дело, что все можно освоить, построить какую-то систему и выработать навыки, чтобы создавать собственные фильмы. Когда я уперся в потолок и понял, что для дальнейшего продвижения нужны более серьезные ресурсы, в 2008 году я переехал в Москву.

- Как ощущаете себя в московской кинотусовке?

- Относятся ко мне не очень хорошо, потому что я сам по себе делаю фильмы, которые находят отклик у определенной аудитории. В связи с этим я чувствую себя независимым. В этом плане мною трудно управлять - я довольно едкий человек. У меня есть друзья из среды коллег, поклонники моего творчества, но при этом продюсерская часть индустрии смотрит на меня немного скептически. Возможно, им хочется со мной поработать, но они, видимо, опасаются, потому что я все-таки капризный автор и чаще всего делаю то, что мне нравится.

- Как на вас сказывается такое отношение?

- В конечном итоге для меня это хорошо. Я больше страдаю от того, что мое время тратится какими-то продюсерами и проектами, которые мне стараются впихнуть, а потом мы все равно не можем договориться. Это изматывает и тратит кучу нервов. Поэтому мне гораздо проще, чтобы меня не трогали и дали мне делать то кино, которое мне самому нравится и которое я хочу делать.

- Какой фильм мечтаете снять?

- По произведению Эфраима Севелы «Почему нет рая на земле».

- Из уфимского периода жизни что-то привносите в фильмы?

- Уфимский период жизни играет очень большую роль практически во всех моих сценариях, потому что я постоянно вспоминаю эпизоды с моими друзьями. Это отличное подспорье. Когда я начинаю думать, каким тот или иной эпизод мог бы быть в реальной жизни, я сразу вспоминаю друзей и пытаюсь сообразить, что бы они сделали в этой ситуации. Это очень помогает в написании сценария, потому что все уфимские друзья очень интересные. Каждый отличается один от другого и все они по-хорошему долбанутые, чтобы на основе них можно было прописывать смешных персонажей.

- Презентация новой картины в Уфе для вас особая?

- Даже не знаю. Скорее, презентация в Уфе такая же как и в других городах, но более острожная. Все-таки показ фильма дома – это что-то иное, ведь здесь меня ждут с особым чувством. А вот когда приглашают другие города – это приятно, потому что понятно, что мое творчество нравится, и людям хочется видеть режиссера вне зависимости от того, родился он здесь или нет. В Уфе я представлю фильм лично, приеду на день-другой и с удовольствием отвечу на все вопросы.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты