Арт-объект

«Стражи Галактики» окончательно превратили комических неудачников в супергероев

14.05.2017 Андрей КОРОЛЁВ
«Марвел» наносит новый удар: на широких экранах с видимым удовольствием идет очередной фильм по комиксам - продолжение «Стражей Галактики». Режиссеру Джеймсу Ганну удалось не только снять удачный сиквел, но и доказать, что веселые приключения мошенников и аутсайдеров все чаще сбрасывают рыцарские истории эпичных героев с парохода современности.

Идеальные лузеры

 

Джеймс Ганн заявил о себе до «Стражей Галактики» в 2010 году фильмом «Супер», который вышел чуть позже «Пипца», но использовал аналогичную пародию на жанр и из-за этого остался на вторых ролях, а до российского проката и вовсе не добрался. «Стражи Галактики», стартовавшие в 2014 году, лихо отпинывают в сторону все галактики, что нажил «Марвел» непосильным трудом, – Ганн создает свой авторский мир, в котором Земля занимает эпизодическое и даже не самое важное пространство. «Стражи» - не Мстители, где каждый может чихом утрамбовать целую улицу неприятелей и при этом сохранить серьезное выражение лица. Это авантюристы и мошенники, обаятельные, как Лис из «Зверополиса», и четкие, как Турецкий из «Большого куша». Они не идеальны и постоянно на это указывают друг другу, без устали зубоскаля и подкалывая. Кажется, даже «Марвел» не обнаруживал в своем кино таких оболтусов - веселых и романтичных, глупых и жизнелюбивых.

Обе части «Стражей» очень привлекательны еще и потому, что по своей подаче напоминают оживший комикс. Проведите простой эксперимент. Возьмите любую экранизацию комиксов и попробуйте с него накадрировать комикс - получится скучная и весьма занудная без особых изысков история. А вот Ганн снимает «Стражей» с такой веселой яростью, что их можно без особого труда перенести в комикс – не пострадает ни история, ни визуальная сторона. Это, кстати, было заметно еще в «Супере». В результате «Стражи» обладают очень легкомысленной, но дружелюбной атмосферой, несмотря на все происходящие там убийства и трэш. Они по-хорошему напоминают раскрепощенное эпическое месилово, которое придумали и сделали дети, когда взрослые отвернулись.

Но не подростками и гиками жив прокат «Стражей», который только за первую неделю хапнул полмиллиарда долларов. Хотя большая часть заслуг Ганна в «Стражах» лежит в визуальной сфере, а не в повествовательной, режиссер все же преподносит довольно стройный сюжет, который способен зацепить людей разных возрастов. Обе части объединяет лейтмотив поиска семьи. Сам Ганн утверждает, что первые «Стражи» были о том, как одиночке найти семью, а вторые - как в ней удержаться. При этом вечная тема поиска отца – поиска Бога – хоть и в упрощенной форме, но уверенно исполняется в фильме, резонируя даже с «Молодым папой» Паоло Соррентино. Так что в сюжетном смысле «Стражи» оказываются весомее и глубже тех же «Пиратов Карибского моря», которые выкатывают уже пятую часть опопсевшей франшизы: если новая одиссея Джека Воробья - о нежелании взрослеть, то «Стражи галактики» говорят именно о взрослении и о том, как это происходит. Причем Ганн временами заходит на территорию студии «Пиксар», которая умеет создавать в простых сюжетах душераздирающие эпизоды, где нельзя не разрыдаться.

Еще одна важная находка, которая стала вишенкой на торте «Стражей», - это саундтрек. Комиксоподобные фильмы порой умело заигрывали с заглавной песней, но чаще всего ограничивались одной-двумя темами. Ганн пошел сложным путем - такой удалось реализовать только однажды в экранизации «Скотт Пилигрим против всех», где звукорежиссер Radiohead Найджел Годрич смог собрать очень крепкий саунд, а режиссер Эдгар Райт – впихнуть все это в саму ткань фильма, где происходят музыкальные поединки. Что касается «Стражей», они стилизованы под 70-80-е годы и настойчиво крутят музыку тех лет, причем персонажи так же упорно включают аудиокассеты, как в «Кингсмане» - одевают стиляжные пиджаки. Подборка ELO, Джорджа Харрисона, Кэта Стивенса и других героев эпохи играет ровно тогда, когда это необходимо, и в общем тандеме невероятно оживляют происходящее на экране.

 

Пикник на обочине

 

Чтобы понять, почему «Стражи» - это и вишенка на торте современных тенденций в мире кинокомиксов, и при этом нечто обособленное от этого мира, надо сделать один взгляд назад.

Фильмы о супергероях заново начали спасать зрителей от скуки еще в нулевых: к вялотекущим историям про Бэтмена добавились франшизы про Людей Икс и Человека-паука. Супермутанты, жившие для широких масс по большей части только в мультиках, вырвались на свободу и завоевали доверие широкого круга зрителей. Независимо от количества хлеба, народ требовал зрелищ – надо было ковать, пока горячо. Но хотя на вторую половину нулевых отчасти пришлась могучая трилогия Кристофера Нолана про Бэтмена, было ясно, что подобные эпические истории скоро начнут копировать сами себя и с аппетитом сожрут друг друга.

Кинематографическая вселенная «Марвел» нанесла удар в самую мякотку – в 2008 году грянул «Железный человек». Ироничный остряк Тони Старк влюбил в себя аудиторию настолько, что стало очевидно: дальше продолжать разговаривать на серьезных щах о супергероях попросту глупо. Ведь учитывая, в общем-то, очень простые сюжетные ходы, вопрос был только в визуализации, которая при обилии штампованных эпизодов не смогла бы регулярно покорять мировой кинопрокат. Поскольку за последнее десятилетие крепко офигеть в ближайшем аймаксе от документалки про обезьянок стало легче, чем закупиться в виноводочном без паспорта, экранизаторам комиксов нужно было что-то делать с атмосферой, за которой бы пошли миллионы.

«Марвел» сделали ставку на смех – с недавних пор и по сей день большая часть их киногероев весело смеется страху (и зрителю) в лицо, пререкаясь, как малые дети, по поводу и без. Вместе с положительными героями в область смешного засасывает и их противников, из-за чего все действующие лица выглядят комично. В этом они стали существенно отличаться от своих суперколлег из вселенной комиксов DC (Бэтмен, Супермен, Джокер и друзья), чьи морды кирпичом каждый раз пытаются напомнить зрителям, как важно быть серьезным. «Марвел» сделали шутки юмора своей коронной фишкой. Они даже перезапустили Человека-паука - который вообще-то всегда любил пошутить как в комиксах, так и в мультсериалах - так что в новых фильмах после 2012 года он стал гораздо болтливее.

Параллельно с истреблением пафоса режиссеры продолжали дегероизировать своих персонажей. Если говорить о комиксах, основа этого была заложена еще в графическом романе «Возвращение темного рыцаря» Фрэнка Миллера, в котором Бэтмен был изображен как постаревший мститель вроде Грязного Гарри (знаковый герой Клинта Иствуда, для которого все средства были хороши). Жару добавили экранизации «Города грехов» Миллера, где в качестве ключевых персонажей были маргинальные полукриминальные элементы, явно лишние на празднике жизни, а также «Хранители» Алана Мура, которые навсегда показали изнанку супергероической жизни, где грязи и крови было не меньше, чем в реальности. Так потихоньку формировался популярный к настоящему моменту тип киногероя из комиксов – неудачник, живущий на обочине.

 

Как важно быть курьезным

 

Пока авторы засовывали своих героев в мрачные бездны, в которых способен выжить только Том Уэйтс, подрастала и самоирония, причем у некоторых персонажей она стала выходить за только что прорисованные рамки. В частности, вехой стала дилогия «Пипец» Мэттью Вона. История про подростка-неудачника, решившего, что он тоже может быть супергероем, показала всю глубину идиотических глубин поп-культуры  - с реалистичной жестокостью и специфичными шуточками. Кажется, после такого эксперимента черта с два можно вернуться в уютный мир комиксов, но, между прочим, Мэттью состряпал недурную вещицу «Kingsman: Секретная служба», которая хорошо зашла и уже готовится выпустить продолжение. С большим треском закрыл вопрос по поводу смеха в кинокомиксах «Дэдпул», экранизацию которого фанаты так бурно обсуждали, что несколько раз ломали интернеты. Очень циничный, черноватый и все же по-подростковому простой юморок с шутками ниже пояса про неубиваемого Райана Рейнольдса вошел в десятку самых кассовых фильмов 2016 года.

Обилие вселенных и героев, «единственных на всем белом свете», создало очень громоздкую систему. Чтобы выделить новых героев из стремительно формирующейся массы добровольцев, в ход пошли разнообразные велосипеды. В «Докторе Стрэндже», к примеру, к довольно банальной истории авторы прилепили необычный визуальный стиль (и Бенедикта Камбербэтча), порой граничащий с мягкой настойчивостью наркотических трипов. Вот тут-то, болтая о непривычных супергероях нового времени, самое время возвратиться к Джеймсу Ганну.

«Стражи» стали одним из лучших завоеваний в жанре кинокомиксов за последние годы, намертво включив «плохих ребят» в пантеон кумиров. При этом не нужно думать, что дегероизирующая реформа произошла исключительно в мире комиксов – подобный герой стал популярен в искусстве вообще. В том числе и потому, что изменилась сама эпоха, меланхолично пережевывающая постмодернизм, где любой идол ложный, а Супермен уже не способен стать примером для подражания. В этом смысле интересно, что в таком мейнстримовом кино происходит новая романтизация аутсайдеров, способных и обмануть, и своровать, и убить. В палитре героев уже не осталось конкретно черного или определенно белого, на первый план настойчиво выходят оттенки серого. Это существенный факт для реального мира, где известный миллиардер может завтра оказаться наркобароном, а мерзкий сосед спасет чужого ребенка из огня. Это не столько оправдание, сколько принятие такой жизненной установки, с которой уже не справятся никакие Мстители, с кем бы они не воевали на экране – с фашистами из прошлого или с террористами из будущего. Поэтому экранизации комиксов, которые традиционно принято считать туповатыми боевиками, в некотором смысле все рассказывают о поиске человечности, даже будучи не человеком, о взрослении. О взрослении как общества, так и современной молодежи, которая, по большей части, мало чем отличается от говорящего дерева по имени Грут (лучшая роль Вина Дизеля).

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты