Арт-объект

Фильм Валерия Тодоровского «Большой» не смог избежать клише и банальностей

21.05.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Кажется, что после нарочито патриотических фильмов о войне, космосе и разнообразных отечественных победах кто-то из российских режиссеров обязательно должен был высказаться на тему русского балета – одной из немногих визитных карточек, которую наша страна все еще может с гордостью предъявить миру. «Большой» Валерия Тодоровского стал не самой заметной, но все-таки премьерой – как минимум, потому, что после «Стиляг» в 2008 году режиссер занимался продюсированием кино и сериалов.

 

Золушки на грани нервного срыва

 

История «Большого» - это история взросления Юли Ольшанской (Маргарита Симонова), девочки из богом забытого Шахтинска. Спивающийся балетный танцор (Александр Домогаров) случайно обнаруживает Юлю на улице, где та гипнотически неумело танцует, всячески выкаблучиваясь и пуская пыль в глаза прохожим с вполне корыстной целью. Он дает ей шанс поступить в московское балетное училище, и Юля недолго думая уезжает из родного города. Пусть и с оговорками и пометками, но она поступает и стремится, как и все ее очарованные балетом однокашники, выступить в Большом театре. Гордый нрав будущей балерины явно нравится престарелой преподавательнице (Алиса Фрейндлих), которая, судя по красноречивым умолчаниям, в свое время тоже была такой – красивой, талантливой, бескомпромиссной.

- Я не говорю, что Мариинский театр хуже, - отмечал в интервью Тодоровский. - В слове «Большой» заложена абсолютная метафора мечты. Большой - это даже не театр. Просто дети уже в 5 лет говорят: «Я хочу танцевать в Большом». Они не понимают, почему именно в Большом. Даже маленькие девочки, которые занимаются балетом в Америке, тоже мечтают танцевать в Большом, а не в «Метрополитен». Если ей удалось получить контракт танцевать в Большом, значит, она состоялась как балерина.

В сюжетном плане «Большой» интересен тем, что привычно квадратную историю успеха Тодоровский превращает в многоугольник, пытаясь обманывать зрительские ожидания. Режиссер выводит строптивую героиню из провинции к масштабной цели – и зритель уже готовится к тому, что она вопреки всему добьется своего.  Но в данном случае совесть и доброе сердце, которые всегда были путеводными звездами у не слишком расчетливых персонажей сказок, оказываются не столько путевками в жизнь, сколько просто личным выбором, который далеко не всегда ведет к условному успеху. Тривиальная история про Золушку сталкивается с реальностью, удивленно трещит по швам и, в конечном счете, рвется на лоскутки.

К устойчивому желанию героини не идти по головам примешивается то гордость, то зачарованность, из-за которых Юля отказывается от возможностей, неожиданно щедро предложенных судьбоносной рукой режиссера. В этой черте есть что-то очень родное и забытое – эдакая грубая скромность: главное - убедить себя в правильности и целесообразности своих действий, а вот поймут ли эти мотивы другие – уже неважно. Недаром Юлю частенько называют не по фамилии, а неформально - «Ольхой» - это дерево плохо гнется и скорее сломается, чем поддастся.

В этот контекст добавляется мотив смирения, с которым активно сражается яростная детская мечта, – кажется, это самая тяжелая нота в фильме. Каждый из героев по-своему реагирует на собственный талант, который безжалостно диагностирует, что в 35 лет все уже заканчивается. Престарелый педагог Белецкая теряет память, но изо всех сил старается выполнить свое последнее предназначение. Спивающийся герой Домогарова смирился с собственным решением отказаться от балета (и медленно отказывается от жизни вообще, поскольку вне балета себя не видит). Где-то посередине завис Антуан (Николя Ля Риш) - легенда зарубежного балета, который вынужден закончить карьеру и наблюдать, как ежедневно прыгает на миллиметр ниже. У Ольшанской сражение со временем еще не закончено: да, она смирилась с незначительной ролью «третьего лебедя» - и это серьезный отказ от самореализации. Но как будто бы есть еще какая-то надежда. Финальные титры появляются прямо посередине прыжка Юли на сцене Большого театра – в заключительном эпизоде, где все так хорошо, как будто все умерли и попали в рай. Как закончится этот прыжок и что он принесет – пропасть или взлет – не готов ответить никто, хотя гравитация, черт бы ее побрал, неумолимо диктует возможный ответ.

 

Прыжки  во времени

 

Удачным оказывается актерский выбор Тодоровского при том, что главные герои – это реальные артисты балета. Неплохо выглядит молчаливая конкуренция героев Маргариты Симоновой и Анны Исаевой, точный излом на границе приближающейся старости показал известный французский танцор Николя Ля Риш. А вот Белецкая хоть и харизматична, но немногим отличается от героини Алисы Фрейндлих в экранизации десятилетней давности «На Верхней Масловке».

Важно для понимания цельности «Большого» то, что первоначальная версия фильма шла три с лишним часа, в результате около часа итогового материала пришлось убирать. В частности, при подготовке прокатной версии пришлось вырезать часть сюжетных ответвлений, связанных с семьей Ольшанской, с героем Домогарова. Из-за этого режиссер объявил, что все отрезанное войдет в телевизионную версию «Большого», которую склеят предположительно в 4-х сериях. Также ожидается, что в телеверсии история будет рассказана в хронологическом порядке, а не рваной мозаикой. Сам режиссер сказал, что он не жалеет о таком радикальном перекраивании материала, но очевидно, что сам фильм получился иным по общей конструкции и ритму.

Пожалуй, главная претензия к фильму про жизнь, в которую быстро и больно заворачивают детей, в отсутствии крепкого драматургического хребта. Из-за масштабности задумки и последующей редактуры история и посыл размазываются по эпическому полотну, порой становясь чересчур искусственными и невыразительными. Перетасованные эпизоды из прошлого и настоящего, кажется, расставлены в произвольном порядке, и монтажная чехарда вызывает, скорее, неудобство, чем интерес. В результате проседает динамика, а расставленные акценты теряются.

Окружающие обстоятельства периодически добавляют драматизма в историю, но довольно клишированного. Так в провинции, вроде Шахтинска, да и вообще в любом Замкадье, жизни практически нет, а есть отец-алкоголик и мать, вкалывающая на нескольких работах и не понимающая «легкомысленного» увлечения своей дочери. Как уж тут без воровства и стриптиз-баров с проститутками. Есть ли жизнь в столице – вопрос спорный, поскольку герои почти не живут за пределами столичного училища, существуя в замкнутом мире – оттуда выходят либо звездами, либо никем, причем и то, и другое не обещает счастливого будущего. В фильме больший вес незаметно приобретает тот факт, смог ли ты достичь поставленной цели, на которую поставил все, - и таким образом понять, пустышка ты или талант. В этом контексте говорящим оказывается удачно пойманный кадр, когда опаздывающая Ольшанская несется по лестнице, напротив которой установлено огромное зеркало: каждый персонаж двигается к собственной судьбе.

Более-менее органично с главной темой смотрятся лоск и пафос в танцевальных эпизодах, поданных оператором Сергеем Михальчуком, который уже не в первый раз работает с Тодоровским. Видно, что помимо значимости, которую авторы то и дело добавляют в изображение, камера любуется линиями балетных будней и праздников, невзначай актуализируя трехсотлетний вид танцевального искусства. Правда, подобное изображение кажется уж слишком очевидным для классического балета, который своей герметичностью, невозможностью измениться и беспрекословными правилами напоминает мертвый язык, на котором все еще продолжают разговаривать – в специально отведенных местах.

На данный момент на счету «Большого», по данным ЕАИС, уже более 100 миллионов рублей сборов, хотя критики пророчили в качестве потолка едва ли половину этой суммы. Бюджет  составил 372 миллиона рублей, при этом 200 миллионов продюсеры получили от Фонда кино на условиях безвозвратной поддержки. Кажется, нормальный результат для российского кино? Так или иначе «Большой» стал разве что неплохой попыткой, а не удачным и своевременным высказыванием, о котором вспомнят через годы, через расстоянья. Впрочем, не исключено, что Тодоровский в унисон своей героине Ольшанской считает, что главное – быть честным по отношению к себе, а поймут ли этот мотив окружающие фильм зрители – уже не так важно.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты