Арт-объект

Фотограф Гульнара Самойлова: «В Уфе меня прославила обнаженная мужская натура»

10.07.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Гульнара Самойлова – фотограф из Уфы, переехавшая в Америку еще в 90-е. Гульнара оказалась в непосредственной близости от башен-близнецов во время трагедии 11 сентября 2001 года. Фотографии, которые она сделала в тот день, получили известность во всем мире и получили ряд крупнейших международных наград, в том числе и World Press Photo. Спустя 15 лет после своего последнего визита в Уфу, Гульнара вернулась в столицу Башкирии, чтобы принять участие в фототуре по республике.

«Прожила здесь 27 лет и не представляла, какая Башкирия красивая»

 

От посещения родных мест Гульнара в восторге, снимков сделано очень много.

- В этой поездке меня интересовали колоритные люди. Не обязательно в национальных костюмах – я просто смотрю на лица и если интересное лицо – то снимаю. Я родилась в Уфе, прожила здесь 27 лет и не представляла, какая Башкирия красивая. Люди, дома, костюмы, еда. Просто в культурном шоке. Когда в этом родился и в этом живешь, на это не обращаешь внимания. Ну да, красиво - но я не помню, чтобы это поражало. Сейчас для меня, к примеру, эти старые дома – уже экзотика, я сразу разглядываю резную работу, ставни. А раньше – прошел мимо и даже не посмотришь.

Гульнара увлеклась фотографией задолго до переезда в Америку. После окончания школы она не поступила в университет, а пришла в фотосалон «Башфото-Нур».

- Я сказала: дайте мне любую работу. И стала накатчицей: моешь фотографии, разрезаешь их, сортируешь по конвертам и рассылаешь по фотосалонам. Потом работала в лаборатории, фотографом в студии, после преподавала во Дворце детского творчества, где когда-то училась сама.

Ее первым фотоаппаратом была «Смена 8», а в числе первых публикаций – ночные снимки, опубликованные в «Вечерней Уфе». Гульнара поделилась воспоминаниями о первых проектах, которые принесли ей более широкую известность.

- Я была единственной женщиной-фотографом, фотохудожником в республике. Мужчины просили меня позировать обнаженной, я отказывалась. Мне это так надоело, что я решила сама снимать обнаженных мужчин. 90-й год, единственная женщина-фотограф в мусульманской республике и голые мужчины – так я прославилась.

В Америку девушка приехала в числе 14 русских фотографов, чью передвижную выставку в США организовали в 1992 году. Ей там понравилось, и она решила не возвращаться в Россию. Несмотря на то, что тогда за Гульнарой уже закрепилась репутация неординарного фотографа, о ней писали газеты и снимали документальные фильмы, в Америке она устроилась в фотолабораторию – на временную работу в агентство Associated Press.

- Попасть в это агентство тяжело, но я своим опытом и знаниями доказала, что человек я незаменимый. Там никто не умел ретушировать, поэтому они меня и оставили. В Уфе я ретушировала негативы и в США начала делать это для выставок и разных конкурсов, включая Пулитцеровскую премию и World Press Photo, восстанавливала архив Associated Press. Они увидели, что им это необходимо, и специально для меня сделали позицию, причем на уровне фотографов агентства, с такой же зарплатой.

Интересно, что в школе Гульнара изучала немецкий язык, а с английским была практически не знакома – пришлось изучать с нуля. Ей удалось записаться в бесплатную языковую школу на курсы – и через три месяца Гульнара заговорила на английском.

 

«На моих фото трагедии 11 сентября люди искали родных»

 

В агентстве Гульнара проработала около 10 лет и уволилась вскоре после трагедии 11 сентября. По ее словам, это событие перевернуло ее жизнь.

- Я жила в четырех улицах от башен-близнецов. Когда я прибежала к ним, увидела, что там уже работают полицейские, пожарные. Если бы это было необходимо, я бы помогала, но все выполняли свою работу, и я стала выполнять свою. Я ведь не медик, даже не знаю, как правильно пульс проверить. Полицейский у меня спросил: «Как ты это можешь снимать?». Я сказала ему: «Для истории». У меня было достаточно опыта, чтобы понять, что это будет представлять историческую ценность. На следующий день  после трагедии мои фотографии были опубликованы во всем мире. Ко мне в офис приходили пожарные, полицейские, просто люди, смотрели мои негативы и искали своих родных. Многие не знали, где их родные и коллеги были в момент катастрофы и где находятся сейчас, живы ли вообще. Многие не могли найти останков. И на моих негативах, к примеру, они видели, что чья-то рука попала в кадр – они по татуировке узнавали этого человека. И зная, что он был там, в этом месте, им было легче – даже понимая, что он погиб. Было тяжело. Весь год ко мне ходили отсматривать негативы, и я почти каждый день плакала. Я и уволилась, потому что психологически не могла там больше работать.

Гульнара подчеркнула, что сейчас спокойно относится к разговору на эту тему. Во-первых, прошло много лет после этой трагедии, а во-вторых, вскоре после катастрофы она прошла курс лечения у врачей, исследовавших посттравматический стресс. Это было специальное исследование, в котором можно было принять участие в качестве пациента на бесплатной основе.

- Каждый день я разговаривала с профессиональными врачами. Один записывал разговор на аудио, другой на видео – мне нужно было рассказывать о том, что было в тот день так, будто происходит в настоящем времени. Когда я приходила домой, нужно было прослушивать сделанные записи. Я прошла эту программу и теперь нормально могу говорить о тех днях. При этом я знаю людей, которые до сих пор не сторонятся Манхэттена. 

Гульнара рассказала, что заново подтолкнула ее к творческой работе ее кумир и учитель, фотограф Мэри Эллен Марк. По словам Гульнары, она познакомилась с Мэри на следующий год после переезда в Нью-Йорк.

- Я взяла ее мастер-класс примерно три года назад. Принесла фотографии, хотя первоначально не предполагала их показывать. Она посмотрела их и спросила: «А почему ты бросила это?». И я не нашла ответа и тоже стала задавать себе этот вопрос. Позже она написала мне письмо. Я читала и слезы лились градом. У нас у всех есть сомнения в своем творчестве, таланте, все время думаешь, а снимаешь ли ты хорошо, нравится ли это людям. После 11 сентября, после наград у меня были большие сомнения, а смогу ли я вообще снимать хорошие сильные фотографии, могу ли я держать такую высокую планку. Постоянно пытаешься себе что-то доказать, и иногда это очень тяжело. Мэри утверждала, что мне нужно обязательно снова заниматься творческой работой, она написала: «Вы сами себе это должны». И когда я вернулась к творчеству, решила, что брошу бизнес. Конечно, у меня нет семьи, мне не нужно оплачивать детям колледж и у меня нет долгов. Поэтому я буду делать то, что приносит мне удовольствие.

По словам Гульнары, именно с этого момента она снова начала заниматься стрит-фотографией. Собиралась переезжать в Мексику, потому что там жить дешевле, но не смогла расстаться с Нью-Йорком. Сейчас Гульнара занимается творчеством, очень много снимает, но и не забывает о коммерческой работе.

- В основном я сейчас преподаю, даю частные уроки другим профессиональным фотографам, делаю мастер-классы. Также выступаю на разных конференциях с лекциями. К примеру, месяц назад я приехала из Аргентины - выступала в Буэнос-Айресе на фотофестивале, давала мастер-класс. До этого была в Канаде, на конференции женщин-фотографов. И я всегда остаюсь на несколько дней после официальных мероприятий, чтобы поснимать для себя.

 

«Всегда говорю студентам - не бойтесь показаться дураками»

 

Гульнара рассказала о своей главной страсти – уличной фотографии.

- Я люблю, когда люди знают, что я снимаю, у меня такой стиль съемки. Если я вижу кого-то интересного, я с ним нахожусь по 20-30 минут. Они видят меня, может быть, вначале они спозируют, естественно, я это сфотографирую, но потом жду, когда они перестанут обращать на меня внимание, - и тогда я делаю необходимые снимки. Если вы обратили внимание, на фотографиях я совсем близко к людям, и они на меня не обращают внимания. Причем я сначала сфотографирую, а потом спрашиваю, можно или нет. У меня подход такой, и я всегда говорю это своим студентам: не бойтесь показаться дураком. Не надо показывать, что вы профессиональный фотограф. Когда я выхожу на улицу фотографировать, я одеваюсь ярко, по-женскому, всегда улыбаюсь. У меня маленькая камера. Женщин-фотографов до сих пор воспринимают несерьезно.

При этом Гульнара подчеркнула, что «Фотошоп» почти не открывает и свои фотографии не подчищает. Даже в портфолио были натуральные «необлизанные» снимки, практически документальные.

- Когда ты показываешь то, что ты хочешь снимать, ты привлекаешь именно таких клиентов. Кому нужны другие фотографии, идут к другим фотографам. Я не хочу снимать то, что мне не нравится. У меня есть такое правило: быть честным перед собой. Я никогда не шла на компромисс, неважно что за клиент ко мне обращается. Мне хочется верить, что профессиональная фотография до сих пор ценится, потому что за нее все еще хорошо платят.

Также Гульнара поделилась секретом удачной уличной фотографии: сначала она фотографирует, а думает – потом.

- Я не гоняюсь за новой техникой, мне это неважно. Важнее, чтобы было удобно снимать. Чем проще камера, тем лучше – в голове освобождается пространство для творчества. На улице я снимаю на полуавтомате, потому что не хочу думать о технике. Моменты летят: вот он появился – вот его уже нет. Я не думаю о выдержке и диафрагме, о тучах и освещении, также не стираю фотографии в процессе - все потом, во время редактирования на компьютере. Доверяю глазу во время съемки, опыту - во время редактирования.

На пленку Гульнара уже не снимает, но думает о создании лаборатории, поскольку есть огромное количество негативов, снятых еще в Уфе.

Фотограф поделилась жизненной установкой, которая служит ей путеводной звездой всегда и во всем: как только начинаешь думать о деньгах или коммерческом успехе, творчество превращается в бизнес.

- Я такой человек - не гонюсь за славой и деньгами, а занимаюсь тем, что мне нравится и что могу себе позволить. Когда влюблен в свое дело, деньги придут сами. Конечно, у меня нет семьи, иначе я просто не могла бы взять и поехать в другую страну на какую-нибудь конференцию. Но я живу фотографией больше 35 лет, и это большая часть меня. Не представляю, что бы я делала, если бы не фотография. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты