Арт-объект

Культура эстетских киноклубов в Уфе скорее мертва, чем жива

24.08.2017 Андрей КОРОЛЁВ
В конце августа киноманы и все причастные к индустрии традиционно отмечают День российского кино. В последние годы, когда отечественные киномейнстрим безуспешно, но упорно соревнуется с Голливудом, авторское кино уходит в глубокий андеграунд. В провинции увидеть фестивальные ленты практически невозможно – уфимские кинотеатры если и берут арт-хаус в репертуар, то ограничиваются одним ночным сеансом в день. Между тем картины вроде недавнего каннского призера «Тесноты» нуждаются не в простом сборе мнений, а в бережном помещении в контекст и обстоятельном обсуждении. Традиционно местом для таких объяснялок были киноклубы, которые сейчас в столице Башкирии переживают кризис.

соцсети

«Уфимцам не хватает встреч с режиссерами»

 

В 60-80-е годы Башкирия занимала одно из первых мест в стране по количеству киноклубов и кинолекториев. С развалом СССР ситуация изменилась в худшую сторону. В 90-е показы сосредоточились в «Башкиновидеопрокате». Начальником этого управления был Нариф Хафизов – в прошлом замминистра культуры БАССР и управляющий республиканской конторы по кинопрокату. В рамках организации Владимир Жерехов запустил проект «Синема», где проходили встречи и коллективные просмотры кино, хлынувшего с той стороны павшего железного занавеса. «Синема» просуществовал несколько лет и позднее перекочевал в кинотеатр «Родина», уже под названием «Синематека». «Башкиновидеопрокат» некоторое время концентрировался на киноклассике и после попытки реинкарнации во второй половине 2000-х прекратил показы. Вскоре закрылась и «Синематека». В конце 2010 – начале 2011-го в «Родине» существовал киноклуб «Анидор», который недолго, но удачно практиковал интересный формат работы. В частности, именно там Роман Каримов представил «Неадекватных людей», а показ «Черного лебедя» Аранофски прошел при участии артистов балета Башкирского оперного театра.

С 2012 года в «Родине» работала «Лаборатория политического кино», где в качестве лектора, комментатора и модератора выступал тогдашний ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев. Среди специфичных фильмов, так или иначе связанных с политикой, здесь можно было увидеть редкие документалки и то, что иной раз вообще пролетало мимо проката. Так, к примеру, тут показали фильм «За Маркса» Светланы Басковой, известной по трэшу «Зеленый слоник». Весной этого года Сергей Лаврентьев ушел с поста ректора, с тех пор «Лаборатория» функционирует в тлеющем режиме, возрождаясь раз от раза.

В 2013-м ярко заявила о себе студия «КиноМак» Гульфии Шариповой и Зухры Владимировой. Вместе с показами того самого российского кино, которое достойно обсуждения, они давали возможность уфимцам пообщаться с его авторами. Так, например, Уфа принимала Василия Сигарева, Яну Троянову, Бориса Хлебникова и ряд других актуальных персон. Самым необычным в этом ряду был Йос Стеллинг, культовый нидерландский режиссер, проведший в Уфе мастер-классы.

Сегодня в рамках киношколы им. МакГаффина Гульфия Шарипова устраивает показы для всех желающих с обсуждением и лекционным введением в контекст. Подобный формат возобновится с осени, а в будущем предполагается просмотр с приглашенным лектором или с разбором фильма по скайпу с каким-либо кинокритиком.

Опыт «КиноМака» в разработке этих направлений был наиболее содержательным. Правда, стоит подчеркнуть, что привоз того же Стеллинга, по словам Гульфии Шариповой, вышел довольно затратным. Как это ни странно, не удалось договориться о поддержке с министерством культуры Башкирии, но при этом благородно проявила себя «Родина», поддержавшая показ фильма, и Академия наук, предоставившая зал для мастер-класса. Другими словами, вариант «с миру по нитке» всегда к услугам энтузиастов.

- Киноклубы в Уфе необходимы, и чем больше будет разных форматов - тем лучше, - уверена Гульфия. - Вырастет общий уровень зрителей, и на авторское кино будет ходить больше людей. Мне нравится то, что делают ребята в киноклубе «Zеркало», хороший уровень у Владимира Жерехова в клубе «Арт-кино», но нам действительно не хватает квалифицированных кинокритиков уровня Долина, Плахова, Нелепо, Коршунова. Не хватает встреч и общения с авторами, в этом случае стоит учитывать, что такой визит сложно финансово вытянуть мастер-классами. Помимо расходов на авиабилеты и проживание, плюсом идет либо гонорар, либо необходимость собрать полные залы на показы представленных фильмов, что при отсутствии поддержки в СМИ и хотя бы минимальных финансов на рекламу сделать очень сложно.

 

«Власти к киноклубам очень равнодушны»

 

Интересно, что не только подобные инициативные проекты прекращают существовать, но закрываются и целые кинотеатры. Так, например, закрылась «Смена», которая оставалась единственным детским кинотеатром в городе. Официальной причиной стали аварийное состояние здания и долги за коммунальные услуги. Неофициальная причина – проект «Ночная смена», в рамках которого энтузиасты устраивали нон-стоп показы ужастиков и аниме, якобы сопровождавшиеся пьяными вечеринками. Рентабельны были такие киномарафоны или нет, но «Смена» оставалась социально ориентированным кинотеатром, в отличие от основной массы, в разной степени сфокусированной на коммерческой стороне проката. Примечательно, что совсем недавно закрылась и легендарная черниковская «Победа», несмотря на традиционный для кинотеатров репертуар работавшая в убыток последние несколько лет, - из-за отсутствия дотаций из бюджета и поддержки от властей.

Действующих киноклубов немного. Половина из них по-прежнему связана с «Родиной». «Zеркало» открылось в зеленом зале весной 2016 года, модераторами выступают ведущие канала UTV Сергей Бархатов и Аскар Басыров. Из плюсов – интересный и актуальный выбор фильмов, которые порой не прокатываются в городе вообще. Из минусов – то ли опыт ведущих, то ли лимиты времени ограничивают встречи лишь просмотром и неконструктивным обменом мнениями после. Кажется, что киноклуб, нашел свой сбалансированный формат и не хочет его менять.

- Несмотря на то, что несколько последних сеансов у нас был солд-аут, пока сложно говорить о развитии формата, - прокомментировал Артур Хабиров, организатор киноклуба «Zеркало» и менеджер по кинопрокату в «Родине». - Но люди постепенно втягиваются, начинают активнее обсуждать фильм после показа, это, несомненно, радует. Кроме того, показы киноклуба проходят в зале всего на 37 мест. Это накладывает определенные финансовые ограничения и сужает выбор фильмов. Но менять зал мы пока не планируем. Мне кажется, клуб нашел свой формат и это именно такие камерные, полудомашние показы.

Клуб психологического кино «Инсайт» больше настроен на зарубежный мейнстрим и меньше всего похож на традиционный киноклуб. Каждый просмотр сопровождается регулярными паузами, во время которых ведущий Сергей Жданов комментирует происходящее с точки зрения психологии. Смотреть фильм в первый раз таким образом довольно тяжело, выбор здесь зачастую посредственный, но тем не менее клуб существует довольно успешно.

Киновед Владимир Жерехов около трех лет ведет клуб «Арт-кино», который сейчас обосновался в музее им. Нестерова. Здесь можно услышать лекции, связанные с контекстом тех или иных показов, попасть на тематические ретроспективы, а также обсудить фильм с единственным в городе профессиональным киноведом. Клуб малоизвестен в городе, почти никак себя не рекламирует и не в состоянии использовать весь свой потенциал. По мнению киноведа, в Уфе в идеале должен появиться свой музей кино, вокруг которого могли бы сосредоточиться киноклубы.

- Почему-то власти к киноклубам настроены очень равнодушно, - констатирует Владимир Жерехов. - Они считают, что если публика ходит на американское кино и приносит деньги, значит, все в порядке. Но ведь американское кино – часть кинопроцесса и даже не самая главная. Такое отношение к кино как к товару лишь поддерживает мировую коммерцию, но не искусство как таковое. Возникает вопрос: где брать финансы, когда мы все так трудно живем?

 

Говорите, вас слушают

 

Г-н Жерехов считает, что «дело даже не в деньгах, а в элементарном внимании властей к этому вопросу и изменении подхода с  коммерческого потребления на культуру показа».

- Сравните театральный фестиваль «Туганлык», который будет в сентябре: семинары, общение критиков, теория и практика, - замечает кинокритик. - Ничего подобного в региональной киносфере нет, а «Серебряный Акбузат» не может похвастаться и долей такого формата. Конечно, основные усилия сосредоточены на развитии национального кино и киностудии «Башкортостан» - это важно, я не спорю. Но нужно развивать внимание и к мировому, и к российскому кино, думать и о зрителях.

Главная же проблема большинства киноклубов как в Уфе, так и в стране в том, что по закону любой публичный показ фильма должен быть разрешен правообладателем. Даже на проекторе для 10 человек. Это означает финансовые вложения, время и увлекательная бюрократия, о которых иные местечковые организаторы не могут или не хотят слышать. Очевидно, что в таком полулегальном формате киноклуб не может существовать достаточно регулярно и продолжительно, учитывая реальную опасность серьезного штрафа. Следовательно, нужно развивать те площадки, где возможны показы легальные. В этом направлении Уфа находится где-то на уровне плинтуса. Очень не хватает событий, которые формировали бы культуру смотрения, причем не обязательно только арт-кино. Не хватает гостевых встреч, когда можно было бы пообщаться режиссером или актером после фильма, хоть бы и по скайпу. Не хватает лекций, раскрывающих контекст фильма-режиссера-направления, публичных разборов от приглашенных экспертов, которых можно было бы наскрести даже на местной киностудии. Не хватает всего того, что формировало бы вокруг показов определенную атмосферу, из-за которой публика бы шла в кино, а не ждала, пока фильм сольют в интернет благородные пираты.

Видимо, для подобного развития нужна какая-то атмосферная приманка, связанная с самим местом кинопоказа. И да, размышлять над фильмами, оказывается, тоже надо учить. Можно даже не уходить в далекий арт-хаус: в Уфе на показе «Нелюбви» Звягинцева дискуссия среди зрителей уперлась в вопрос, был на самом деле потерявшийся мальчик или нет.

Разумеется, далеко не каждый зритель готов говорить о фильме после просмотра. Но достаточно грамотно и интересно построить дискуссию даже среди двух-трех человек, чтобы остальным было комфортно в роли слушателей. Когда речь заходит о лекциях, многие привычно вспоминают свое бесполезное высшее образование. Это говорит только о том, что не нужны академические вещания, отдающие нафталином. Почему публичные выступления кинокритика Антона Долина собирают в Москве и Питере по-настоящему много публики? Дело не в количестве синефилов на квадратный метр. Уфе нужен эдакий доппельгангер Долина, способный увлечь простым, эрудированным и увлекательным подходом к общению. Конечно, тут должна быть и соответствующая площадка с разнообразными событиями на тему. Кто-то скажет, что в Замкадье подобный интерес невозможен, но такие примеры существуют, и вполне успешно. Например, новосибирский кинотеатр «Победа», в котором массовое кино успешно соседствует с арт-хаусом, фестивали - с ретроспективами, а ряд премьер проходит с приглашенными гостями.

Киновед Владимир Жерехов считает, что в киноклубном движении Уфы царит разобщение: нет основы, которая объединяла бы всех. Без фундамента кинообразование публики так и будет оставаться на нулевом уровне.

 

Понять и простить

 

Таково положение дел в Уфе. Казалось бы, вот она, идея для стартапа, но тут нужен особый тип менеджера. Он должен понимать специфику кино и более-менее в нем разбираться, а также чувствовать этот вопрос с точки зрения бизнеса, маневрируя между спросом и предложением целевой аудитории. Эта ниша практически свободна, но не стоит списывать со счетов особое отношение к инновационным проектам в Башкирии, к которым все лояльны лишь на словах. Поэтому неудивительно, что такие люди-трансформеры – редкость в нашем регионе, а наши киноклубы еще долго будут работать в пробной версии. Тем временем, возможно, именно такая инициатива могла бы сформировать в Уфе адекватное отношение к российскому кино, заодно создав важную культурную точку на карте города, где среди кафешек-однодневок и торговых центров так легко ни о чем не думать.

В последние годы российское кино снова стало упорно соревноваться с Голливудом. Ну как – соревноваться, мы пытаемся догонять условные эталоны, которые принято считать одинаково прибыльными и интересными для массового зрителя. У России как всегда свой путь: негласная цензура, избирательное финансирование политически верных фильмов и попытка мастерить свое, родное по зарубежным лекалам превращается в натягивание совы на глобус. Зрители с переменным успехом наблюдают этот фокус, но в целом мнение не меняют: при одинаковых усилиях и вложениях среднее зарубежное кино собирает в несколько раз больше, чем хорошее российское.

Власти готовы рубить сплеча: не первый год идет обсуждение о расчистке проката от зарубежного кино и увеличении доли отечественного контента. Одна из последних инициатив – поднять стоимость прокатного удостоверения с 3500 рублей до 5 миллионов – якобы должна отпугнуть низкопробную иностранщину и дать дорогу российским режиссерам. Последствия этого закона, если он будет принят, будут равносильны ядерному взрыву, но это уже совсем другая история. Тенденция такова, что чиновники решительно вошли в роль одного литературного градоначальника и среди своих «Не потерплю!» и «Разорю!» не хотят видеть более мягких и перспективных решений.

Так или иначе мы опять сталкиваемся с нарушением коммуникации между культурным объектом и его потребителем. С одной стороны есть публика, испытывающая к российским фильмам неприязнь, за глаза разделяя их на быдловатые комедии и неразвлекательное арт-хаусное занудство, которое в общественном понимании стало средоточием чернухи и мата. В последнее время наметилась еще группа блокбастеров, но и там не все спокойно: бок о бок с «Экипажем» и «Дуэлянтом» идут «Защитники» и «Чемпионы». С другой стороны – скрытое за толстым слоем топорного мейнстрима кино, незаштампованное и незамаранное псевдопатриотизмом, замершее без господдержки и продвижения. Это те самые фильмы, которые побеждают на международных фестивалях, а в региональном прокате проходят практически незаметно. Парадокс в том, что даже если свести публику и такое кино вместе, не факт, что проблема коммуникации будет решена.

Для примера можно взять внеконкурсного призера Канн этого года - «Тесноту» Балагова, ученика Сокурова. Для многих эта награда и эти фамилии – пустой звук, этих точек отсчета не хватает для анонса тяжелой, эмоционально выматывающей драмы про жизнь еврейской диаспоры в Кабардино-Балкарии в самом конце ХХ века. Чтобы адекватно воспринять эту историю, нужно зрителя подготовить: что это за имена, в чем специфика сокуровской стилистики, почему российский фильм в Каннах – это повод для уважения, зачем на экране опять 90-е, а в центре истории про выкуп заложников вдруг возникает реальная видеозапись с убийствами российских солдат? «Мало забот, что ли? И так жизнь – сплошной арт-хаус», - скажет вам первый попавшийся уфимский зритель и пойдет смотреть нового Люка Бессона. И будет прав.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты