Арт-объект

Художественный форум «Арт-Уфа» растворился в информационном вакууме

04.08.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Статистика выставки «Арт-Уфа» пестрит могучими цифрами: 12 000 квадратных метров выставочного пространства, 80 мастер-классов, 27 вечерних программ, 60 артистов и 25 творческих коллективов. Учитывая период работы форума – 47 дней – активности происходили на площадках ВДНХ по нескольку раз в день. Но почему-то в этом году даже официальные данные не смогли приблизиться к показателям форума в 2015 году. Если верить организаторам, два года назад саммиты ШОС и БРИКС, к которым и была приурочена «Арт-Уфа», смогли привлечь внимание аж трехсот тысяч зрителей. В этом году нарисовать мифическую цифру кураторы выставки постеснялись.

Не все солянки одинаково полезны

 

Куратор форума, заместитель директора музея им. Нестерова Светлана Игнатенко, как обычно, очень страстно анонсировала горизонты мероприятия.

- Был шквал звонков, писем, обращений представиться на «Арт-Уфе». Сегодня это самый крупный форум в России. Ничего подобного нет нигде, таких площадей просто не существует. Здесь практически нет неизвестных художников. Ведь мы сразу поставили задачу показать известных художников, обладателей крупнейших наград республиканских и всероссийских международных, зарубежных конкурсов и фестивалей.

Местные СМИ со свойственной им пафосной меланхолией хором транслировали анонс, исподволь превращая Уфу в Нью-Васюки. Реклама мелькала даже на некоторых городских транспарантах, где обычно висят бесполезные плакаты против коррупции, а несколько новостных сюжетов попали в телевизор. Крупное событие было обречено на успех, а в воздухе витал тяжелый дух праздника.

Старт форуму был дан при участии большого количества публики, которая пришла на открытие мультимедийного музея «Россия – моя история». В этот день можно было бесплатно осмотреть музейные экспозиции, а также послушать лекцию епископа Егорьевского Тихона Шевкунова, выступившего идеологом исторического проекта. Переполненный зал ВДНХ с интересом слушал полуторачасовой монолог Шевкунова о реальной подоплеке событий 1917 года. Где-то между доказательствами того, что при Николае II жизнь в стране налаживалась, а революцию провернули согласно иностранному заговору, явно звучала аллюзия на события в современной России. После такого посыл поддержать Отечество и действующую власть, а также вместе стоять против иностранных поползновений формировался сам собой. Через месяц, тоже во время форума, примерно на эту же тему вещали члены НОДа, которые принимали в стенах ВДНХ своих соратников, совершающих автомобильный крестный ход через Уфу. Казалось бы, при чем тут современное башкирское искусство?

Ежедневная развлекательная программа была призвана не снижать зрительский интерес к «Арт-Уфе». В первые дни, например, форум посетил известный российский фотограф Олег Виденин, чьи работы были также представлены на выставке. Правда, организаторы напутали со временем встречи, публика пришла раньше на несколько часов, поэтому самой встречи дождались немногие. Различные школы, устраивающие мастер-классы, по доброй традиции навязчиво рекламировали собственные платные курсы. Встречи с художниками если и анонсировались, то на редких интернет-площадках, куда не всякий уфимец способен дойти. Аудитория концертов местных музыкантов и исполнителей уже через неделю после открытия форума стала уменьшаться и ближе к концу форума истончилась до 10-20 человек. Презентации социальных арт-проектов, росписи матрешек и прочие активности тоже не пользовались широким успехом. Внезапный модный показ «Подиум зрелой красоты» для возрастных моделей за 50 и вовсе показался неуместным. Часть мероприятий проходила днем и вовсе пролетала мимо потенциальных зрителей, находящихся в тесных объятиях трудового дня.

 

Молчание ягнят

 

Так корпус ВДНХ незаметно опустел уже через пару недель. Основными посетителями форума стали сами художники и те, кто пришел вместе с ними – родные, друзья, знакомые, журналисты и искусствоведы. Остальная масса – скорее случайность, чем закономерность. Это очень резко ощущалось во время церемонии закрытия, где весомую часть публики составляли старики, большинство которых пришли для участия в лотерее и бесплатном розыгрыше призов. Молодежь же была почти незаметна. Даже скудный лайн-ап закрытия – «Аргамак», «Санки», Катя Ямщикова и салют – при всем уважении не могли претендовать на фурор, который произвел в 2015 году Вадим Самойлов. При этом в парке Лесоводов через дорогу молодежи хватало –  она жарила шашлыки, курила кальяны и пила пиво. Лето все-таки, можно и культурно отдохнуть.

«Самый крупный форум в России» оказался невостребованным среди публики. Даже в соцсетях нет значительных впечатлений, которые предположительно должны быть после обещанного масштаба. Все тихо и мирно, ничего необычного. Ей-богу, когда в Уфе открывается очередная забегаловка, соцсети ломятся от постов – и не только из-за блогеров, работающих за еду. И почему-то отмену велофестиваля I bike Ufa с пеной у рта обсуждали все, а существование форума федерального масштаба прошло более чем равнодушно. В конце концов, велосипедисты и ценители прекрасного – это не качки и интеллигенция, а одна и та же целевая аудитория.

В этом одна из главных проблем форума – в серьезном нарушении коммуникации между организаторами и публикой. Творческий поиск подхода к зрителю отсутствует настолько, что кажется, будто это не интересно даже создателям «Арт-Уфы». Сверху по привычке транслируют неперевариваемую информацию с набором фамилий и цифр, которую и журналисты-то воспринимают с трудом. А ведь угловатый пресс-релиз на привлекательное приглашение никак не тянет. Надо понимать, что сейчас люди больше заняты выживанием и лихорадочными попытками сохранить видимость финансового благополучия. В этой кризисной ситуации никто не пойдет смотреть на современное искусство, которое со времен «Черного квадрата» Малевича остается непонятым, некрасивым и бесполезным.

На выставке в каждом из загонов, посвященном творчеству отдельного автора, лежали листочки с краткой биографией и регалиями. Кому и зачем нужна такая информация? Зрителя с улицы не интересует количество выставок, прошедших внутри страны или за границей, а фамилия автора исчезает из памяти со скоростью выходного дня. Бесполезно говорить, сколько длится песня, когда ты не понимаешь ее слов. Современное искусство – а именно в этом контексте говорит о себе «Арт-Уфа» – требует пояснений, референсов, экскурсий и лекций на простом неканцелярском языке. Причем по-настоящему массовых и грамотно организованных. Представленное на форуме творчество не укладывается в те куцые рамки понимания, вбитые в голову нашей прохудившейся системой образования. О чем тут можно говорить, когда элементарное граффити на улице Менделеева с танцующей девушкой вызывает яростные споры. В лучшем случае выставленные достижения башкирских художников будут восприняты как очередная мазня и «я нарисую лучше», в худшем – на подобные мероприятия эта публика больше не сунется. Судя по статистике посещений форума, второй вариант срабатывает чаще.

 

И сбоку бантик

 

В число организаторских осечек можно записать и то, как позиционируют себя сами художники. Подобные крупные выставки предполагают эволюцию, внятный разговор о развитии местных творческих направлений, но об этом нет и речи. Все сковано общими безликими словами и радостью от самого факта крупного события. Если художники или организаторы не умеют, не могут и не хотят громко и адекватно заявлять о своих достижениях, то почему публика должна заинтересоваться неизвестно кем, который создал непонятно что? Если зритель обнаружил непонятную дичь в рамочке два года назад, то зачем он должен идти на то же самое, пусть и бантик там с другого бока? Разумеется, это не вызывает у публики даже части того энтузиазма, который худо-бедно просыпался во время первого форума.

Если «Арт-Уфа» будет проводиться в таком же духе и не сможет добиться определенной свободы в попытке адекватно высказаться, то еще парочка таких форумов – и на неплохом проекте можно смело ставить крест. Подобная вялость в области искусства в Уфе уже давно дает о себе знать, проекты вырастают и рушатся, не находя отклика среди равнодушия – властей и зрителей. В результате болотистая уфимская атмосфера заставляет художников, музыкантов и творческих людей всех мастей либо бежать за самореализацией куда подальше, либо продолжать творить здесь, будучи известными в узком кругу специалистов, друзей и, возможно, где-то за пределами региона. Не обойтись тут и без редких исключений, но в общей сумме Екатеринбург, Челябинск и Город-Который-Нельзя-Называть легко побеждают Уфу по творческим возможностям и локальным перспективам. Может быть, все дело в обязательно-бесполезной системе образования, может – в менталитете, который не располагает к творческой свободе и восприятию. Причин можно найти множество, говорить – сколько угодно, но результат от этого не меняется – это обыкновенные грабли, о встрече с которыми мы так быстро забываем.

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе
Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное
АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе