Арт-объект

Режиссер «Глухаря» Гузэль Киреева: «Школьницей мечтала стать буфетчицей уфимского телецентра»

23.07.2017
Знаменитый уроженец Уфы Аскар Абдразаков успешно освоил новое амплуа. На радио «Орфей» именитый бас уже пять лет ведет беседы со звездами в авторской программе «Гримерка Орфея». Одним из гостей звездного уфимца стала еще одна уроженка Башкирии – режиссер Гузэль Киреева, снимавшая передачи «Слабое звено», «Сам себе режиссер», «Розыгрыш», «Улица Сезам», а также телесериалы «Глухарь», «Сваха», «Погоня за тенью», «Напарницы». Гузэль призналась Аскару, что ее будущая профессия была предопределена еще в детстве.

«Все детство провела за кулисами театра и ТВ»

 

- Так заведено, что родители прокладывают дорогу детям, - рассказывает она. - Папа был актером, режиссером и театроведом. Мама тоже – театровед и режиссер. Все детство я проводила на репетициях со студентами в уфимском институте искусств, за кулисами театра или на телевидении.

Впрочем, когда Киреева говорит, что у нее не было другого выбора, она немного лукавит. Оказывается, что до четвертого класса дочка театралов мечтала стать буфетчицей в телецентре.

- Просто во времена строжайшего дефицита там продавались булочки с марципаном и болгарские компоты, - смеется она. - К тому же, на полу лежала красная ковровая дорожка, придающая лоска. Помню даже, как гордо заявила папе, что вырасту и буду руководить буфетом.

В детстве Гузэль была прилежным ребенком: на отлично училась в школе и, превозмогая лень, занималась на фортепиано.

- Конечно, было не очень комфортно учиться в музыкальной школе, потому что родители всегда заставляли садиться за инструмент, - вспоминает она. - Зато сейчас я им безмерно благодарна. Теперь, когда мы с композиторами пишем музыку к фильму, я могу разговаривать с ними на одном языке, и мне это здорово помогает не только общаться терминами, но также чувствовать и придумывать мелодию.

После школы девушка отправляется поступать в ГИТИС, но, успешно проходя этап за этапом, проваливается на третьем туре – конкурс в институт и тогда был огромен.

- Я не слишком расстроилась, решив поступать на следующий год, - вспоминает Гузэль. - Я уехала на дачу, куда вечером приехала мама и рассказала, что меня зовут в телецентр помрежем. Я тогда даже не поняла, что это за слово. Оказалось, приглашают помощником режиссера.

В 1983 году вчерашняя школьница пришла на телевидение, с которым у нее закрутился многолетний роман. Скоро Гузэль стала ассистентом режиссера, затем поднялась на пульт и стала снимать свои первые программы. Профессиональное образование она получила в Уфимском институте искусств, где заочно отучилась на режиссерском отделении театрального факультета.

- Правда, главные мои университеты проходили на съемочной площадке и у папы, который научил работать с текстом и актерами, - рассказывает Киреева. - Я изучала шикарную домашнюю библиотеку «театральной» литературы, а потом обсуждала с родителями какие-то вопросы, брала советы.

 

«На съемках мне хочется открывать новые имена»

 

Заработав себе имя на родине, в 90-х телережиссер отказалась расти по карьерное лестнице в республике, отправившись покорять Златоглавую. Постепенно и там дела пошли в гору, Киреева стала режиссером многих популярных телешоу: «Слабое звено», «Проще простого», «Колесо истории», «Народный артист».

- Честно признаться, мне даже в чем-то горько за молодых исполнителей на вокальных шоу, - делится Гузэль. – Каждый год с разных каналов выпускаются «партии» потрясающе талантливых певцов, но куда они все исчезают потом? Главная проблема кроется в отсутствии хитов. Вот у Лаймы Вайкуле или Леонтьева мы сходу сможем назвать известную всем песню. А у той же Дины Гариповой хита нет. Вот и приходится вчерашним выпускникам шоу перебиваться на корпоративах и перепевать старые композиции.

В качестве неудачного примера телевизионщица привела фестиваль «Новая волна», который ничем ее не поразил.

- Понятно, что судьба артиста зависит от продюсерской заинтересованности, - поясняет она. - Но на фестивале я не услышала ни одной пенсии, которая бы мне понравилась. В нашем шоу-бизнесе набирает обороты большая проблема катастрофической нехватки хорошего материала, и от этого грустно.

В 2006 году Кирееву пригласили попробовать себя в сериалах, и Гузэль стала режиссером эпизодов в «Безмолвном свидетеле» и «Свахе». А в 2008 году завертелась история с сериалом «Глухарь».

- Я почитала сценарий, он мне понравился, - рассказывает Гузэль. - Но для себя я сразу решила не приглашать известных артистов – мне хотелось открыть новые имена. Тем более, мы запускали сериал как малобюджетный, для дневного прайм-тайм.

Режиссер до сих пор рассказывает, что каждый этап подготовки проекта приносил огромное удовольствие: и подпор актеров, и построение декораций, и репетиции.

Чаще всего, разные проекты «тянут» за собой новую команду специалистов, поэтому штат коллег Киреевой всегда меняется.

- Тем не менее режиссер всегда должен оставаться психологом для всех, - отмечает телевизионщица. - Это значит, что нужно усмирять, успокаивать, ласкать и ругать не только актеров, а уделить свое внимание всем членам съемочной группы. Именно к режиссеру все идут делиться радостями и неудачами, мы становимся почти родственниками.

 

«Однажды на съемке я вырубилась, и меня никто не разбудил»

 

По словам Гузэль, на всех ее проектах, особенно во время экспедиций, устанавливалась семейная атмосфера, в которой всем весело и комфортно.

- Мы ведь находимся рядом практически круглые сутки, - говорит она. - В таких совместных буднях вся жизнь проходит, нужно сделать ее счастливой. У меня бывали случаи, когда ребята относились ко мне с большим трепетом.

Гузэль имеет в виду историю, когда от усталости попросту уснула за монитором.

- Накануне я очень устала: из Минска полетела в Москву к маме сделать сюрприз, - вспоминает она. - Но к ночной смене следовало вернуться, я чуть не опоздала на самолет, к тому же в Минске жутко холодно – минус 35 градусов. Я все же успела на съемки, мы отрепетировали сцену в супермаркете, и вдруг я вырубилась. Меня никто не разбудил! Я очнулась и кричу: «Мотор!». Но оказалось, ребята уже все сняли сами.

Режиссер признается, что подбор актеров для очередной картины – особый ритуал.

- Мне часто звонят друзья-актеры и спрашивают, почему я их не позвала сниматься, - рассказывает Гузэль. - Мне кажется, это вообще некорректный вопрос, поскольку аспект дружбы здесь не имеет значения. Читая сценарий, я ведь уже рисую в голове почти готовый образ героя.

При этом сама она признается, что актеры на кастинге даже ее побаиваются, и всему виной – четкое представление о нормах этикета.

- Заходит очередной претендент и, здороваясь, употребляет слова типа «очень приятно», - поясняет киношница. - Я сразу недоумеваю – а чего приятно-то? Вдруг я сейчас отправлю актера за дверь, поскольку он не подошел на роль. И тогда ему будет совсем неприятно, он в мой адрес еще какой-нибудь красноречивый эпитет направит. Поэтому я всегда говорю: «Для начала будем знакомы, а там посмотрим». Это даже из соображений этикета правильнее.

Впрочем, сама того не замечая, начальница Киреева в работе принимает строгий вид. Правда, об этом она могла и не узнать, если бы не оператор Виктор Гусаров.

- Однажды я его спросила, чего все актеры меня так боятся, - смеется она. - Он попросил меня выйти. Потом позвал в кабинет громогласным «заходите», и я вижу такую картину: он сидит в большом черном кресле, перед ним - пепельница и чашка. Так я увидела себя со стороны, и даже мне стало как-то страшновато.

 

«Никогда не понимала, как складываются рейтинги»

 

Кинорежиссер уверена, что 50 процентов успеха произведения зависит от удачно проведенного кастинга. Она рассказала, что иногда утверждает актера на роль просто после проведенной беседы.

- Бывает по-разному, ведь воедино складываются множество факторов: энергетика, подача, рассуждения, - говорит Гузэль. - Иной раз от зажимов люди начинают такое творить! Был случай, когда актер мне сломал стол. А однажды соискатель на роль врал в лицо, что окончил театральный институт. Но я уже с полпинка могу определить, откуда человек и что имеет за плечами. По говору, поведению, движениям.

Автор признается, что у нее есть несколько любимых актеров, которых хочется снимать как можно больше.

- Однажды во время съемок в Краснодаре я абсолютно влюбилась в местного актера, который снимался у меня в эпизоде в роли директора школы, - рассказывает Киреева. - Я для него нарисовала столько персонажей! А тем временем в наших сериалах наблюдается печальная тенденция: в костяк берут звездных артистов, а в эпизодах появляются абсолютно неяркие, проходные, не знающие своей профессии актеры. Мне кажется, вся команда должна дышать творчеством и состоять из людей, стоящих друг друга, а не распадаться на «костяк» и «массу».

У самой Гузэль тоже бывали случаи, когда на съемочной площадке появлялся трудный в работе человек.

- Вообще, я стараюсь не допускать таких моментов, но если уж так случилось, то все равно стараюсь вытащить из него «настоящее» хотя бы на визуальном уровне, а потом переозвучиваю, - делится Гузэль. - Когда мы снимали картину в Белоруссии, то столкнулись с проблемой произношения у местных актеров. Там молодежь не очень чисто говорит по-русски, и некоторые слова прямо били по ушам. Поэтому потом нам пришлось переозвучивать их роли с помощью московских актеров.

После ряда работ на «милицейские» темы кинорежиссер решила отвлечься и сняла комедию «Человек-приманка».

- Я никогда не загадываю наперед, какой будет реакция зрителей, - рассказала она. – Дело в том, что я никогда не понимала, как складываются рейтинги. В работе над картиной нам просто захотелось подурачиться, отойти от бесконечной бойни, которую показывают на всех каналах.

 

«Дочь категорически отказывается сниматься»

 

Киреева признается, что любую работу выполняет с душой и даже ставит шутливую задачу перед актерами: каждый эпизод должен быть достоин «Ютуба».

- Кстати, на съемках «Глухаря» мы часто выкладывали удачные придумки в сеть, и народ откликался, - говорит киношница. - Люди все очень здорово понимают, тонко чувствуют и дают настоящую оценку нашей работе.

Следующей картиной автора стала драма «Старшая дочь», снятая для Первого канала.

- Здесь я получила полную свободу творчества и выбора как от студии, так и от канала, - делится Гузэль Киреева. - Никто мне не навязывал актеров, я пригласила в фильм всех, кого хотела. Да и со сценаристом Вячеславом Рогожкиным мы составили отличный тандем, мне очень комфортно работалось с ним.

В какой-то момент творческой натуре Киреевой стало тесно в формате режиссерской работы, и она стала писать стихи.

- Первый опыт случился при создании картины «Возвращение домой», где я стала соавтором песен, - рассказывает она. - А для «Старшей дочери» я написала пять стихотворений и слова для колыбельной, которую исполнила тоже сама. 

Как и для любого занятого творческого человека, дети для Гузэль являются настоящей отдушиной и поддержкой. На Руслане и его младшей сестре Элине она «проверяет» свои работы.

- Они являются моей лакмусовой бумажкой, - признается режиссер. - Если смотрят отснятый материал и постепенно начинают расходиться, то я понимаю – это не хит. А если просят продолжения, то начинаю внутренне ликовать.

Сын Руслан вообще считает маму лучшим режиссером в мире, достойным снимать голливудское кино. Мама в свою очередь также безмерно гордиться им.

- Я в него вкладывала все, что надо и не надо, - смеется Гузэль. - Он занимался в школе искусств, ходил на каратэ, фигурное катание, большой теннис. А положив на стол диплом об окончании музыкальной школы, ушел в бокс. Потом увлекся бодибилдингом. Теперь на тренировки у него уходит по три часа в день, впрочем, на занятия математикой он тратит столько же времени.

А вот дочь, по словам звездной мамы, совсем не публичная личность.

- Она не сразу принимает в свой круг, - отмечает Киреева. - Любит рукодельничать, очень умна, но открывается людям не сразу. На мои предложения сняться в кино я всегда получаю категоричный отказ.

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе
Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное
АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе