Арт-объект

Гастроли Гребенщикова показали, что залов для рок-концертов в Уфе так и не появилось

12.03.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Уфа по счастливому стечению обстоятельств вошла в концертное расписание постаревших, но все еще очень популярных в стране рок-героев. Так, в столице Башкирии недавно выступил Борис Гребенщиков с «Аквариумом», скоро впервые в Уфе даст концерт «Аукцыон», а Шевчук и ДДТ представят амбициозную программу «История звука». «Аквариум», будучи в авангарде процессии, доказал, что фанатов русского рока в олдскульном смысле этого слова в Уфе хватает.

«Мы будем гарантом вашей свободы»

 

Фанаты приближали этот день как могли, и день радости начался раньше, чем это планировалось. В полдень БГ дал небольшое «случайное» выступление в Гостином дворе. Объявление об этом появилось в соцсетях ранним утром, новость разбежалась быстро, но трудовой будень все-таки дал о себе знать. Фрилансеры, студенты и те, кто мог себе позволить уйти с работы, составили большую часть зрителей, в недоуменном меньшинстве оказались случайные прохожие, которых, впрочем, в обновленной Гостинке всегда немного. БГ не стал отделываться одной только акустикой, а зарядил полноценное электричество на 15-минутный сет. Напомнив, что «Аквариум» дает большой концерт вечером, Гребенщиков поблагодарил всех за внимание и растворился в импровизированном закулисье, уходящем в торговые лотки. Желающие брали автографы у оставшихся музыкантов и фотографировались на память. 

Вечером ГКЗ «Башкортостан» был благодарно полон. В основном, это была молодежь самых разных возрастов, вплоть до ровесников самого Гребенщикова. Под потолком над сценой висело традиционное для концертов «Аквариума» полотно с индийским божеством, играла индийская музыка, настраивающая на спокойный и медитативный лад. Слегка потомив публику, герой рок-н-ролла и его команда вышли и начали с песни «Логин: Сын плотника». Успешно залогинившись, БГ с энтузиазмом поприветствовал уфимскую публику на билингве, сложив ладони на индийский манер:

- Хаумыхыгыз и добрый вечер!

Зал ответил примерно тем же, добавив радостный рев от встречи после годовой разлуки.

Дополнив вступление боевиком «Назад в Архангельск» и лирикой «Маша и медведь», БГ вновь обратился к залу:

- Хочу вам напомнить завет нашего древнего знакомого Емельяна Пугачева: «Если вы хотите танцевать, вам никто не помешает». Тут полно места. Пока мы здесь, мы будем гарантом вашей свободы.

Ерзающая на своих местах молодость радостно взвизгнула и расправилась во весь рост: в разных точках зала стремительно выросли небольшие собрания фанатов, затанцевавших под «Растаманов из глубинки». Правда, вскоре это стало доставлять явное неудобство тем, кто хотел с комфортом сидеть согласно купленным билетам, но оказался от этой вдохновенной физкультуры на расстоянии вытянутого локтя. Просьбы отойти и не заслонять солнце быстро превратились в громкую и глупую перебранку, которую услышал весь зал. Кто-то истошно завопил: «Нам мешают танцевать!» БГ с удивлением и невозмутимостью обратился к публике с просьбой самостоятельно разрулить ситуацию и быть взаимновежливыми, но страсти не утихали. В итоге через пару песен БГ вышел к краю сцены, около которой тоже кучковалась хиппующая публика, не желавшая сидеть на своих местах, и поговорил с ними спокойным тоном, каким  непонятливых детей просят перестать надоедать незнакомым дядям.

- Мне стало даже интересно, а что, правда ли стоящие танцующие мешают? Покажите мне. Вы хотите автограф? Хорошо, давайте я вам подпишу, после концерта. Знаете почему? Потому что во время концерта мы поем и занимаемся музыкой. Знаете, это концерт не совсем классической музыки, поэтому люди хотят двигаться. Я попытаюсь как-нибудь так вылезать, чтобы всем было видно.

Этот неприятный казус затронул интересный вопрос, связанный с уфимским концертным пространством. Средних по объему клубов, где есть и полноценный танцпол, и сидячие места, - в столице республики мало, это лишь «Огни Уфы». Да и то последние годы тамошний танцпол любят превращать в неудобный партер, заставленный стульями. Поэтому что нам делать с пьяным матросом, захотевшим встать и затанцевать прямо перед соседом, - решительно непонятно.

 

«Я начинал играть музыку на танцах в школе»

 

Гребенщиков, выступавший в прошлом году с ирландским трио в акустике, доказал, что по-прежнему отлично играет и в составе «Аквариума». То, как музыканты работают друг с другом на сцене, восхищает, а общий музыкальный букет оказывается очень богатым и густым, его интересно рассматривать безотносительно интереса к творчеству БГ или русскому року как таковому. К тому же «Аквариум» уже давно не укладывается в рамки пресловутого русского рока. То, что сейчас устраивает группа на сцене, больше хочется назвать чистой эмоцией, чем музыкальным жанром.

- В первые минуты, когда солнце только-только появилось над горизонтом, такое ощущение, что играет музыка, - между песнями поделился опытом БГ. - Прекрасная, торжественная, очень простая и очень красивая, которую никто никогда не слышал. Те мелодии, которые играет флейтист «Аквариума» Брайан Финнеган, часто напоминают эту музыку.

Сам концерт оказался очень ровным, почти монолитным, целиком состоящим из  душеспасительных песен на каждый день. Красной линией стал настрой на жизнеутверждающую волну, которая фирменным гребенщиковским стилем рассказывала о всеобщей доброте существования, своевременности происходящего и огромном удивительном мире, полном обыкновенных чудес. Интересно, что в этот контекст музыкант почти не добавлял утяжеляющих песен, более суровых в смысловом отношении. Ни следа «Соли», которая в 2014 году прозвучала интересным и свежим ответом на повестку дня, до сих пор не выходящей из заголовков газет. В число эпизодов, заставивших встрепенуться всех текущих по благостной волне, можно отнести разве что «Назад в Архангельск», «Кострома мон амур» и относительно новую песню «Прикуривать от пустоты».

Изредка БГ менял волну и, что называется, давал рока – олдового, гитарного, замешанного еще в советское время. И хотя такого материала было очень мало, зрители воспринимали эти следы былого Гребенщикова, как самую желанную машину времени, демонстрирующую отметины их собственного существования на теле отдельно взятой страны. Публика, немногим старше или младше самого БГ, радостно вскакивала и начинала свой нехитрый  танец – и в партере,  и на самых дальних рядах балкона, вызывая у окружающих любого возраста какое-то добряцкое чувство ностальгии.

- Я начинал играть музыку на танцах в школе. И мы до сих пор пытаемся возвыситься, чтобы играть на танцах, но пока не всегда получается. Мы, как вы видите, стараемся восполнить этот пробел.

Почти двухчасовой концерт сорвал пятиминутные овации, после  которых группа дала на бис дополнительную получасовую программу. Завершился разговор песней «День радости». Последние ее слова «Бог есть  свет, и в нем нет никакой тьмы» сделали с публикой что-то окончательно вдохновляющее, заставив забыть глупые недоразумения с танцевальным дискомфортом, объединив зрителей в одни сплошные аплодисменты. И если для правильной трансляции этой простой и совсем не связанной с религией истины нужно было два с лишним часа выстраивать монолитный храм спасения души, то это того стоило.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты